Рецензия на Чужой: Завет
Вот и я поделюсь своими впечатлениями от просмотра Чужой: Завет. Будет много букв, но перед написанием отзыва о фильме я ознакомился с дополнительными материалами, которые повлияли на формирование моего мнения и надеюсь, это будет полезно прочитать и тем, кто смотрел только фильм в кино.
Что ж, фильм Ридли Скотта не разочаровал. В смысле второй раз снял кино про кретинов в космосе, на сей раз разбавив сюжет игрой на флейте.
Сразу оговорюсь, что я оцениваю как сам фильм, вышедший в кино, так и фильм вместе с удаленными сценами, которые уже выпущены.
Казалось бы, что после во многом заслуженной критики его Прометея, режиссёр одумается, учтёт ошибки и выдаст годный фильм. Но не тут-то было.
Фильму можно простить, что завязка его сюжета отчасти косплеит оригинального Чужого. Но дурость сюжета и манера самого режиссера снимать уже раздражают.
Специально обученные люди чудным образом ловят через скафандр некий сигнал, после чего посылают к чертям задачи важной миссии и летят фиг знает куда. Опять во время сна экипажа на борту бродит одинокий андроид. Спрашивается, зачем? Ведь можно было добавить как минимум двух андроидов для надежности и вахты членов экипажа, что было бы гораздо безопаснее. К тому же, управление кораблем андроидом заранее хуже, чем если бы им управляла одна Мама, которая зачем-то докладывает Уолтеру о неполадках во время аварии и ждет, когда он их исправит. А сама не может тушить пожары?
Корабль, способный совершать межзвёздные полеты подзаряжается с помощью космических парусов? WTF? Повреждения от нейтринного потока? Это как? Если уж нужна была причина для экстренного прерывания полёта, то можно было бы придумать что-то получше.
В этот раз экипаж при высадке на чужую планету действует ещё «умнее», чем в Прометее, просто не одевают скафандры. А нафига? Анализы, пробы и т. д., всё это не нужно. Достаточно проверить воздух и хватит. В крайнем случае, ушанка защитит. А поскользнувшиеся на крови два раза персонажи наводят на мысль о просмотре комедии.
Серьезно, даже отрицательные анализы на наличие заразы ещё не повод выходит без скафандров, хотя бы потому что любой анализ делается с учётом уже знакомых образцов. А инопланетные угрозы могут быть просто не выявлены т. к. их ранее не были известны. Обычная осторожность должна заставить пользоваться скафандрами. Но это всё понимаем мы с вами, обычные зрители, не лишенные здравого смысла и представлений о том, как должна проходит высадка на незнакомой планете. В фильме же, девствуют кретины, поэтому них своя логика.
Можно, конечно, сказать, что в экстремальной ситуации даже подготовленные люди могут совершать глупости и паниковать, что отчасти правда. Но в фильме этим постоянно занимается целый экипаж специально подготовленных людей, что не воспринимается серьезно. Персонажам нет сопереживания, большинство из них на экране бледны и скучны, а смерть выглядит заслуженной наградой за тупость.
В связи с этим я могу только согласиться с высказанным кем-то мнением об экипаже: похоже, что нам показали самых умных людей из мира фильма Идиократия, которых после специального и очень жёсткого отбора послали колонизировать чужую планету. Как при этом людям удалось построить такой корабль, оставим за скобками.
К черной жиже тоже много вопросов. Почему она себя так по-разному ведет? В начале Прометея жижа разлагала тело Инженера на молекулы, в ЧЗ инженеров на площади просто убило, одних людей она убивает, других делает мутантами. Ерунда какая-то.
В ЧЗ нам обещали показать мир Инженеров. Еще до просмотра фильма эта идея мне не понравилась, т. к. показать мир цивилизации, бороздящей просторы космоса более чем 3 млрд. лет будет сложно. Да да, вспомните, с чего началась жизнь на земле согласно сюжету Прометея? Для изображения планеты инженеров нужен размах, фантазия и умение, наличие которых у режиссера у меня как зрителя вызывало опасение. Так и оказалось. Вместо великой космической расы нам показали каких-то бомжей, живущих в одном месте планеты и тупо пялящихся на площади на прилетевшего Дэвида. ПРО, карантин, досмотр корабля на орбите, системы защиты и т. д.? Нет, не слышали, миллиардолетней (вспомним, когда на земле зародилась жизнь) космической цивилизации это все не нужно, потому что у них есть балахоны. А что других Инженеров на планете не было, кто мог бы уничтожить Дэвида? Показанный геноцид так же туп, как и поведение экипажа Завета. Но если последних не жалко, то выпиливание расы инопланетян в ЧЗ вызывает вопросы, которые присоединяются к вопросам без ответов из Прометея.
