Про вертикаль власти (статья из Псковского СМИ, но применима, счтаю, к ситуации по стране в целом). Всё это мы знаем, просто сформулировано недурно.
"У любой медали две стороны, так и здесь, наряду с плюсами - такими, как порядок, четкое исполнение поставленных задач, всем понятно, кто за что отвечает, с кого следует спрашивать и т. п., есть и минусы.
Во-первых, в условиях жесткой подчиненности все звенья властной цепи - от уровня местного самоуправления до самого верха, беспокоит в первую голову позиция вышестоящего начальства, а не общественное мнение. Это мы наблюдаем и в Псковской области, в том числе на примерах глав районов и округов. В условиях, когда по итогам реформы руководителей муниципалитетов уже не избирают, а назначают депутаты местных собраний из числа участников конкурса - и такие управленцы зависимы и подотчетны областному руководству, они зачастую весьма нелепо реагируют на обращения граждан, ибо понятно, что главное - чтоб не нажаловались наверх. Без нагоняя и волшебного пенделя зачастую не могут разобраться на месте даже с локальной проблемой, уж точно не требующей вмешательства начальства. Можно вспомнить множество случаев, когда муниципальные главы в последние годы были не способны убрать упавшее дерево или решить иные вопросы без окрика губернатора. Справедливости ради замечу, что так не только у нас, но и в целом по стране.
Во-вторых, чем серьезнее выстраивается вертикаль - тем больше встраиваются в нее те, кто готов мимикрировать, подстраиваться, не иметь своего мнения. Принципы «Начальник всегда прав», «Инициативу лучше не проявлять» и прочие уже пора включать в сборник чиновничьих правил и учебник современного карьериста. В итоге фиксируем появление новой генерации управленцев - не готовых брать на себя ответственность, никогда не выступающих с инициативами, действующих по принципу «Как бы чего не вышло» и «Солдат спит - служба идет».
В целом едва ли не на всех этажах власти в стране упал уровень чиновников - не только профессиональный, но и интеллектуальный. Салтыков-Щедрин по ним плачет. Самостоятельно мыслящих и инициативных людей система не приемлет - ей нужны исполнители. Если на первом этапе это позволило решить некоторые локальные задачи и в чем-то даже пошло в плюс - по крайней мере, стало меньше противоречий и конфликтов, то по прошествии ряда лет стали очевидны минусы - начиная с того, что вышестоящим начальникам приходится постоянно вмешиваться и указывать, что надо делать, и заканчивая общей деградацией чиновничества, и это приводит к весьма печальным последствиям, вплоть до уголовного преследования управленцев.
Очевидно, что до тех пор, пока принцип «Набрали верных, а спрашивают, как с умных» будет оставаться актуальным, кадровый вопрос так и останется ахиллесовой пятой власти. В общем, эффективно решать задачи таким чиновникам сложно, можно сказать, и по другому: они не в состоянии делать это, а вот имитировать бурную деятельность, отчитываться в духе «Перестроились досрочно» - это всегда пожалуйста, это у нас доведено до совершенства!
Отсюда - такое количество рабочих совещаний, заседаний оргкомитетов, дорожных карт, отчетов, пустых пресс-релизов и прочих проявлений как бы напряженной работы, когда процесс оказывается не то что важнее результата, а просто подменяет собой результат. На самом деле это очень опасная тенденция, в итоге парализуется работа и ставится крест на здравых идеях и важных задачах, спущенных сверху.
Уж сколько раз за последние годы сотрудники областного правительства откровенно «косячили», срывали сроки, не выполняли поставленную задачу, а виноватых так и не было. Разве что наказывали какого-нибудь нерадивого подрядчика.
Вспоминаю, как в свое время бывший псковский губернатор Андрей Турчак, став большим партийным начальником, пытался вдохнуть в «Единую Россию» новую жизнь и отмечал, что основная проблема партии - сама партия. То же самое и здесь: главный враг системы - она сама: от нее исходят основные риски. Как невозможность человека воспринимать критику со стороны и самому непредвзято оценивать свои действия является симптомами серьезных психических заболеваний, так и неспособность системы критично относиться к себе свидетельствует о существующих проблемах.
Отсутствие внутренней критики мы отмечаем и на региональном уровне. Доходит до того, что любые критические замечания - что со стороны, что внутри системы - публично фактически запрещены. Что и наблюдаем, к примеру, на парламентских часах в областном Собрании, когда руководители определенного уровня защищены от критики. А когда в последний раз глава региона устраивал жесткую публичную выволочку подчиненным? Было это давным-давно, еще в первый срок губернаторства Михаила Ведерникова.
Вместе с тем надо отдать системе и должное: как может она борется с этими негативными процессами, на всех уровнях введены KPI, иначе говоря - ключевые показатели эффективности, которые позволяют более высоким уровням вертикали контролировать и оценивать эффективность работы более низких этажей. Напомню, что в конце прошлого года президент России Владимир Путин утвердил перечень ки-пи-ай для губернаторов. В перечне, как и в предыдущие годы, остались показатели доверия к власти и демографические показатели, но появились и новые."