"Как начать практиковать любящую доброту в медитации и какие перемены в жизни она приносит?"
Олег Цендровский. Письмо 194. Источник: https://vk.com/@apostils-194d
Ранее мы разбирали главное наставление Будды о любящей доброте – Карания-метта-сутта. В Палийском каноне сохранился еще один текст, посвященный теме любящей доброты, – «Сутра о благах любящей доброты» (Меттанисамса-сутта) [1]. В ней Будда называет одиннадцать преимуществ практики метта, тем самым расширяя утверждение о том, что любящая доброта дарит практикующему божественное бытие здесь и сейчас.
В начале сутры Будда говорит так:
«Монахи, когда освобождение ума любящей добротой практиковалось, было развито и взращено, сделано средством продвижения и опорой, осуществлено, утверждено и должным образом предпринято, то можно ожидать одиннадцати благ».
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Вы хорошо спите
Практика метта расслабляет ум и тело и снижает общий уровень стресса и нервного возбуждения, которые являются основной причиной проблем со сном. Вместо того чтобы прокручивать в голове накопившиеся тревоги и обиды, ум наполняется волей к благу и ясностью. Настрой доброжелательности примиряет нас с тем, что есть, помогает увидеть богатство нашей жизненной ситуации и двинуться ей навстречу.
Мы ощущаем внутренний покой, и качество нашего сна улучшается: мы быстрее засыпаем, спим глубже и реже просыпаемся ночью.
Вы пробуждаетесь радостными
Качество сна напрямую влияет на характер пробуждения: после хорошего сна мы чувствуем себя посвежевшими и отдохнувшими умом и телом. Кроме того, культивируемый нами настрой доброжелательности означает, что наши первые мысли при пробуждении с большой вероятностью будут позитивными и спокойными.
Пробуждение происходит легко, без чувства тяжести, подавленности или раздражения.
Вам больше не снятся кошмары
Содержание наших снов отражает состояние ума во время бодрствования и накопившееся в бессознательном образное, эмоциональное и волевое содержание.
Внутренние конфликты, тревожные и агрессивные образы и неумение справляться с негативностью жизни часто приводят к тому, что во время ночного сна наше бессознательное продолжает ту самую работу, которую мы так и не проделали днем. Ум пытается переварить накопленный негативный опыт, осмыслить его и упорядочить, поэкспериментировать с ним. Мы переживаем эти эксперименты в форме тревожащих нас сновидений.
Когда с помощью практики метта мы регулярно очищаем свой ум от напряжения, злости, жажды, страха и беспокойства, у нашего бессознательного не остается такого большого объема недоделанной работы в виде негативного психического материала, который так и не был освоен и гармонизирован. Мы рассеяли значительную часть накопленной негативности в лучах любящей доброты.
Ум, наполненный любящей добротой, естественным образом порождает более светлые и спокойные сновидения.
Вы любимы людьми
Очевидно, что человек, который искренне дружелюбен и открыт к другим, чаще встречает дружелюбие в ответ, чем тот, кто злонамерен, закрыт и подозрителен.
Метта трансформирует наше внутреннее состояние, что неизбежно проявляется вовне – в выражении лица, тоне голоса, языке тела, словах и поступках. Люди интуитивно тянутся к тем, кто излучает теплоту, открытость и искреннюю доброжелательность. Практикующий метта меньше осуждает, больше сопереживает, охотнее помогает и понимает другого, что делает его более приятным и полезным участником любых взаимоотношений.
Наполняя ум любящей добротой, мы создаем вокруг себя атмосферу, в которой лед в чужих сердцах тает и их собственная доброжелательность все более пробуждается. Мы начинаем притягивать ответные благие чувства. Куда бы мы ни пошли, мы чувствуем себя налегке и в безопасности. Даже когда мы сталкиваемся с негативными состояниями других людей, они не заражают нас.
Вы любимы другими существами
«Другие живые существа» – буквально «не-люди» (пал. amanussā) – могут подразумевать как животных, так и существ из других миров в буддийской космологии (например, богов и духов природы).
Энергия любящей доброты универсальна и ощущается всеми живыми существами – даже теми, кто не обладает человеческими умственными способностями. Животные, к примеру, очень чувствительны к невербальным сигналам и общей энергетике человека: хорошо известно, что они чувствуют себя радостнее и спокойнее рядом с человеком, чье сердце наполнено метта.
