"М.И. Семнский в работе, посвящённой политическому сыску Петра (I), приводит инструкцию о пытках:
Для пытки о приключившихся злодействах, сделано особливое место, называемое застенок, огорожен палисадником и покрыт для того, что при пытках бывают судьи и секретарь, и для записи пыточных речей подьячими...
В застенках же для пытки сделана дыба, состоящая в трёх столбах, из которых два вкопаны в землю, а третий сверху, поперёк. И когда назначено будет для пытки время, то кат или палач явиться должен в застенок с своими инструментами, а оные есть: хомут шеяной, к которому пришита верёвка долгая; кнутья и ремень, которыми пытаемому ноги связывают.
По приходе судей в застенок и по рассуждении в чём подлежащего к пытке спрашивать должно, приводится тот, которого пытать надлежит, и от караульного отдаётся палачу; которой долгую верёвку перекинет через поперечной к дыбе столб и взяв подлежащего к пытке, чрез представленных для того людей встягивается, дабы пытанный на земле не стоял. У которого руки и выворотит совсем назад, и он на них висит; потом свяжет показанным выше ремнём ноги, и привязывает к сделанному нарочно впереди дыбы столбу.
Для взыскания истины употребляются нарочно:
1-е тиски, сделанные из железа в трёх полосах с винтами, в которые кладутся злодея персты сверху большие два из рук, а внизу ножные два; и свинчиваются от палача до тех пор, пока или не повинится, или не можно будет больше жать перстов и винт не будет действовать;
2-е, наложа на голову верёвку и просунув кляп и вертят так, что ной изумлённым бывает; потом простригают на голове волосы до тела, и на то место льют холодную воду только что почти по капле, от чего также в изумление приходит;
3-е, при пытках, во время такого ж запирательства и для изыскания истины, пытанному, когда висит на дыбе, кладут между ног ремень, которым они связаны, бревно и на оное палач становится за тем, чтоб на виске потянуть его, дабы более истязания чувствовал. Есть ли же и потому истины показывать не будет, снимают пытанного с дыбы, правят руки, а потом опять на дыбу таким же образом поднимают для того, что и чрез то боли бывает больше.
Хотя по законам положено только три раза пытать, но когда случится пытанный на второй или на третьей пытке речи переменит, то ещё трижды пытается.
И есть ли переговаривать будет в трёх пытках, то пытки употребляются до тех пор, пока с трёх пыток одинаковое скажет (о вреде изменения показаний - прим. Лешего), ибо сколько б раз пытан ни был, а есть ли в чём-нибудь разнить в показаниях будет, то в утверждение должен ещё три пытки вытерпеть, а потом и огонь таким образом: палач, отвязав привязанные ноги от столба, висячего на дыбе растянет и зажегши веник с огнём водить по спине на что употребляется веников три или больше, смотря по обстоятельству пытуемого.
Когда пытка окончится и пытанный подлежать будет по винам ссылке на каторгу, то при посылке от палача вырываются ноздри сделанными нарочно клещами. Есть ли же которые подлежат смертной казни, то и таковых, в силу указов, до будущего и действительной казни определения, велено ссылать на каторгу ж, а при посылке также ноздри вырезываются. И сверх того особливым присланными штемпелями на лбу и на щеках кладутся знаки (вор), в тех же штемпелях набиты железные острые спицы словами, и ими палач бьёт и лоб и щёки, и натирает порохом, и от того слова видны бывают."
Ист.: А.В. Седунов "Губернский городовой", стр. 33-34, ГП "Псковская областная типография", 2004.
Отредактировано Леший (2021-09-06 20:46:37)