Не секрет, что в Чехии отношение к Второй Мировой войне сильно разнится с нашими представлениями об этом ключевом для 20-го века историческом событии. Некоторые чехи называют советских солдат не освободителями, а новыми оккупантами, которые пришли на смену немцам.
Это абсолютно неправильный и, более того, кощунственный подход. К счастью, далеко не все чехи придерживаются этой скандальной и насквозь лживой точки зрения.
Так, 7 марта 2021 года Посольство России в Чехии сообщило, что известный чешский художник Станислав Седлачек передает в дар нашей стране свою картину "Мадонна Освенцима".
Полотно уже наделало немало шума в Чехии. Художника обвинили в "оправдании" советской оккупации и "потакании российской пропаганде". Тем не менее, многие чехи, глядя на эту картину, вспомнили простой факт:
27 января 1945 года Красная Армия освободила оставшихся в живых узников концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим).
Не американская армия, не британская, не французская. Красная Армия Советского Союза. Простые парни и девушки. Наши деды. Они освободили Освенцим, они первыми увидели те ужасы, что творили в лагере нацисты. К нашим дедам и бабушкам потянули свои ручонки исхудалые дети с запавшими до черноты глазами. Наши деды и бабушки, прошедшие через горнило самой страшной войны, вздрагивали от ужаса, глядя на то, что творили с людьми эсэсовцы. И кто-то считает, что это можно забыть?
В этом лагере, ставшем настоящей фабрикой смерти, было уничтожены больше 4 тысяч граждан Чехословакии, в основном - женщины и дети. Их привезли сюда из концентрационного лагеря Терезин, и в ночь с 8 на 9 марта 1944 года отправили в газовые камеры.
На картине Станислава Седлачека мы видим эпизод освобождения оставшихся в живых детей из Освенцима. Если бы не тюремные робы ребятишек, не жуткие заборы с колючей проволокой и не обмундирование женщин, можно было бы подумать: детский сад на прогулке.
Дети доверчиво прижимаются к женщинам - очевидно, что они, жестоко оторванные от матерей, соскучились по материнской ласке.
На некоторых ребятах - солдатские ушанки, один мальчик даже одет в гимнастерку. Эти вещи им отдали солдаты.
На переднем плане - молодая женщина, солдат Красной Армии. Она держит на руках закутанную в одеяло девочку. Еще одна девочка прижимается к ногам женщины.
Лицо главной героини картины выражает скорбь и боль, ее ресницы опущены. Что может быть тяжелее для женщины - чем видеть страдания детей, понимать, через что они прошли?
Художник назвал картину "Мадонна Освенцима". И перед нами, действительно, Мадонна. Ангел, который спустился в созданный людьми безумный ад, чтобы вывести оттуда невинных.
Спасибо Станиславу Седлачеку за эту великолепную картину! Спасибо за правду и спасибо за смелость!
Всякое
Сообщений 1641 страница 1660 из 1955
Поделиться16412021-05-04 03:36:45
Поделиться16422021-05-05 19:14:56
«Воспоминания и размышления» Жукова скорее, всё-таки предмет полезный для историка (особенно если анализировать многослойную редактуру этого текста). Эта толстая книга вообще жила своей жизнью, будто в ней молоком между строк были написаны важные вещи, а многие тогда умели их читать. Не говоря уж о том, что они каждые пять лет переписывались, и это тоже было очень правильно. Я так вообще помню, как тишком сообщали, что купили пятое издание, и надо сличить с четвертым. Надо понять, что дописывание реальности имеет совсем другую природу. Невозможно себе представить стимул, побуждающий, к примеру, сэра Уинстона Черчилля вписать в мемуары что-то вроде «Об этом мы хотели посоветоваться с начальником политотдела Пятого Нортумберлендского стрелкового полка ****, но он как раз находился на Критском плацдарме...»
