Про нелюбовь к человечеству.
Прочитал «Задачу трёх тел» Лю Цысиня, настолько понравилась, что просто не могу не поделиться пересказом сюжета и впечатлениями (внимание, спойлеры!).
Жила-была одна девочка. Однажды у неё на глазах четыре спортсменки-красавицы-комсомолки забили до смерти железными прутьями её папашу. Присутствовавшая там же мамаша сошла с ума, а девочку отправили валить лес. Потом её взяли работать в обсерваторию, и на ней женился инженер. В обсерватории девочка слушала радиопередачи из космоса, и однажды приняла такой сигнал: «всем, кто нас слышит, в связи с тем, что наша планета скоро погибнет, ищем подходящий для обитания мир с развитой биосферой и покорными туземцами». Девочка тут же отстукала в ответ координаты Земли и написала: «Биосфера наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». Передачу перехватил один из сотрудников обсерватории, поэтому девочке пришлось его убить. А заодно ещё и своего мужа, но чего только ни сделаешь ради такой великой цели, как завоевание Земли инопланетянами.
Потом обсерваторию разогнали, а девочку выгнали на мороз. Она пошла в деревню, сказала крестьянам «Я умная» и начертила на песке несколько формул. Крестьяне восхитились и накормили её пельменями. Девочка съела пельмени и задумалась: «а ведь не все люди гады, бывают и приличные, может, не стоило их так радикально сдавать инопланетянам Землю». А тут у неё ещё и дочка родилась, и совсем уж девочка смягчилась, но изменить ничего не могла.
Потом её из деревни вывезли, поместили в университет и она стала крутой учёной. А через несколько лет нашла тех красавиц-спортсменок, что забили до смерти её папашу. Позвонила им, собрала на том же самом месте, где они когда-то «геройствовали», встала в гордую позу и говорит:
- Меня зовут Иниго Монтойя. Вы убили моего отца!
А те такие:
- И чё?
А она им:
- Покайтесь!
А те такие:
- А если не покаемся, то чё? Что ты такого можешь с нами сделать, что с нами ещё не сделали?
Посмотрела на них девочка и видит – нет уже никаких красавиц-спортсменок, а стоят перед ней три усталые мрачные тётки (четвёртая из них к тому времени уже окончательно догеройствовалась), больные, покалеченные, как внутри, так и снаружи. Ничего им девочка не сказала, а тётки над ней посмеялись визгливо, как ведьмы из «Макбета», и уковыляли в туман.
Ещё там был один богатый мужик. Он любил птиц. Очень-очень любил. И переживал, что люди их истребляют. Девочка пришла к этому богатому мужику и всё рассказала. Про обсерваторию, пришельцев, грядущее истребление человечества. «Клёво!» - сказал богатый мужик, - «а давай я тебе новую обсерваторию построю, чтобы ты могла с ними общаться и сигналы подавать, чтоб они мимо не пролетели». Так и сделали. Купил богатый мужик танкер и сделал на нём плавучую обсерваторию. Плавучую - это чтобы всякие шпиёны не лезли. А девочка в этой новой обсерватории первым делом отстучала послание: «Дорогие пришельцы, я передумала, не надо нас завоевывать. Просто убейте нас всех. Мы это заслужили. Люблю, целую, надеюсь на скорую встречу».
Пришельцы обрадовались и решили чего-нибудь девочке подарить. Думали, думали и подарили ей суперкомпьютер, способный манипулировать пространственно-временными законами (тут очень хочется спросить, нафига им было куда-то лететь и кого-то завоевывать, если у них был такой суперкомпьютер, который мог бы запросто всё им починить и наладить, но тсс, «не любо, не слушай, а врать не мешай»). Причём хитро подарили. Они сначала его построили у себя на орбите. Архивнули его в нескольких измерениях, так что он стал размером с два протона. Потом эти протоны отправили на Землю на сверхсветовой скорости (потому что типа с протонами так можно, какое-там хитрое мумбо-юмбо, суперструны и всё такое). Причём в процессе они ещё два раза ошиблись, сначала на одно измерение больше сделали, потом на одно меньше (я этот момент отмечаю, потому что тут имеется единственное место в тексте, где автор пытается шутить, но лучше бы не пытался).
