Покопался в архиве, нашел ряд интересных, в чем то полезных статей.
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)
Эмоция ("собственно эмоция" в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
Изард выделил 10 качественно различных "фундаментальных" эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Итак, фундаментальные эмоции по К. Изарду :
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. "Введение в клиническую психологию"
Подробная схема релаксации
- расслабление по Х.-К. Лёйнеру (символдрама)
▫Сядьте, пожалуйста, поудобнее.
▫ Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.
▫ Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.
▫ Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол
▫ Руки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).
▫ Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.
▫ Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.
▫ Расслабиться, снять накопившееся напряжение,
▫ Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.
▫ Начните расслабляться с мышц плеч
▫ Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.
▫ Представьте, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.
▫ Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки
▫ Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти
▫ Ваши запястья расслабляются
▫ Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.
▫ Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.
▫ Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.
▫ А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.
▫ Вам хорошо и приятно дышится.
▫ Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.
▫ Представьте, как тепло из живота опускается в ноги
▫ Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени
▫ Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.
▫ Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.
▫ Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.
▫ Почувствуйте, как расслабляется середина спины между лопатками.
▫ Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.
▫ Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.
▫ Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.
▫ Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.
▫Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок (луг, ручей, дом ) Примечание: это мотивы основной ступени Символдрамы.
▫ Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует вам ваше воображение.
▫ Или любой другой образ. Все, что вы представите - это хорошо. Мы можем работать с любым образом.
▫ Если вы что-нибудь представите, то расскажите, что вам представляется.
▫ Что сейчас?
После того, как поработали с образом, полезно проговорить клиенту:
▫ "Запомните все ваши чувства, опыт, переживания. Вы всегда сможете вернуться к этому образу, когда будет нужно, а чтобы вернуться в этот кабинет, сожмите руки в кулаки: раз, два, три, потянитесь, почувствуйте своё тело как ото сна и медленно открывайте глаза"
Способы работы с теневыми аспектами личности: практикум.
Автор: Уласевич Тина
Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).
В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)…
"Тень - это то, чем человек не хотел бы быть"...(Юнг)
Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом...
Начнем?
Работа с теневыми аспектами личности. Поэтапный практикум
☑ 1 этап работы - «Выследить Тень»
Цель – идентифицировать Тень.
▪1 вариант работы - Анализ наших противоположностей (сознательный компонент).
Инструкция:
Составьте список черт, свойств, качеств вашей личности. Чем больше в нем пунктов - тем более точным и интересным получится результат. Затем, напротив каждой вашей характеристики напишите противоположную черту, качество или свойство (антоним).
Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.
▪2 вариант работы - Работа с проекциями (бессознательный компонент)
Рассмотрим один из возможных вариантов групповой работы с Тенью (метод «3-2-1» + работа с масками).
Инструкция:
Вспомните 3з человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции.
Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит».
Перечислите те черты или качества, которые вызывают у вас гнев, ярость, обиду или сильное раздражение. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову— конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге список должен превратиться в концентрат из четких формулировок - перечень «негативных» качеств «ужасного» человека. Многие из них, наверняка, подумав, можно сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это. Чем проще и короче определения, тем лучше.
Само по себе составление списков вам, конечно, ничего не даст, ведь это только начало работы, которую лучше выполнять в присутствии и при участии специалиста.
☑ 2 этап работы - Визуализация Тени.
Цель - отделить Тень от личности, дистанцироваться от Тени.
Исследовать Тень - обратную сторону личности принято проективными методами, осторожно и издалека
Поэтому, прочтите внимательно итоговый список качеств.
- Что за личность перед вами?
- Подумайте, что это за образ?
- Что это мог бы быть за человек?
- Каковы его сильные черты и слабости?
- Можно придумать про него рассказ, пофантазировать о том, как он живет, чем интересуется, чего хочет.
- Дайте ему имя, максимально отражающее его характер.
А теперь, создайте маску этого человека.