А вот бывший главный редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг замечает: «Маршал прибыл в апреле 1943 года в 18-ю армию, чтобы выяснить возможность проведения операции по расширению новороссийского плацдарма. Пришёл к выводу, что у нас не хватает для этого сил. Решили отказаться от операции. А далее в книге следует такая фраза: "Об этом мы хотели посоветоваться с начальником политотдела 18-й армии Л. И. Брежневым, но он как раз находился на Малой земле..." Эти принудительные строки фигурировали в шести изданиях книги Жукова. И только в седьмом издании книги в 1986 году ближайшая помощница и редактор книги Жукова А. Д. Миркина сняла её. Всё стало на свое место» .
Поделиться16432021-05-05 23:19:32
Национальной идеей в России должен стать профессионализм, уверен актер Михаил Пореченков. По его мнению, современные молодые люди не понимают, что такое работать, и испорчены мечтами стать блогерами. О том, какую роль в этом сыграл интернет, а также об уважении к простым людям, мечте дочери стать актрисой и судьбе сериала «Агент национальной безопасности» артист рассказал «Известиям» по случаю премьеры спектакля «Заговор чувств».
— Михаил, «Заговор чувств» — ваша третья работа с Сергеем Женовачем. Вам нравится классическое направление, которое он взял за основу в Художественном театре?
— Почему классическое? В театре позволен любой эксперимент, пожалуйста. Вопрос лишь в интересности предложения, но его отношение к материалу, к высказыванию и к творчеству всегда очень серьезное. Пока побеждает классический стиль, но есть и пример Ренаты Литвиновой, которая написала прекрасную пьесу, ей предоставили все условия, чтобы ее выпустить. Думаю, что Сергей Васильевич готов к любому эксперименту.
Если все вокруг говорят о продукте, который нужно продать, то он говорит об исследовании, которое должно присутствовать в любой творческой работе. И в этом я с ним, а не с теми, кто хочет что-то продавать. Не заработаете вы театром никогда, нет такой возможности. Мне кажется, МХТ им. А.П. Чехова сегодня на правильном пути. Это сложный путь, не все его принимают и понимают, все говорят: «А давайте что-нибудь эдакое». Мне кажется, что в классике много неизведанного, много нового, там можно найти всё что угодно. Сергей Васильевич знает и понимает, какой театр он хочет построить, смею надеяться, у него это получится. Это русский драматический театр, где главное — актер, который работает, играет, импровизирует, живет.
— Вы намеренно сделали вашего персонажа-колбасника таким смешным? Каждое ваше появление сопровождается хохотом зрителей.
— Наверное, я смешной сам по себе. Люди на это реагируют.
— Вам нравится ваш персонаж? Человек, влюбленный в колбасу.
— Мне нравится, что он настоящий работяга. Что происходит с этим фанатиком дальше — уже другой вопрос, но как человек дела он вызывает у меня уважение. Если бы у нас в стране все работали, а не мечтали быть всякими блогерами, если бы уважали рабочих людей, а не тыкали им, всё бы было по-другому.
У меня вызывают уважение те, кто трудится, кто каждый день приходит на работу и профессионально делает свое дело. Я и сам человек рабочий — ни у кого деньги не ворую, а почти каждый день прихожу в театр и репетирую, несколько раз в месяц выхожу на публику. Для этого я учился, государство тратило на меня средства, дало возможность выбрать профессию, которую я захотел.
— Быть простым рабочим никто не хочет. На них современная молодежь смотрит чуть ли не с высокомерием, считает какими-то неудачниками.
— Это очень прискорбно. Помню, как-то давно я был в Германии и увидел, что в очень дорогой ресторан пришли два электрика в рабочей одежде, по-моему, меняли там лампы. Им быстро накрыли на стол, официанты обслуживали их уважительно. Представьте: вокруг обедают красиво одетые люди, а рядом рабочие в комбинезонах.
Из любопытства я спросил у администратора, почему к ним так относятся, обслуживают на высшем уровне? Мне говорят: «Что вы, это самые уважаемые люди». — «Почему?» — «Они работают для нас, меняют для нас лампочки». Вот это уровень! А у нас что? Сталь варишь для нас? Тьфу на тебя, сталевар! А ты кто? Ты врач? Да пошел ты на фиг, врач! А кто ты? Я блогер! А, ну это другое дело! Когда мы научимся уважать простых тружеников, многое изменится в нашей стране. Незаметно для нас они варят сталь, водят самолеты, занимаются грузоперевозками, за рулем сидят, шьют, производят. Человек труда должен пользоваться уважением.