А вы что думали, в ЧЗ нам расскажут, кто такие Инженеры из Прометея, зачем они хотели уничтожить людей, что с ними случилось на их базе в Прометее, зачем пробуждённый инопланетянин оторвал голову Дэвиду т. д? Нет, конечно. Это же старик Ридли. Больше тумана и непонятности, но поменьше объяснений и здравого смысла – это теперь его стиль. Годы берут своё.
И как я сказал выше, такая манера снимать раздражает. А ведь Ридли даже не выпустил режиссерскую версию Прометея с удаленными сценами, которые делали фильм немного лучше. И пришлось эти сцены смотреть в фанатской версии фильма, пытаясь чуть лучше понять фильм.
С ЧЗ, похоже, будет та же история. Есть не показанные в кинотеатре сцены. С ними фильм выглядит немного лучше и чуть понятней. Но такое отношение Скотта к зрителям не добавляет ему уважения.
Что ж, Ридли как режиссер и один из создателей Вселенной чужих, имел право её расширить за счет Инженеров и двигать в нужном ему направлении независимо от того, нравится нам это или нет. Но тогда и жди соответствующего отношения. Однако, даже направив развитие франшизы в таком русле, режиссер обязан был хотя бы наполнить её качественным содержанием, что не вышло.
Все эти религиозно-философские темы в приквелах Чужого вставлены и обоснованы не самым лучшим образом. Хотя, безусловно, тема отношения создателей и их созданий интересна, бунт против богов и всё такое. Но при должной реализации, а не со сценами игры на флейте с гомоэротичным подтекстом.
Разгадка одного из главного секретов, появления чужих, на мой взгляд, получилась не очень удачной, причем больше в плане реализации, чем самой концептуальной задумки.
Было бы лучше, если эту тайну режиссер держал не раскрытой до финальной серии приквелов, непосредственно предшествующей оригинальному Чужому. Т. е. появление этого монстра лучше было оставить загадкой до самого конца, где и раскрылась бы происхождение мёртвого гиганта в кресле на инопланетном корабле.
Добавлю ещё немножко заклепочных замечаний к ЧЗ. Что вообще такого горит в капсуле для сна, где сгорает капитан корабля? Почему нет системы экстренного отрывания капсулы снаружи и изнутри, нет противопожарной системы? Почему космический корабль, созданный для перевозки колонистов и всего прочего для колонизации далекой планеты, имеет всего лишь один челнок? Про резервирование люди не слышали? А если бы он сломался во время заселения планеты? Тогда что? Кто планировал таким «чудным» образом миссию?
Да после всех этих заклёпочных и поведенческих странностей в ЧХ, ругаемые многими за это фильмы Живое, Пассажиры и Марсианин и др., которого снял как ни странно тот же Ридли Скотт, выглядя просто шедеврами твердой НФ.
Есть вопросы и к зверушкам. Почему в фильме так трудно убить неоморфов, хотя в Чужих их вполне убивают из стрелкового оружия. Почему так быстро растут неоморфы и ксеноморфы? Рост нереально быстрый по сравнению со всеми другими фильмами франшизы. Я понимаю, что это фантастика, но надо же иметь здравый смысл и хоть какую-то реалистичность включать. Что за жесты изображал маленький ксеноморф, вылезший из груди капитан Завета при виде Дэвида и почему собственно ему подражал? Защитники фильма говорят, что чужим нужна была мясная плоть, а андроиды их не интересовали, хотя в Чужом и чужих роботов убивали. Но даже если андроиды не интересны чужим с пищевой точи зрения, то с чего вдруг их слушаются? И почему из капитана вылезла маленькая копия чужого, а не классический грудолом? Почему андроид Дэвид называет свой код на Завете и его спокойно принимает Мама?