Короче, прилетел суперкомпьютер на Землю и начал курощать местных учёных. Чтобы они пока пришельцы летят, не успели чего-нибудь такое этакое изобрести. Курощает он их примерно так же, как Гомеостатическое Мироздание у Стругацких, только куда менее изобретательно. Ну там разные символы на сетчатку глаза проецирует. Или в процессе эксперимента меняет законы природы, так что учёные теряют веру в Её Всемогущество Великую Физику. А учёный без веры в Физику сразу теряет волю к жизни, угасает и чахнет, и в какой-то момент сводит счёты с жизнью.
Так суперкомпьютер заморил кучу учёных, в том числе и дочку той самой девочки (я забыл сказать, девочка забеременела от своего мужа, того, которого убила, причём практически перед самым убийством). Девочка расстроилась, конечно, но решила, что это началось чаемое ею Великое истребление человеков, тем и утешилась. Кстати, тот богатый мужик, когда нанимал инженеров и техников на плавучую обсерваторию, честно им говорил, что так, мол, и так, занимаемся предательством человеческой расы, якшаемся с пришельцами, чтобы они нас всех уничтожили. А ему в ответ: «Ура! Правильное решение! Давно пора! С нами, людьми, только так и надо!»
Ещё там был один такой учёный, наноматериалами занимался. Его тоже суперкомпьютер курощал, но тут вмешались военные. Они к тому времени как-то занервничали. Ну, типа учёные чахнут и мрут, как-то это некузяво. Надо разобраться. И отправили того учёного внедриться к тем, у которых плавучая обсерватория, чтобы понять, чего происходит. Он и понял. А когда понял, прилетел в Панаму и натянул поперёк Панамского канала паутину из нанонитей. Как раз когда там плавучая обсерватория проплывала. Ну короче, обсерватория - хрясь и пополам! Богатый мужик - хрясь и пополам! И ещё куча народу туда же, но кто ж их считает («краснорубашечники, сэр!»).
А девочку, которая к тому времени стала уже почтенной пенсионеркой, схватили военные. И говорят ей: «вот, ты думала, пришельцы – они хорошие и научат людей добру, а у них на планете тоталитаризм, фашизм и никакой толерантности». И показали ей видео с той планеты (видео они на руинах разрубленной плавучей обсерватории нашли). А на видео действительно полный тоталитаризм во все края. Девочка-пенсионерка посмотрела и говорит:
- Что ж, я-то думала, что они лучше нас, а они, оказывается, такие же как мы. Зато теперь я уверена, что они точно убьют всех человеков, могу помереть спокойно.
Военные обалдели такие и говорят:
- Что ж нам теперь с тобой делать?
- А что вы со мной можете сделать такого, что со мной ещё не сделали?
Встала и ушла от них. А военные взяли того учёного, который нанонити натягивал, и поехали с ним в поле. На саранчу смотреть.
Вот такая вот музыка, такая вот задача трёх тел. Я, конечно, в диком восторге. Хочу прочитать вторую книгу, надеюсь, там будет такой же трэш, угар и мизантропия.
Ах да, забыл упомянуть, там ещё пришельцы у себя на планете живой компьютер строили. Из тридцати миллионов человек. Точнее, военных. Ну, там из каждого сделали живой транзистор, а подразделения распределили по функциям: кавалерия – шина передачи данных, пехота – процессор и ОЗУ, тыловые службы с табличками и перьями - ПЗУ и так далее. Причём он у них даже работал, хотя и очень медленно. Я бы проникся оригинальностью данной концепции, если бы не читал чего-то очень похожего у одного отечественного автора ещё лет десять тому назад. Там, правда, деды в минобороны из салаг живой компьютер делали. Подозреваю, что это некий общий сдвиг компьютерных инженеров – как только они видят людей, слаженно выполняющих команды, они сразу думают, как бы их к полезному для общества делу приспособить и расчётное устройство из них соорудить.