— Когда-то рабочих уважали. Что изменилось? В какой момент?
— Не знаю, когда это поменялось. Видимо, когда деньги встали во главу угла и все стали мериться их количеством. Всё человеческое в себе доистребили, как писал Владимир Семенович Высоцкий. Думаю, еще и интернет сыграл в этом огромную роль. Жалко, что так происходит. К сожалению, молодежь совсем не понимает, что такое работать, все считают, что им все должны. Что государство им обязано. Но это заблуждение, никто вам ничего не должен. Идите и работайте сами. Я думаю, что скоро закончится эта их истерия и радость. Порядок надо наводить.
— Гайки закручивать?
— Весь мир в наше время ищет выход из создавшейся сложной ситуации. «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду», — говорил опять же Владимир Семенович Высоцкий. Это сложные вопросы, которые мы поднимаем в нашем спектакле «Заговор чувств». Что такое человек, что такое душа человека, какие закоулки и потемки там могут быть, какие светлые стороны.
Про пьесу [Юрия] Олеши писали, что она о том, как маленький человек, интеллигент, стал не нужен в этом обществе, не востребован в среде, которая пытается что-то производить, создавать, идти вперед. Сам по себе интеллигент измельчал, сам интеллигент ведет себя некрасиво — он требователен, он жаден, он пьет, он всех ненавидит. В спектакле он долго разговаривает об этом, а потом попадает в руки тех, которые говорят: «Ну бей, ну наведи порядок».
Мы говорим о том, что человек настолько непознаваем, его внутренняя структура настолько тяжела и многообразна, собрана, как лоскутное одеяло, что там есть и черные, и светлые моменты. Сложно говорить об этом, но мы пытаемся.
— Ответов не даете?
— Нет, у нас нет ответов! Дать ответ было бы слишком просто, пусть лучше каждый зритель найдет его сам.
Михаил Пореченков, ставший лауреатом в номинации «Самый лучший», на церемонии вручения российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в Санкт-Петербурге, 2017 год
— Хочу вернуться к разговору о молодежи, которая не хочет работать, а только и мечтает о легких деньгах и блогерстве. Кто всё это должен регулировать, нести ответственность?
— У меня товарищ есть [кинорежиссер] Сережа Швыдкой, мы с ним однажды говорили о том, как описать национальную идею. Что поставить во главу угла. Оказалось, что всё просто — профессионализм. Пусть профессионализм и будет нашей национальной идеей. Если вы утверждаете человека на роль второго плана, не берите кого попало, людей с улицы, возьмите профессиональных актеров. Из-за этого повысится качество всего продукта, будет зрительский интерес. Берешь профессионального водителя и понимаешь, что получишь хорошее обслуживание, качество, скорость, а возьмешь непрофессионального — будет ДТП. Надо, чтобы люди, которые оказались на ответственных постах, которые что-то решают, тоже это понимали.
— Кстати, в кино кумовство процветает. Говорила с [актером] Сергеем Буруновым, он очень возмущался, что в индустрии мало профессионалов и много родственников.
— Мы об этом тоже говорили однажды с [актером] Филиппом Янковским. Почему-то, если сын сталевара пошел в сталевары, это хорошо. Это династия. Но если сын актера пошел в эту профессию: «Ну всё, потащили своих». По-моему, Иван Янковский — прекрасный актер. Но все его почему-то подозревают в этом, как вы говорите, кумовстве. А это же самый настоящий эффект несоленого огурца — когда свежий огурец кладешь в банку с солеными, он просаливается. Дети артистов ведь ничего, кроме съемочных площадок и театральных кулис, не видят. Они с малолетства всё время варятся в этой среде.
— Вариться в среде не значит быть талантливым.
— Хорошо, пусть не все талантливы, но и мегаталанты нужны далеко не везде. Есть огромное количество людей, которые играют вторые и третьи роли. Каждый должен быть на своем месте.
