Видака у меня не было – я ходила к подругам. «Эммануэль» всякую, упоминаемую в одном из эпизодов, мы не смотрели – неинтересно (да никто не дал бы нам это смотреть, даже если бы оно было у их родителей), а вот боевики и комедии – да.
По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею – показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии, подтолкнёт общество к отказу от социализма.
.
По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой…
Нам, конечно, вещают, что один из помощников Банана – Каспер шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт.
Но бывало ли так в реале?
К слову, у Каспара в одной сцен американская военная рубашка – мол, это мощно и привлекательно.
Тогда юношество исподволь училось любить Америку и всё, что с ней связано.
..
Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год (точнее 1984-й, когда снимали).
Ностальгия – дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса…
Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей – зарплата молодого инженера.
Журнал мод трёхлетней давности, но привезённый из Франции стоил примерно, как ...альбом по искусству.
.
.
Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но сейчас именно это, а не острый сюжет, цепляет.
КАК?!
Вот это?!
Мы ради этой ерунды?
Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве.
А в те годы и реклама казалась АХ!
А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х?
.
из комментов
.
"Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы. Нас так долго учили любить твои запретные плоды"...
.
Да в том-то и дело. Для того, чтобы понять, что импортная банка из-под пива или сигаретная пачка - мусор, а не объект коллекционирования, который гордо демонстрировали гостям, надо, чтобы такие товары в избытке продавались в соседнем магазине.
.
да, всё это выставлялось напоказ: и сигареты, и банки из-под пива или растворимого кофе. Многие, особенно молодежь, обклеивали стены в своём жилище вырезками из журналов, различными картинками, которые были на упаковках товаров. Это считалось модным и продвинутым.
.
Что касается журналов. Мурманская область-85г.Полярная ночь.
Товарищ листает изрядно потёртый шведский порнографический журнал .
Дамы в нём ещё с причёсками "бабетта". Просмотрев изрёк : "Ни в одной стране мира порножурналы не служат так долго как у нас"
..
порножурналы, глянец, считались шиком. Существовала порнография для бедных, без затей: просто фотки черно-белые невысокого качества, продавались почему-то в поездах дальнего следования вразнос глухонемыми (или они притворялись глухонемыми, не знаю, но ручной язык глухонемых они знали).
.
Но смерть социализма уже ощущалась конкретно. Я вот думаю, кризис 80-х , как его можно было избежать, остановить саморазрушение?
.
Советский кинематограф был географически очень многогранен.
Грузинское кино жило своей отдельной жизнью (не Данелия, а те, кто творил у себя, в Грузии). Армянское своей. Молдавское вообще наособицу. Азербайджанское, казахское и среднеазиатское излучали жар Востока. Ну а Прибалтика считалась большей "заграницей", чем МНР и БНР. В культурном смысле.
Прибалтийские актеры давали неисчерпаемый резерв немецких офицеров, американских шпионов и вообще жителей Запада.
А уж их киностудии творили широкими мазками: им дозволялось больше, чем ленинградским, московским, киевским и тем паче белорусским товарищам.
У Сергея Довлатова читаем: "Молодой эстонский поэт выпустил книгу с фаллосом на обложке. Такой обобщенный, но узнаваемый контур. Не перепутаешь... Я не хочу сказать, что это высокое творческое достижение. Просто факт, свидетельствующий о мягком цензурном режиме.
Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу - национальный вопрос, к примеру.
И тем не менее..." (с)
Сказанное здесь об Эстонии в значительной мере относилось и к Латвии. Этакое советское "окно в Европу", если угодно.
.
в этом, как оказалось, и был весь смысл всего перестроечного поветрия тех лет - "обложка дороже содержания".
.
Мама с работы приносила каталог, типа Отто, а может и он сам был. На "посмотреть картинки" на один вечер. Говорила, что за сто рублей в складчину купили.
Сам факт, что за рекламный каталог платили, веселит. Я его ещё потом маму принести на день упросила, в школу таскала.😁
.
По духу и стилю фильм "ранне-перестроечный". Скорее всего снимали его уже после "апреля 85 года", т.к. премьера состоялась в январе 86 года.
Как детективная история - вполне смотрибельное кино.
Идеологически - какой-то непонятный микс: вроде и осуждаем "их нравы", а вроде и "красиво же"
.Да, все это тма было, но фильм запомнился не этим.
Прекрасная пара главных героев (я про "Ферзя" и героиню Озолини) и крылатые фразы типа: "не люблю когда стоят у меня за спиной" или "у нас с тобой разная арифметика: ты любишь умножать и складывать, а я - отнимать и делить".
.
.Не стой за спиной. Не люблю.
.
а мне больше всего запомнилось:
« - Давайте поговорим без свидетелей!
- А кто здесь свидетели? Ричи, ты был когда-нибудь свидетелем? Вот и я не был».
.
В этом же году вышел "Бармен из "Золотого Якоря", который я смотрел в столичном "Ударнике" - там тоже Матуленис (Макс Паттерсон) и Юрис Леяскалнс , в "Двойном капкане" он играет очень умного и непростого "мафиози" Блумберга - который играет капитана "Катарины" и мимоходом говорит персонажу Андрея Ростоцкого - "Вы где учились? Я в школе Лэнгли, ЦРУ... Шутка"
.