Мы знаем, что это так, не только по многочисленным частным рассказам, но и благодаря научным исследованиям. С поверхности нашей кожи испаряются метаболиты гормонов и другие летучие химические соединения, которые отражают наше состояние и общий гормональный фон (в том числе уровень страха, тревоги и возбуждения). Эти вещества бессознательно улавливаются животными и даже людьми, влияя на их отношение к нам и дальнейшее поведение.
С точки зрения науки, человек, наполненный метта, излучает ауру любви и спокойствия как на уровне базовых невербальных сигналов (тон голоса, мимика и движения), так и на химическом уровне.
Вас оберегают боги
Считается, что практика метта является мощным источником благой кармы, которая привлекает благоприятные влияния и защиту со стороны существ, обитающих в более высоких и благих сферах бытия. Они радуются добродетели и стремятся поддержать тех, кто ее культивирует.
По меньшей мере это преимущество верно в фигуральном смысле: взращивая любящую доброту, мы создаем и в своем уме, и в своей жизни благие причины, которые порождают благие следствия. Это и есть благая карма: особая гравитация наших благих актов ума, возникающая сообразно закону. Когда она действует в нашей жизни, нас будто бы оберегают сами боги.
Огонь, яд и оружие не коснутся вас
Как известно, Будда умер от пищевого отравления, его старший ученик Моггаллана и главный мастер самадхи был убит разбойниками, а Сарипутта, считавшийся первым по мудрости после Будды, заболел и умер от дизентерии.
Другие великие мастера также старились, болели и умирали, о чем сутры рассказывают без всякой утайки. Так было во всех духовных традициях мира, как буддистских, так и небуддистских.
Будда приветствовал использование медицины, прибегал к помощи врачей и никоим образом не обещал, что духовная практика гарантирует нам защиту от болезней, ядов, стихий или ударов мечом. Утверждать такое буквально было бы шарлатанством, которое очевиднейшим образом расходится с фактами жизни и личными историями выдающихся духовных практиков.
Имея это в виду, данное преимущество обыкновенно толкуется метафорически. Оно означает, что практика метта, создавая в нашей жизни благую гравитацию (благую карму), значительно уменьшает вероятность, что мы пострадаем от насилия и многих других неприятностей. Если же нечто подобное случается, то мы смягчаем и балансируем любые разрушительные влияния благодаря силам любящей доброты, ясности и невозмутимости.
Взращивающий метта имеет меньше недоброжелателей и повсюду обретает друзей, поэтому он редко становится объектом агрессии («оружия»). Его спокойный и собранный ум более внимателен к окружению, что помогает ему избегать несчастных случаев («огня», «яда» и многого другого). Даже когда вред неизбежен, наполненный метта ум обретает внутреннюю устойчивость и встречает все происходящее свободным от страха и страдания.
Существует и множество частных свидетельств, показывающих, что сильная метта оказывает реальное защитное воздействие, изменяя обстоятельства и влияя на намерения других. Классический пример – история о том, как Будда усмирил бешеного слона Налагири силой своей любящей доброты.
Наконец, огонь, яд и оружие могут быть поняты как метафоры для омрачений ума, которые устраняются за счет практики любящей доброты. В сутрах Палийского канона эти слова и правда очень часто используются в переносном смысле.
Ваш ум быстро обретает концентрацию
Метта представляет собой движение навстречу реальности и чистую волю к благу для всего того, что есть. Активное движение навстречу миру, ощущение богатства ситуации и внутреннего состояния рассеивают все помехи для концентрации. Волнение и беспокойство, вялость и отупение отступают, ибо их природа – это отторжение того, что есть, и утрата умом энергии.
Когда мы наполнены любящей добротой, мы наслаждаемся настоящим моментом и объектом медитации: наше внимание естественным образом собирается в концентрации вокруг того, что есть. Такой ум намного податливее для глубокой медитации, поскольку ничто не тянет его прочь.
Как следствие, медитация любящей доброты не только ценна сама по себе, но и готовит нас для любой другой практики. Она является прекрасной подготовкой для глубокой самадхи и может вывести человека в полную концентрацию джан, о чем мы еще поговорим далее.