Возвращаясь к «Задаче трёх тел», поразительно, конечно, насколько ясно и доступно в тексте сформулирована простая мысль: «после всего того, что человечество наворотило за свою историю, оно не заслуживает ничего другого, кроме полного уничтожения». Кажется, до сих пор ещё никто из писателей так жёстко вопрос не ставил… А, стоп, было-было. В самой что ни на есть классике советской фантастики. Там тоже интеллигентный учёный, вконец доведённый творящимся вокруг беспределом, предлагает инопланетянину истребить всех человеков. А тот сначала отнекивается, дескать, жалко мне вас, болезных, но потом просьбу выполняет, хотя и в очень ограниченных масштабах.
Но, кстати, вот интересно, я не припомню подобного сюжета в англоязычной фантастике. То есть нет, там герой может перейти на сторону Чужих и даже сражаться против людей, из-за большой любви, как в «Аватаре», или из принципов, как в каком-то романе Саймака (там человек стал на сторону подпольной организации андроидов…. правда, там, насколько я помню, тоже без женского влияния не обошлось). Но вот, чтобы заявить: «дорогие алиены, пожалуйста, убейте меня и всех моих сородичей, потому что мы – зло», такое могло бы прозвучать только из уст какого-нибудь психического маньяка, причём гротескно-карикатурного. Но у Лю Цысиня героиня психически нормальна, дееспособна. Да и показана с некоторым сочувствием, вполне понятно, почему она приняла такое решение, после того, что с ней и её семьёй сделали добрые люди.
Есть у меня такое ощущение, что такое сходство сюжетов между классикой советской фантастики и китайской (а Лю Цысинь уже фактически классик) вызвано схожим травматическим историческим опытом. Гражданской войны, террора, попыток реабилитации жертв, поиска виновных, когда оказывается, что те, кто когда-то участвовал в тех событиях, либо объявлены героями, либо находятся на таких социальных позициях, что неуязвимы для критики, ну а рядовые исполнители сами же потом попали под маховик репрессий, и их скорее жалко, и уж точно бессмысленно предъявлять к ним какие-либо претензии.
Вообще, когда читаешь у Лю Цысиня о «культурной революции» и её последствиях, поневоле переносишь всё это на советский и постсоветский опыт, и как-то да – чувствуешь сходство и в событиях, и в общественной атмосфере. Понятно, что в Китае была своя специфика, и сравнивать стоит с большой осторожностью. Но всё же на каком-то таком базовом, что ли, уровне… вот в самом этом идеологическом угаре, в безжалостной расправе над врагами, вообще в том, что врагом может быть объявлен кто угодно, в любой момент, в страхе, который распространяется от человека к человеку, в той лёгкости, с которой люди предают, лгут, убивают… Лесоповал, опять же, одинаково безжалостный и к людям, и к природе. Да, и, конечно, этот привычный до отвращения бюрократическо-идеологический маразм. Партия решает, права теория относительности или не права. И если партия решит, что не права, то все, кто «за Эйнштейна», подвергнутся чистке. Партия решает, кому жить, а кому умирать, а почему она так решает – а кто его знает. «Система, сэр!»
Я и раньше думал, что историю СССР продуктивнее было бы сравнивать именно с историей коммунистического Китая, а не с историей западных стран, но вот после «Задачи трёх тел» ещё больше в этом мнении укрепился. Всё-таки, да, есть что-то очень похожее в тех двух странах, что-то в самой организации общества, в антропологии, вообще в культуре в целом.