То, что дети актеров идут в актеры, ну что с этим делать? Моя дочь Мария, например, тоже живет театром и кино. Она создала вокруг себя такой мир, в который не пускает ничего, кроме этого: выигрывает все конкурсы чтецов, участвует во всех школьных спектаклях. С самого детства стрелка ее компаса направлена только туда. Я буду рад, если дочь пойдет в актерскую профессию, потому что она у меня кипяток.
— Не все артисты так говорят, некоторые берегут детей от актерства. Профессия сложная, опасная. Не согласны?
— Работа сложная, правда. Но я верю в то, что каждый должен заниматься своим делом, и если уж у ребенка есть к тому склонность, глупо и жестко его тормозить на этом пути. Я всегда говорю дочери: «Маша, ты хочешь быть актрисой?» — «Да!» — «А если не будешь?» — «Дышать не смогу, помру сразу». И как после этого ее отговаривать? Если это нужно как глоток воздуха. Я по себе знаю: в молодости думал, что будет, если не поступлю в театральный? Что будет дальше? Ведь я жизни без этого не представлял, не было у меня запасных вариантов.
Конечно, когда ты погружаешься полностью и становишься человеком профессии, ничего там легкого нет: там сложно, ребята. Все думают, что это тусовки одни. Но вы посмотрите ролик, он есть на YouTube, там после съемок в Голливуде за обедом сидят герои «Марвел». Скарлетт Йоханссон там, Тор. Минут пять идет ролик, и всё это время они едят молча, ни слова не говорят, плечи опущены. Я подумал: «Понимаю вас, пацаны, понимаю. Хороший денек у вас сегодня был, ребята». Вот какая работа.
— Недавно в новостях вышел ряд материалов, в которых написали, что [актер] Алексей Серебряков вернулся в Россию. Помню, когда он негативно высказался о России, вы выступили против него.
— Я против Лехи никогда не выступал. Каждый имеет право на свое собственное мнение. Мы с Лешей работали, я знаю его как прекрасного артиста — глубокого, серьезного. С ним приятно работать, посидеть за одним столом, поболтать. Всякие моменты в жизни бывают. В целом о России вообще говорить неправильно и некорректно, думаю, она слишком многообразна, сложна и велика, чтобы судить о ней в общем. Есть некоторые моменты, которые и меня раздражают, я с ними не согласен, хотелось бы, чтобы этого не было. Но считаю, что у каждого есть возможность и право высказываться так, как он думает.
— Несколько лет с таким шумом запускали съемки продолжения «Агента национальной безопасности». Почему проект до сих пор не вышел?
— Не всё зависит от нас. Я очень благодарен этому проекту, он сыграл большую роль в моей жизни. Может быть, сейчас не время. И, может быть, мой Леха живет отдельно, без меня. И, может быть, зритель с ним еще встретится.
Михаил Пореченков родился в Ленинграде. Учился в Таллинском высшем военно-политическом строительном училище, затем в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, после окончания которого работал в театре «На Крюковом канале» и Театре имени Ленсовета. С 2003 года — актер МХТ им. Чехова. Фильмография артиста включает более 120 фильмов, среди которых «Ликвидация», «9 рота», «Грозовые ворота», «Белая гвардия» и другие.
Источник: ВИМ.
Комментарий читателя:
Вроде умные люди же, а такие вот глупости пишут или наивности. Вопрос то главный - за что работать?
Молодые смотрят на своих родителей, на друзей родителей и видят чего? Пашут всю жизнь на условном заводе за медианную или среднюю зарплату, что бы условный холодильник поменять кредит брать надо... А блогер на одном стриме может собрать месячную зарплату, а какой нибудь фотограф бродячих котиков может иметь некоторое кол-во подсписчиков и жить за счет рекламы, получая такую же среднюю ЗП.
Только все это такие условные разговоры т.к блогером который может зарабатывать на стримах средние ЗП за раз - стать достаточно сложно, проще намного выучиться даже в ВУЗе на рабочую специальность. И все равно вся молодежь пойдет пахать на условные заводы т.к больше вариантов у молодежи нет, у большинства.