Ваше лицо проясняется и умиротворяется
Хронический стресс, гнев, обида и иные негативные состояния оставляют отпечаток на лице человека в виде напряжения мимических мышц и хмурости. Метта снимает это напряжение и расслабляет мышцы лица.
Регулярная практика любящей доброты буквально осветляет человека изнутри, и это проявляется в более ясном, открытом, спокойном и привлекательном выражении лица.
Вы оставляете жизнь без смятения
Фундаментальный настрой любящей доброты и внутренний покой, развитые годами практики, становятся опорой в самый критический момент нашей жизни. Наш ум не обременен сожалениями, злобой, обидами, страхом и цеплянием за обладание. Мы сохраняем легкость, ясность, невозмутимость и доброжелательность даже перед лицом смерти.
Благое состояние ума в момент смерти не только хорошо само по себе, но и, как утверждает традиция, направляет сознание к благоприятному перерождению. Наши последние мысли и бессознательное содержание нашего ума в момент смерти играют значительную роль. Если ум наполнен метта и иными благими качествами, это притягивает сознание к высшим и благим сферам бытия.
Если вы не достигнете высших состояний (то есть стадий просветления), вы переродитесь в мире богов
Последнее преимущество, названное Буддой, означает, что если практикующий метта не достигает полного просветления в этой жизни, то благодаря силе своей практики он перерождается в одном из высших благих миров – в мирах Брахмы. Миры Брахмы характеризуются преобладанием в сознании населяющих их живых существ радости и счастья и таких качеств, как любящая доброта, сострадание, сорадость и невозмутимость.
Здесь действует уже описанная ранее логика: глубокое и устойчивое развитие любящей доброты очищает ум от омрачений и создает мощную благую карму, которая действует как при жизни, так и в момент смерти, а потому решительным образом влияет на посмертные трансформации той энергии, из которой состоял наш ум при жизни тела.
Одиннадцать преимуществ практики любящей доброты отражают ее целостное влияние на человеческое благополучие. Первые преимущества подчеркивают быстрые улучшения в повседневной жизни, такие как более качественный сон, снижение тревожности и более гармоничные отношения с окружающими.
Последние преимущества затрагивают благую трансформацию всей нашей судьбы и духовную защиту, прогресс в других формах медитации и, наконец, мирную смерть и благое перерождение.
Независимо от того, как мы относимся к перспективе перерождения, практикуя любящую доброту, мы получаем многочисленные и зримые преимущества уже здесь и сейчас. В своем известном обращении к каламам (представителям небольшого народа, жившего в отдаленной части Индии) Будда сперва кратко описывает медитацию любящей доброты, а затем говорит так:
«Ученик Благородных, каламы, чей ум подобным образом лишен вражды, не имеет недоброжелательности, не загрязнен и чист, добился четырех гарантий в этой самой жизни.
Вот какова первая гарантия, которой он добился: “Если есть следующий мир и если есть плод и результат благих и неблагих поступков, то есть возможность, что после распада тела, после смерти, я перерожусь в благом уделе, в небесном мире”.
Вот какова вторая гарантия, которой он добился: “Если нет следующего мира и если нет плода и результата благих и неблагих поступков, то уже прямо здесь, в этой самой жизни, я поддерживаю себя в счастье, не имея вражды и недоброжелательности, будучи свободным от бед”» [2].
Перечисленные в Меттанисамса-сутта одиннадцать преимуществ есть лишь небольшая часть от общей их совокупности, и вскоре мы рассмотрим воздействие практики метта на психическое и физическое здоровье согласно современным научным исследованиям.
Начало формальной практики метта
Теперь мы наконец-то подошли к главному: к пошаговой методике развития любящей доброты в сидячей медитации и в движении. Здесь важно сделать оговорку, что в практике метта мы не пытаемся заставить себя любить. Любящая доброта уже есть в нас, и мы лишь помогаем ей освободиться. Мы убираем препятствия на ее пути и разжигаем ее искры – себе и другим во благо.
Но как нам отыскать в себе способность любящей доброты в наиболее чистой форме, чтобы начать работать именно с ней, а не с чем-то лишь похожим на нее? И если любовь есть чистая воля к благу, то на какой объект ее следует направить в первую очередь: сразу на весь мир или сперва на какую-то его отдельную часть?