наши мореманы привозили БЕСПЛАТНЫЕ каталоги товаров, типа Неккермана, и здесь они шли в комках уже за десятку... а ведь по нему тут и заказать ничего нельзя было, только картинки смотреть 😲
.
заказать по нему было нельзя, а вот фасон скопировать можно. Чем цеховики и занимались.
Цеховики в то время и всякую модную мелочёвку выпускали - клипсы, заколки, косметички, пластиковые "солнцезащитные" очки и проч.
.
я помню случай, когда девчонки через лупу рассмотрели и скопировали жаккардовый узор вязаной кофты в подобном каталоге. Кофточка, естественно, была фабричная, а девчонки воссоздали сей шедевр вручную.
.
портняжки-надомники использовали журналы мод, там картинки на всю страницу и в нескольких ракурсах, а не с сигаретную пачку как в каталогах
.
профессионалу было достаточно посмотреть на фасон, остальное он все сам сделает. Но в каталогах ведь были не только шмотки. Например, ювелиры по каталогам могли уже в СССР делать для богатых клиентов модные украшения.
.
Я вот задумалась, почему в СССР так проблемно было купить пряжу. Вязали ведь все. Ну, не справляется лёгкая промышленность с модными веяниями, так завалите вы барышень пряжей - путь сами вяжут.
Куча подобных противоречий - маленькими трещинами пошла по казалось бы монолитному и крепкому массиву социализма.
Плюс роскошь властьимущих, откровенное лицемерие всех властных каналов, и в ответ на это, обязаловка всеобщей поддержки всем народом всех инициатив.
.
У одноклассника родители работали в одной крайне капиталистической стране, вернее, папа работал, мама моталась туда-обратно. Именно подобные каталоги мы у него и изучали подолгу и тщательно. Наибольшей популярностью пользовались разделы женского нижнего белья. Они были затёрты даже сильнее, чем страницы с аудио-видео техникой. В одном из каталогов, кстати, присутствовал микроскоп марки ЛОМО и фотоаппарат, по моему что-то из семейства "Зенитов".
.
В то время мало кто мечтал свалить насовсем. Намного интересней было ездить туда, привозить шмотки и аппаратуру, и жить в Союзе весь в фирме и рассказывать как живут "там"
.
Я такое увидел в Польше в 1983-85 г., когда служил в СГВ. Вроде социализм и у них, как в СССР, а везде западные штучки, как в этом фильме - журналы Плейбой в газетных киосках, фермеры, а не колхозники, не Жигули на улицах, а Форды (чаще правда свои, а на штатовские), Мальборо в магазинах и т.д. Для нас это было очень необычно. А еще я в гарнизонном доме офицеров посмотрел фильм "Выход дракона" на английском языке с польскими титрами и с Брюсом Ли.
.
По сценарию главный герой должен быть из КГБ, но те были против. Тогда режиссер Бренч переделал на МВД, а в адрес чекистов сказал: "Они еще пожалеют!". Тогда это звучало смешно, но лет через шесть КГБ уже не существовало.
.
Да уж,помню западно германские каталоги Bader,Nekkerman, в 70-80 ые годы! Аххх,как всё это было красиво...А в 90 ые довелось увидеть это всё воочию,в реале! Какая же это лажа!
.
Были у меня в 1984 году настоящие французские теннисные кросовки из натуральной кожи(друг отца подарил,работал он в гостинице "Прибалтийская" в Ленинграде)так полшколы табуном ходило за мной,чтоб посмотреть. Как вспомню,и смешно и грустно одновременно.
.
Ну что же тут поделать, если СССР был такой страной, где одноразовые
французские зажигалки Bic и потрёпанные журналы с порно были предметами, если не роскоши, то явного успеха в жизни.
.
Боролись с западным влиянием как могли.
У Конецкого : " Дохлые курицы на датских джинсах были сочтены мурманскими таможенниками за североамериканских орлов. Владельцам джинсов было предложено куриц с задних карманов спороть.
Сидим в каюте и портняжничаем с помощью маникюрных ножниц . Зато я мечу молнии и икру в глупость мурманских таможенников.
– А куда нам этих трансплантированных куриц-то девать? Что на эту тему? Какие указания?
– Когда орел отделен от джинсов, он является обыкновенным сувениром и по законам нашей таможни опасности для СССР уже не представляет."
.
в 80 х был обладателем каталога QUELLE - у меня часто просили его полистать , а завтра типа вернем))) - я парень - рубаха : листайте .... давал пока не заметил , что стали исчезать странички)))
.
к 20-летию развала Союза телеканал то ли Россия, то ли НТВ снял док.фильм о советских цеховиках и фарцовщиках - кто они, где они, как они. Выяснилось, что с крушением Союза цеховики и фарцовщики исчезли. Очень немногие смогли свой бизнес развернуть. Был там дядька - джинсами фарцевал, он своё джинсовое производство начал и развил. Остальные впали в ничтожество, многие не пережили 90-е. Они могли существовать - и об этом сказал тот дядька-джинсопроизводитель, - только в условиях СССР, где:
1) был дефицит,
2) были люди, имевшие доступ к дефициту.
Настоящими первыми буржуями стали отдельные партийные и комсомольские вожаки, Ходор-вор не даст соврать.
.
.Я абсолютно не виню тех, кто стремился хоть как-то разнообразить и украсить свою жизнь, свое существование теми примитивными и наивными способами, как окружить себя красивыми и качественными вещами