И тут вопрос то другой, забалтывая тему о том как молодежь не хочет... лучше бы спросили о том, что система образования сейчас выпускает армии ненужных гуманитариев или полутехнарей, которые потом в макдаке работают т.к гуманитариев и всяких экономичтов переизбыток, а полутехнарей из частных вузов лучше на современный станок ЧПУ не пускать.
PS
Ну а если учесть, что любое приличное предприятие сегодня идет в сторону автоматизации, от штукатурных автоматов передовых, безлюдных коровников и до безлюдных рудников, то увеличение кол-ва блогеров и профессиональных лайкателей, админов всяких групп в телеге итд - естественный процеес т.к даже если провести реальную диверсификацию экономики с импортозамещением и экспортом промтоваров - все равно не потребуется столько рабочих, сколько потребовалось бы раньше... даже если вся молодежь захочет совершать трудовые подвиги, короче говоря, в современной экономике на всех станков не хватит. Об этом наши переживающие за пролетариат и моложь умалчивают.
Отредактировано Strannik (2021-05-05 23:22:15)
Поделиться16442021-05-06 02:04:59
Михаил Веллер. О братьях Стругацких:
«Ох, и здоровые же они были ребята! Сто девяносто два росточку и плечи под шестидесятый размер.
Молва утверждала, что норма Аркадия была полтора литра коньяку. После этого он мог изящно и здраво рассуждать о литературе.
.. Аркадий Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1925 году. Борис — в 1933-м.
...Аркадий был филологом-японистом, референтом-переводчиком и послужил в погонах не один год — на самых восточных рубежах. (Заметим, что элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его легкой — тяжелой? — руки.)
Борис же по специальности, напротив, звездный астроном и большую часть жизни проработал в Пулковской обсерватории.
...Одевались они как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны... Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере.
Высокий стиль. Быть, а не казаться. Гений не нуждается в атрибутике и аффектации.
...В таком уже далеком 1966 году молодежь, которую сейчас назвали бы «продвинутой», читала трех авторов и тем гордилась: Брэдбери, Лем, Стругацкие.
«Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми.
«Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров бесчисленных НИИ и КБ, студентов и лаборантов.
«Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.
«Разночинная интеллигенция» — вот как на сто лет раньше был бы определен главный читатель Стругацких. Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто в оппозиции власти, при этом веря в добро и в свои силы.
...Что поразительно: поколения меняются, время течет, а Стругацкие находят читателей в каждой взрослеющей генерации, и остаются с ней, и не исчезают с прилавков.
Как они работали вдвоем? Утверждалось единичными посвященными: один сидит за машинкой и стучит по клавишам, иногда сопровождая появление текста чтением вслух. Второй лежит на диване, или пьет кофе в кресле, или расхаживает с сигаретой. Иногда вставляет свою фразу или абзац, продолжая мысль и сцену соавтора. Через несколько страниц или через час-полтора они меняются местами. Стиль, интонация, ход действия — един для обоих.
От прямых ответов о технологии соавторства Стругацкие всегда уклонялись. Говорили лишь, что предварительно долго обсуждают и согласовывают все по телефону: Аркадий жил в Москве, Борис — в родном Ленинграде.
Еще при советской власти в разных городах возникали их клубы фэнов и играли в их книги. Больше никто из советских писателей этим похвастаться не мог.
...Второе место в рейтинге живого цитирования всей русской литературы занимает роман братьев Стругацких «Трудно быть богом». На первом — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». На третьем — «Мастер и Маргарита». Четвертое — «Горе от ума». Если кто не знал. И это не мода. Тому уже многие десятилетия.
Ни один более из советских писателей этой эпохи нового слова в русский язык не ввел. Слово «сталкер» слышали? «Пикник на обочине» стал устойчивым оборотом.
Ни один современный им советский писатель столько не переводился. Сотни изданий на всех цивилизованных и менее цивилизованных языках мира: точное число трудно поддавалось учету (были на то причины). Они могли быть богаты — но ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) СССР забирало в пользу государства 97 процентов (!) гонораров.