В древности основным способом объяснить другим людям, что такое любовь, был совет обратить внимание на то, чего именно они хотят для самих себя.
Духовные учителя обращались к людям с такими словами: «Все вы хотите себе блага и процветания, здоровья и долгой жизни, безопасности и счастья, не так ли? Обнаружьте эту волю к своему благу, почувствуйте ее, а затем возьмите за основу и распространите ее на всех. Поймите, что все живые существа родственны вам, и так же, как вы желаете блага себе, другие желают себе блага и избегают страдания. Вы увидите, как эта любовь к другим наполнит вас самих благом и счастьем».
Этой стратегией пользовался Христос в его известной формуле «Возлюби ближнего твоего как самого себя», и к ней прибегали Конфуций, Махавира, Будда и многие другие.
Любить самих себя и желать себе блага считалось в древности чем-то предельно естественным и само собой разумеющимся. Соответственно, медитация любящей доброты в буддистской традиции начинается с самого себя, а затем, взяв волю к своему благу за основу, мы переходим к близким людям, к незнакомцам, к недоброжелателям и, наконец, ко всем живым существам.
Сегодня, однако, духовный климат в мире несколько изменился, и все больше людей испытывают значительные трудности с тем, чтобы полюбить себя и искренне пожелать себе блага. Не самым универсальным решением будет начинать практику любящей доброты и со своих близких людей, незнакомцев или тем более недоброжелателей (называемых в традиционных источниках «врагами»).
С близкими нас часто связывают не менее сложные отношения, чем с самими собой: это сочетание разных и весьма противоречивых эмоций, желаний и воспоминаний. До незнакомцев, с другой стороны, нам может быть мало дела, а недоброжелатели пробуждают в уме слишком сильное отторжение.
Прежде чем перейти к этим более сложным категориям, мы попробуем разжечь огонь метта на основе самого простого и безопасного объекта: воображаемого живого существа. Преимущество работы с воображаемым существом в качестве стартовой точки в том, что у нас с ним нет никакой предыстории взаимодействий, которая бы нас отвлекала. У нас нет к нему накопленных ни претензий и обид, ни желания обладать им.
Воображаемое существо есть очень чистый объект для начала практики любящей доброты, который позволяет почувствовать эту великую силу, пробудить, а затем взять за основу и распространить на свое отношение ко всему миру.
Но какое именно живое существо вообразить для практики метта? Это зависит исключительно от ваших предпочтений.
Представьте существо из той группы живых существ, к которой вы чувствуете особенную и незамутненную симпатию. В качестве примера я здесь использую котенка, но вы можете выбрать и кого-то другого: младенца, щенка, игуану или даже комнатное растение. Для того, чтобы первые искры любящей доброты были особенно чистыми, это должно быть именно воображаемое живое существо, а не то, с которым вы сталкивались в своей жизни.
Работа с воображаемым живым существом никоим образом не является обманом. Это искусное средство для благой цели – то, что в буддизме называется упайя. Существо, которое вы представите, есть воплощение и собирательный образ огромного числа реальных живых существ, которые нуждаются в любви и заботе, в счастье и безопасности. Через него вы начинаете налаживать контакт с ними всеми.
Вхождение в медитацию
Прежде чем приступить к самому главному упражнению, мы рассмотрим, как мы можем подготовить к нему свой ум. Сейчас я опишу один из вариантов вхождения в медитацию, и его полезно использовать перед любой медитацией, которой вы занимаетесь. Эта техника требует совсем небольшого объема времени: от 10 секунд до нескольких минут.
В рамках самостоятельной практики после вхождения вы можете выполнить дополнительные упражнения для успокоения и прояснения ума (например, шаги анапанасати из моего курса) или же переходить к практике любящей доброты сразу.
Вхождение в медитацию состоит из четырех шагов.
Шаг 1: Принятие правильного положения тела и замедление. Для вхождения в медитацию закройте глаза и примите правильное положение тела: сядьте в позу для медитации или просто с ровной спиной в удобном для вас положении и замедлите темп работы своего ума. Расслабьтесь и совершите мягкое усилие упокоения и неподвижности.
