Как-то под настроение – в День Знаний – посмотрела двухсерийную драму «Чучело» (1983), которую не видела лет десять, а может и больше.
К тому же, на просторах Интернета мне попалась статья о школьной травле в советские времена, где этому киношедевру была отведена целая глава.
Да, всегда интересно по-новому открывать для себя сверхпопулярный фильм, представляющийся изученным вдоль и поперёк ещё с подросткового возраста. Итак, три момента, которые меня зацепили.
1. В 90 процентов анонсов и описаний, равно как публикаций, говорится о том, что Бессольцеву гоняли всем классом.
Однако же мы видим, что в этом большом коллективе только группка Мироновой-Шмаковой-Лохматого-Маришки устраивает, как нынче говорят – буллинг.
Если посмотреть внимательно, то мы заметим, что подавляющее число одноклассников реагируют на Чучело индифферентно, и даже после сцены «признания в стукачестве» далеко не «весь класс
Можно заметить, что Бессольцеву травит не весь класс, а малая его часть. с» несётся мстить, бить, обстреливать из трубочек.
Это, кстати, обычное поведение в любом закрытом социуме – травит горстка, остальным – без разницы.
Более того, Лена бесит компанию Мироновой-Шмаковой только по одной причине – у Бессольцевой есть харизма неформального лидера, правда, девочка не умеет ею пользоваться.
По сути, неприязнь к Бессольцевой - это попытка не допустить новенькую девочку до лидерства.
Неслучайно юный «карьерист» Димочка Сомов влюбился в Бессольцеву с первого взгляда.
И тут же выкинул Шмакову, без сожалений.
Такие, как Димочка всегда хватают лучшее, а Лена по факту могла бы подмять и Кнопку, и местную «красавицу» Шмакову с её щеками-яблоками.
2. Ещё одна деталь – это странная, оригинальная героиня, которая измывается над «чучельностью» Лены, будучи… весьма специфической, как на лицо, так и в целом.
В компании есть странная девочка, отличающаяся внешностью, далёкой от канонов красоты.
Девочка с не самой очаровательной внешностью – одна из тех, кто бешено травит Бессольцеву.
Правда, в какой-то момент, срывается на слёзы.
Почему и зачем это – в кадре?
Замечено, что самые последовательные насмешники над чужой непривлекательностью – именно люди с более чем сомнительной наружностью. .
Глубинный смысл: «Пока я сам (сама) травлю Чучело, никто не видит, что я – ещё хуже».
...Но её почему-то не травят - она что-то типа адъютанта Кнопки.
3. И, наконец, третий момент, являющийся важным и где-то - закономерным.
Дети откровенно презирают свою учительницу – Маргариту Ивановну.
Дело не в том, что они высмеивают её джинсы (не в лицо, за глаза).
Они относятся к ней, как к подружке-дурочке, которая просто чуть старше.
Ребятки снисходительно относятся к своей училке - она в недостаточно фирменных джинсах, да и вообще...
Школьники задают идиотские вопросы о замужестве, перебивают её, не считают важным её мнение.
Впрочем, педагог сама не особо любит свою работу и этих деток.
Учительница не скрывает своей радости по поводу удачного замужества, постоянно подчёркивает сей факт своей биографии.
Она играет «подружку» своих учеников - особенно девочек, но при этом равнодушна ко всем и каждому
- педагог видит некую биомассу под названием «6 класс» и не собирается внедряться в переживания деток.
Ей бы своё счастье не проворонить!
Все дружно высмеивают «Заплаточника» - деда Бессольцевой, который, хотя, и хороший человек, но существует в башне из слоновой кости. Его волнуют картины, смыслы, идеи. А что там Леночка?
Дети не просто разобщены - им явно нечем заняться.
Судя по всему, в их городке нет ни спортшколы, ни налаженной кружковой работы.
Есть, правда, танцплощадка, куда со временем переместятся сильно крашенные Шмакова с Маришей, изображать «маленьких Вер».
Тоска, зелёная, жестокая тоска повисла над провинциальной бытовухой - полуразрушенные дома, ветхие лестницы и квинтэссенция этого Сайлент-Хилла (sic!) - разбитое, поруганное здание церкви, где правнуки тех, сбрасывал колокола, устраивают настоящий суд инквизиции
Но даже на этом серо-унылом (в прямом смысле этого слова) ...так вот даже на этом фоне выделяется персонаж с явно выраженной истерией.
И — ощущением того, что «опять недодали».
Это — Маришка, дочь парикмахерши и некоего «московского папы», лица которого мы не видели, но который бесконечно присутствует в жизни девочки. Интересно, что в одноимённой повести Владимира Железникова этой Маришки нет — вместо неё мальчик, притом не особо выразительный хотя, и рыжий. Здесь же — надломленная и агрессивная девочка
Мариша «выяснила», что она — непонятая и брошенная «звезда», вынужденная прозябать.
Она — самая красивая и стильно одетая, но в классе и вообще среди ровесников котируется хамоватая Шмакова.
К Марине подкатывают местные суворовцы, не связанные с школьной иерархией, но девочка выглядит равнодушной.
И вообще её «затирают» все эти Кнопки и Сомовы.
Маришка сама хотела бы в лидеры, если уж не получилось быть первой красавицей.
Но — нет.
Быть может, именно она была изгоем в этом классе до появления Чучела — её как-то не особо любят и - не забывают подколоть на тему «московских родственников» (хотя, в том классе жертвой мог стать любой — возможно и сама Кнопка, научившаяся потом давать сдачи).
Она ощущает себя звездой в захолустье и принцессой в изгнании.
Марина ощущает несправедливость бытия сильнее других — у неё папа в Москве, а она — в провинциальном городке, близ неумной и простоватой мамы-парикмахерши.
Посмотрите, как дочь разговаривает с ней, точнее — орёт, плачет, ненавидит всё и вся.
Самое тяжёлое — это знать, что где-то есть твоя персональная возможность, которой ты не имеешь права пользоваться.
Это напоминает метания мухи, бьющейся в стекло.
Там — Москва. А тут — непрезентабельная парикмахерская и такая же мать.
История с Бессольцевой вроде как сильно на них повлияла.
В кадре мы наблюдаем, как меняются у детей выражения лиц.
Однако надолго ли?
Почему-то кажется, что через пару месяцев они объявят очередной бойкот — да тому же Димочке Сомову или передерутся из-за очередной фигни.
Или — дружно ополчатся на свою учительницу, которую не уважают, но пока — в силу возраста ещё не подымают на неё голос.
Но у них всё впереди.
Как и у Маргариты Ивановны - ей же не идут джинсы «...потому что у ней не фирма».