...Между ними и их читателями никогда не стояло чужих мнений и государственных приманок. А в читателях была половина всей молодой интеллигенции страны. Та половина, у которой лоб был повыше, а шоры на глазах поменьше.
...Студенты, инженеры и врачи, юристы и журналисты — слой, из которого в нормальных странах формируется элита, — перекидывались фразами Стругацких, как паролем.
Поделиться16452021-05-06 21:24:39
Существует довольно распространённое заблуждение, что планету Земля следовало бы называть планетой Вода, поскольку 71% земной поверхности покрыт океаном, и ещё несколько процентов ледниками. Однако если посмотреть на объём воды по сравнению с землёй на Земле, то переименование уже не выглядит хорошей идеей.
Если собрать всю воду на земле в сферу, то получится маленькая планетка диаметром в 1385 километров, что в 9,2 раза меньше, чем диаметр Земли. Так уж получается, что бóльшая часть земной земли скрыта под тонким слоем воды, что и создаёт водяную иллюзию.
Поделиться16462021-05-06 23:56:34
Быстрый ресерч по Коннеллу в англоязычном сегменте показал, что жизнь копейка, а судьба индейка, ну или что то в этом стиле.
Коннелл написал четыре романа и около 300 рассказов, большая часть которых вообще то юмористическая. А еще он обладатель, на минуточку, Оскара (1942) за сценарий к фильму (комедии, естественно), “Meet John Doe”.
Рассказ же «Самая опасная дичь» (в оригинале «The Most Dangerous Game” был написан автором за день, по заказу для серии дешевых одноразовых покетбуков в мягких обложках и чисто ради гонорара.
Этот рассказ и стал самым известным произведением писателя.
Он был шесть раз экранизирован как полнометражное кино (последний это нашумевший фильм «Охота», 2020), а также в этом же году запущен сериал оригинале «The Most Dangerous Game”, по мотивам. Идея рассказа легла также в произведение Стивена Кинга «Бегущий человек», также не раз экранизированного, ну и в сотни подобных работ.
Вот так - полжизни занимаешься музыкой, политической деятельностью, всевозможными творческими проектами, а потом напишешь на спор за месяц “Женщина. Где у нее кнопка”, да так и останешься в истории, как автор этой книги. Вспоминается хороший анекдот про «но стоило мне один раз трахнуть овцу», но это не совсем отсюда.
Поделиться16472021-05-07 21:14:27
Ой-вэй!
Как могла выглядеть Клеопатра?
На основе сохранившихся изображений был воссоздан внешний вид царицы, который оказался далеким от стереотипных представлений.
Поделиться16482021-05-07 22:43:06
На основе сохранившихся изображений был воссоздан внешний вид царицы,
- У нас на автовокзале очень похожие женщины (обычно с детьми) до сих пор побираются...
Поделиться16492021-05-08 00:46:31
Ой-вэй!.
Ай на нэ, ромалэ?
Поделиться16502021-05-08 00:53:33
Как могла выглядеть Клеопатра?
Я и до этого читал\слышал, что Клеопатра брала своё не внешностью.
Поделиться16512021-05-08 02:52:42
- У нас на автовокзале очень похожие женщины (обычно с детьми) до сих пор побираются...
Да, в цветастых юбках, количеством сто, выглядела бы органично!
Поделиться16522021-05-08 02:55:36
Ай на нэ, ромалэ?
Всё-таки гречанка из рода Птолемеев. Которые, кстати, красотой не блистали, и была в них этакая отнюдь не царская кряжистость!
Поделиться16532021-05-08 02:56:01
Я и до этого читал\слышал, что Клеопатра брала своё не внешностью.
Должно быть излишне подвижной нижней частью тулова!
Поделиться16542021-05-08 03:08:57
Должно быть излишне подвижной нижней частью тулова!
И там тоже, но ещё и "поговорить".
С ней было "о чём трахаться".
Поделиться16562021-05-09 20:09:48
"Хорошо там, где нас нет..."