Шаг 2: Сканирование. Направьте внутренний взор на то, что происходит в вашем сознании прямо сейчас. Окиньте вниманием всю панораму ума и тела и просканируйте ваши шесть чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и, наконец, ум в узком смысле этого слова (то есть такие ментальные явления, как мысли, чувства и желания).
Для простоты запоминания сделайте отправной точкой ваши глаза. Направьте внимание на них. Это будет означать, что первым чувством, которое вы осознаете, будет зрение. Заметьте краски и формы, возникающие под закрытыми веками, а также образы и другие визуальные ощущения, которые присутствуют в вашем уме в данный момент.
На том же уровне, что и глаза, расположены уши. Когда вы закончите со зрением, перейдите к слуху и обратите внимание на доносящиеся до вас звуки или на особое звучание тишины.
Затем перейдите к носу и рту: осознайте вкусовые переживания и запахи.
После этого займитесь пятым чувством – осязанием: заметьте самые сильные ощущения, которые возникают в вашем теле от макушки до кончиков ног. Это могут быть ощущения давления и контакта тела с одеждой и поверхностью, на которой вы сидите, ощущения тепла и холода, дискомфорта и напряжения в теле или удовольствия и расслабления, как и многие другие.
Наконец, перейдите к тому, что буддистская традиция называет сферой шестого чувства: ментальным явлениям. Заметьте мысли, эмоции, чувства и побуждения, которые проносятся в вашем уме.
Делайте все это в неторопливом темпе, постепенно замедляясь. Без крайней необходимости не используйте слова. Просто осознавайте и наблюдайте.
Шаг 3: Исследование. После сканирования ума и тела, исследуйте их общее состояние немного глубже. Попробуйте понять, каков ваш доминирующий настрой прямо сейчас.
Испытываете ли вы скорее волнение и беспокойство или же вялость и сонливость? Какие именно чувства, желания, мысли и заботы вас наполняют? Есть ли в вас раздражение, усталость и нетерпение? Или вы, быть может, испытываете скорее радость, спокойствие, предвкушение? Где в вас находятся островки напряжения?
Шаг 4: Отпускание. Наконец, отпустите прошлое и будущее и настройтесь на внутреннюю тишину. Все ваши заботы и дела подождут. Будьте в том, что есть, и отпустите тягу к тому, что было и будет. Сосредоточьте свое внимание перед собой, в условном центре сознания: в нашем случае таким центром будет дыхание.
В большинстве ситуаций на вхождение в медитацию рекомендуется отводить от 10 секунд до пары минут. Вы принимаете правильное положение, замедляетесь, а затем быстро, но без суеты сканируете панораму сознания и понимаете то состояние, в котором ум и тело находятся прямо сейчас. После этого вы отпускаете прошлое и будущее и сосредотачиваете свое внимание перед собой. На этом вхождение в медитацию завершено.
Ваши первые пробы, однако, должны занять как минимум несколько минут, чтобы вы освоились с процессом.
Первый этап
Выполнив подготовку, представьте существо из той группы живых существ, к которой вы чувствуете особенную симпатию. Как я говорил, в качестве примера я использую котенка.
Представьте, что котенок находится один в пустой комнате, что он голоден, ему страшно и одиноко, что у него не все хорошо. Это еще одно искусное средство, для того чтобы научиться пробуждать настрой любящей доброты. Как и очень многое в жизни, любящая доброта откликается на потребность в себе. Нарисовав в своем воображении существо, которое особенно остро нуждается в любящей доброте, вы помогаете ей проявиться.
Миска нашего котенка пуста, в комнате царит полутьма, и он ходит по ней, издавая жалобное мяуканье. Понаблюдайте за этим несколько секунд и скажите: «Я желаю, чтобы ты всегда был счастлив и в безопасности».
Представьте, что его комната и весь ваш ум медленно заполняются светом. Сделайте паузу и позвольте чувству, которое заложено в этих словах, проявиться. Ощутите волю к благу, но именно как радостное, а не горестное чувство. Это очень позитивный настрой.
Скажите: «Пусть ты всегда будешь сыт, пусть ты всегда будешь в изобилии, пусть твоя пища будет самой вкусной и здоровой». Представьте, как в его миске появляется молоко, а в его комнате и в вашем уме становится еще немного светлее.