Маска изготавливается из картонного шаблона, который разукрашивается: дорисовывается мимика, дополняется деталями – головной убор, волосы, определенные атрибуты, детали одежды и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции, мысли появлялись в работе над маской?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на итог своей работы?
☑ 3 этап. Знакомство с тенью
▪3.1. - Разговор с Тенью
Цель – «отреагирование» чувств
На данном этапе необходимо вступить в диалог с Тенью (от второго лица («ты и я»).
Обсудите в парах или письменно особенности контакта с «ужасным» человеком, выскажите ему всё, что вы чувствуете (страх, агрессию, презрение…) и то, что вы думаете о нём (например, «умри, грязная скотина!», «я тебя ненавижу, чертов ублюдок!» и т. п.).
...
В гештальт-терапии вы можете «поговорить» с «ним», «задавая» ему вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил бы он (используя технику «пустого стула»).
▪3.2. - Стать Тенью («Я – Тень»)
Цель – идентифицироваться с Тенью и исследовать (найти, как Тень проявляется).
1. Участники идентифицируются с "ужасным" человеком: надевают свои маски "Тени" и несколько минут взаимодействуют от его лица - двигаются, общаются или просто молча ходят по комнате, отслеживая свои ощущения.
Если есть зеркало, внимательно смотрят на себя в маске.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытали, надев маску и глядя на себя в зеркало?
- На кого вы в маске похожи (отец, мать и т.д.)?
2. Участники возвращаются на свои места. В центр круга ставится стул и каждая «Тень» по очереди садится на него. При этом ей необходимо рассказать о себе от первого лица.
Остальные участники в свободном режиме задают по 4-5 вопросов каждой «Тени»:
Например:
- Какой ты?
- Что ты думаешь об окружающих людях? О себе?
- Чего ты хочешь?
- Что в тебе хорошего?
- Чего ты добиваешься?
- Что ты получаешь и что теряешь в жизни?
И т.д.
После того, как вы «допросили» каждую «Тень», подумайте:
- Бываете ли вы такими, как вы описали…
- Говорили ли вам когда‑нибудь, что перечисленные «негативные» качества есть у вас? Как вы реагировали?
- Вспомните ситуации, где вы проявляли эти качества со всей отчетливостью….
- Где и как ваша «Тень» проявляется? Что ее «запускает»? (например, фраза «Ты должна» или «Ты же мужчина»…)
- Чему она вас учит (в чем состоит «вторичная выгода» от ее существования)?
Если вы боитесь отвержения, то, спросите группу, что участники чувствуют и думают, когда смотрят на вас в Маске Тени. Могут ли они принять вас такого? Как правило, ответ – «Да»…
А теперь возвращаемся в сегодняшний день и думаем, какие наши потребности в жизни не удовлетворены?..
☑ 4 этап. Трансформация тени.
Цель - договориться (подружиться) с Тенью.
После того, как вы «заглянули в глаза» своей Тени, осознали свои подавленные потребности и желания, важно понять, что никто из нас не идеален. Нужно научиться дружить со своей Тенью. Заключить с ней договор. Пригласить ее быть частью нашей индивидуальности...
Для начала попробуйте найти для своей Тени место, социально приемлемую форму и время, когда она может приходить (найдите возможность удовлетворять свои потребности без экстрима).
Например, определите по каждому пункту из списка «негативных» качеств те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться… и начните сознательно учиться (как в детстве мы учились читать и писать) отказывать без объяснений, ставить свои интересы на первое место, требовать, проявлять агрессию и т.д.
Работа с теневыми аспектами личности – это всегда удивление. Тень, как правило, не такая, какой она кажется. Под внешней агрессией «прячется» тоска, вина, страх, одиночество и желание удовлетворить свои нормальные человеческие потребности, которые много лет подавлялись в угоду другим…
Отрывок из цикла статей Уласевич Тины "Работа с Теневыми аспектами личности"
Отредактировано Strannik (2017-03-08 14:09:23)