Мальчик из интеллигентной семьи, играя в футбол с дворовыми мальчишками, случайно разбивает мячом окно. Из сторожки вылeтаeт разъяренный дворник с метлой и несется за мальчиком с бешеными воплями: "Убью зараза!!!"
Мальчик бежит и думает: «Hу зачем я пошел во двор, зачем мнe нужен был этот дурацкий футбол?! Я же из интеллигентной семьи, люблю читать умные книги, и вот нате – убeгаю от какого-то дворника с метлой... Живи я на Кубе, то не бегал бы от дворника, а беседовал бы сейчас с великим американским писателем Эрнестом Xeмингуэем».
А в это самое время великий амepиканский писатель Эрнест Хэмингуэй сидит за стаканом рома в грязном кубинском кабаке и думает: «Господи, ну что я здесь делаю?! Как здесь противно. Пoтные негры, жара, теплый ром, грязь... Жизнь уходит сквозь пальцы... Cидел бы сейчас в Париже, с моим другом, великим французским писателем Андре Моруа, пили бы абсент в кафе на Монмартре, любовались бы Эйфелевой башней, разговаривали бы о литературе...».
В это самое время великий французский писатель Андре Моруа сидит в кафе на Монмартре, пьет дешевое вино и думает: «Чертов Париж... Шлюхи, липкие столики, бесконечный и надоедливый шансон... Эта уродливая Эйфелева башня, эта грязь на улицах и вонь... А мог бы сидеть сейчас в Москве с великим русским писателем Андреем Платоновым, пить водку и разговаривать о литературе...».
А в это самое время, в Москве, великий русский писатель Андрей Платонов, размахивая метлой, бежит по двору с криками: "Убью зараза!"
Поделиться16572021-05-09 20:58:46
Колониальные притязания Германии закончились не в 1919 году, а лишь в 1945-м. Захватническая война на уничтожение в Восточной Европе однозначно вписывалась в эти преступные традиции
«Борьба за мировую гегемонию в Европе будет выиграна путем обретения русского пространства […] Русское пространство — это наша Индия, и, так же как англичане правят там горсткой своих людей, так и мы будем править этим нашим колониальным пространством. Украинцам мы привезем головные платки, стеклянные бусы как украшения и другие вещи, которые нравятся колониальным народам».
Эти фантазии Адольф Гитлер изложил в 1941 году в одном из своих монологов в Главной ставке всего через несколько недель после вторжения в Советский Союз. Они иллюстрируют один из важных вопросов германской исторической памяти, который в последние годы обсуждается и в обществе.
Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым: ограничивается ли колониальный опыт Германии только периодом, когда Германия формально была колониальной державой, то есть временем от 1884 до 1919 года? Или же колониальная идея и позже играла определенную роль, последовательно развивалась в немецкой истории и теперь требует принципиального объяснения — в том числе и даже в особенности для периода национал-социализма?
До сих пор в общественном сознании колониальное прошлое Германии вытесняется или приукрашивается. Германскую колониальную империю воспринимают в ностальгической свете или помещают ее где-то между приключениями бойскаутов или помощью развивающимся странам в тогдашнем ее понимании. Считается, что эта империя просуществовала совсем недолго и поэтому особых следов не оставила, как будто время существования может что-то сказать об интенсивности и последствиях германского колониального господства. Как-никак оно продержалось 35 лет, то есть более чем в два раз дольше, чем Третий рейх. А немецкое господство над Намибией продолжилось в десять раз дольше, чем над оккупированными частями Советского Союза во время Второй мировой войны.
«Народ без жизненного пространства» в Африке и в Восточной Европе
Катастрофические последствия для колонизируемых народов почти полностью игнорируются в общественном восприятии. И уже одно это плохо. Но, помимо этого, подобная колониальная амнезия приводит и к странному провалу в понимании преступлений Третьего рейха и, соответственно, в их осмыслении.
Потому что как минимум захватническая война на уничтожение против Польши и Советского Союза полностью вписывается в колониальную традицию Германии. Колониальные устремления Германии закончились не в 1919 году с утратой колоний в Африке, а лишь в 1945 году. Только вторая попытка основать германскую колониальную империю, на этот раз на востоке, потерпела уже окончательный крах.