Имеются в фильме и логические нестыковки. В Чужом, нашедшие на LV-426 Жокея земляне приходят к выводу, что тело инопланетянина пролежало 2000 лет. Причем в теле явно видны следы грудолома и рядом находятся яйца с лицехватами. Т. е. 2000 лет назад, чужие уже существовали. В Прометее же на стенах есть изображения, которые большинство фанатов считает за чужих. И там тоже прошло около 2000 лет с неких событий.
Однако в ЧЗ создателем чужих выступает Дэвид. К черту канон чужого? Или что? Кто отложил для Дэвида яйца с лицехватами, если в Чужих их откладывала королева? Непонятно.
Эти и другие вопросы, возникли при просмотре ЧЗ. Однако некоторые из них, имеют ответ, если посмотреть удаленные сцены, не показанные в кино и послушать самого режиссера ЧЗ.
Итак, дорогие зрители, знаете за что Инженеры ненавидели людей и хотели их уничтожить? Если верить пересказу одного из интервью с режиссером, то Иисус Христос был посланным к людям Инженером, которого злое человечество распяло. Как вам? Это помимо других версий о том, что Инженеры кроме того боялись людей и считали плохим результатом своего эксперимента. Тогда и многое сходиться как раз с количеством времени 2000 лет, которое проспал разбуженный Инженер в Прометее.
А из удаленных сцен нам становится известно, что Дэвид после геноцида инопланетян решил поиграть в Бога и экспериментировал с чёрной жижей. Обо всем этом он излагает в своём отчете, который отправляет по защищенному каналу связи после расправы над выжившими членами экипажа Завета в компанию Вейланд-Ютани, глава которой Питер был создателем свихнувшегося Дэвида. Т. е. Дэвид поддерживал связь с компанией и, видимо, был то ли запрограммирован на подобные эксперименты, то ли ещё что. Поэтому, оказывается, Мама на Завете приняла его код и слушалась его, т. к. была тайно запрограммирована на это. Что в свою очередь логично смотрится с действиями, которую предпринял корабельный компьютер в оригинальном Чужом, когда уловив чуждый сигнал, разбудил экипаж.
Т. е. по задумке режиссера у руководства компании есть тайные приказы для своих андродов и корабельных систем по поиску инопланетян.
Но почему это все нельзя объяснить и показать в театральной версии фильма, заставляя гадать зрителей странному поведению Мамы и андроида?
Выскажу версию том, что нам покажут в продолжении франшизу. Так, Дэниелс, засыпающая в камере под взглядом обманувшего её Дэвида, станет в результате его опытов той самой Королевой чужих из второго фильма франшизы. Хотя стоп, как я сказал выше, яйца с лицехватами Дэвид каким-то образом уже создал.
При этом сам режиссер говорил, что не принимает события иных фильмов, кроме как своего Чужого и их не смотрел, что, я думаю, лукавство с его стороны.
Ведь на экране Королеву чужих показал Кэмерон. Хотя, возможно, у Ридли Королева будет другая.
И очень плохо, что из-за ревности режиссера, мы не увидим продолжение франшизы в версии Нила Бломкампа, который хотел снимать своё видение продолжения этой серии фильмов, игнорируя противоречивые 3 и 4 части.
Было бы правильней позволить Ридли и Бломкампу, соревнуясь, одновременно снимать свои версии продолжения франшизы и сравнивать их. Для зрителей так было бы лучше.
Сейчас же, к сожалению, приходиться признать, что приквелы у Скотта скорее не получились, чем получились. Он губит франшизу. И глядя на это, я считаю, снятые кроссоверы с Хищниками были вполне хорошими фильмами. В них не было претензии на глубокую философию, но сюжет не хуже, чем в ЧХ.
Далее нам обещают ещё несколько фильмов из серии приквелов к Чужому. Посмотрим, что получиться, но выбранное режиссером направление развития мне не понравилось.
Лучше бы Ридли снимал пусть и не претендующий на философские откровения, но зато крепкий космический хоррор. Но режиссёр не смог должным образом ответить на им же поставленные вопросы. Поэтому получился замах на рубль, удар на копейку.
Моя оценка фильма Чужой: Завет: 5 из 10 театральной версии, 6 из 10 с учётом вырезанных сцен, не показанных в кино.
Отредактировано Чугайстер (2017-10-01 17:31:51)