Не торопитесь произнести слова, делайте это осмысленно и без спешки. После каждого нового пожелания делайте паузу и проводите несколько секунд или несколько десятков секунд в молчании, наблюдая за тем, что происходит. Позволяйте чувству любящей доброты раскрыться.
Скажите: «Пусть ты всегда будешь окружен заботой и любовью».
Скажите: «Пусть тебе всегда будет тепло, пусть у тебя всегда будет кров и уют».
Скажите: «Пусть ты всегда будешь здоровым и свободным от болезней, пусть тебе будет легко и радостно».
Скажите: «Я желаю тебе быть сильным и мужественным, свободным от страдания и страха».
Наконец, вообразите, как вы берете котенка на руки, посмотрите ему в глаза и произнесите финальную формулировку: «Я люблю тебя, я желаю тебе только блага, и мое сердце всегда открыто для тебя». Сделайте паузу, пребывайте в этом чувстве и представляйте, как свет затапливает весь ваш ум.
Приведенные здесь слова есть лишь примерные ориентиры, и их можно как использовать дословно, так и корректировать. Подумайте о том, что вообще может быть нужно котенку или другому живому существу. Этот набор потребностей весьма похож у большинства из нас: мы нуждаемся в счастье, еде и питье, в крове и уюте, заботе и любви, здоровье и безопасности. Позвольте спонтанно этому пониманию возникать и выражайте его в словах.
Когда вы произносите слова пожелания блага, не цепляйтесь к этим словам и к точности формулировок. Это не юридический документ и не обращение к исполняющему желания волшебному джину, который норовит подловить вас на каждом слове. Слова в этой технике не должны быть точными, они должны лишь пробуждать настрой воли к благу и извлекать смыслы, которые точны по своей сути.
К примеру, далее мы будем желать блага своему телу и своему уму. Закономерно будет поинтересоваться: что есть «Я», которое желает блага телу и уму, если не сами тело и ум? Есть ли вообще «Я»? Является ли «Я» отдельным от тела и от ума или это одно и то же? Все это здесь не имеет ни малейшего значения. Пусть слова будут неточными, но любящая доброта истинной. Пробудите ее, взрастите, направьте по приблизительной траектории, и она сама разберется.
Отложив эти инструкции, сейчас вы можете выполнить первый этап медитации, а затем переходить к информации о втором. Так они лучше запомнятся. Впоследствии следует выполнять оба этапа практики один за другим, без перерыва.
Второй этап: непобедимое солнце любящей доброты
Когда вы произнесли финальную фразу и позволили свету затопить ум, вообразите в этом свете, в центре вашего зрительного поля под закрытыми глазами, яркое солнце. Сосредоточьте в нем то теплое чувство, которое пробудилось в вас от упражнения. Мы назовем его непобедимым солнцем любящей доброты.
Почувствуйте, каким ярким и теплым является солнце любящей доброты. Удерживайте его образ в уме, сделайте его более детальным и стабильным, наблюдайте за солнцем и за тем теплым чувством, которым наполнен ум.
Созерцая солнце, обратите внимание на свое дыхание: на чередование вдохов и выдохов. Следите за тем, как происходит вдох, как наступает пауза после вдоха, как происходит выдох – и так далее.
Пребывая вниманием в солнце любящей доброты, скажите: «Я люблю тебя, я желаю тебе только блага, и мое сердце всегда открыто для тебя».
Успокаивайте свой ум и созерцайте солнце и дыхание. Стремитесь ко все большей неподвижности ума в солнце и в дыхании. Если вы испытываете радость, счастье и тепло любящей доброты, позвольте им развиваться и усиливаться, но не цепляйтесь за них. Не пытайтесь ничего от них добиться, просто пребывайте в этом чувстве.
Время от времени, но не очень часто, вы можете повторять слова нашей главной формулировки: «Я люблю тебя, я желаю тебе только блага, и мое сердце всегда открыто для тебя». Чем глубже будет ваш покой в медитации, тем меньшей станет потребность в них.
Осознавайте все происходящее в тот момент, когда оно происходит. Взращивайте ясность осознанности, покой неподвижности и тепло любящей доброты. Насладитесь этой медитацией.
[1] АН 11.15.
[2] АН 3.65. См. также МН 60.
Отредактировано Strannik (2025-07-21 11:12:05)