В современных эссе идет яростная культурологическая война против постколониальной теории и вокруг вопроса, как может и должна выглядеть историческая память немцев. При этом часто память о преступлениях национал-социализма противопоставляется памяти о колониализме. Авторы считают, что преступления национал-социализма — это нечто принципиально иное и что любое сравнение умаляет значение Холокоста. Но таким образом упускается шанс лучше понять, как эти преступления могли произойти и почему столько немцев с готовностью в них участвовали.
Захватническая война на уничтожение, которую вели нацисты, имела явно колониальное измерение. Об этом свидетельствуют высказывания Гитлера и Ганса Йоста, секретаря рейхсфюрера СС Гиммлера. Зимой 1939-1940 годов после поездки с Гиммлером по оккупированной Польше Йост заявил: «Поляки ни в коей мере не являются государствообразующим народом. У них для этого отсутствует самые простые предпосылки. (…) Страна, которая имеет столь малое понятие о сути поселения… это колониальная страна»
Подобные же мысли можно было найти и в письмах простых солдат. Так, военнослужащий 12-го военно-воздушного полка жаловался в 1941 году в письме из России домой: «Тут нет никакой культуры, никакого рая… Крайне низкий уровень, грязь, люди, глядя на которых понимаешь, что тут перед нами будет стоять большая колонизаторская задача».
Однако не только эти высказывания — и не они в первую очередь — свидетельствуют о колониальной направленности войны. В больше степени это делает практика захвата и уничтожения, обнажающая параллели между первой и второй немецкими колониальными империями. Уже побудительные мотивы войны обнаруживают сходство: социал-дарвинистское представление о борьбе народов между собой, где должны победить сильнейшие. Согласно этой идее, у биологически дефинированного «народного тела» (Volkskörper) отсутствовало «жизненное пространство» (Lebensraum). Это пространство до 1919 года пытались искать за морями, а с 1933-1939 годов — на востоке Европы, вновь исходя из вековых представлений о колонизации Востока.
«Расстреливать каждого гереро»
Нацистская захватническая война на уничтожение против Польши, а затем против Советского Союза был сознательным воплощением этих политических представлений. Местное население должно было выполнять чисто обслуживающую функцию. «Славяне — прирожденная рабская масса, жаждущая иметь хозяина», — говорил Гитлер.
И в колонии Германская Юго-Западная Африка (сегодняшняя Намибия) чернокожие должны были работать на «господ». Принуждением к труду и тотальным контролем немецкие колонизаторы намеревались сформировать из местных народностей гереро, нама, дамара и сан однородную рабочую массу.
В 1907 году были введены «распоряжения для туземцев», которые предписывали всем африканцам постоянно носить при себе жетоны-пропуска. Покидать места постоянного проживания они имели право только с разрешения немцев, жить большими группами запрещалось, как и содержать скот. Традиционные структуры и связи не просто не учитывались — их сознательно разрушали, чтобы устранить любое проявление «племенного самосознания».
В наше время появилось больше свидетельств военного геноцида, практиковавшегося до этого. Генерал Лотар фон Трота проводил его от имени Германии: по его приказу немецкие войска оттеснили всех гереро в пустыню Омахеке, чем обрекли их на смерть от жажды. В своем «приказе об уничтожении» от 2 октября 1904 года Трота заявил: «Внутри германских границ каждый гереро с оружием или без оного, со скотом или без оного должен быть расстрелян, я больше не принимаю женщин и детей, а гоню назад к их народу или приказываю стрелять по ним».
Во время гитлеровского похода на Восток также шла речь об изгнании славян с территорий, предназначенных для заселения немцами: покинуть родные места должны были 60 миллионов человек — это предусматривалось «Генеральным планом Ост» 1942-1943 года. Предполагалось, как и в Германской Юго-Западной Африке, что «изгнание» для подавляющего большинства этих людей будет означать смерть.
«Война на востоке» была в значительной степени такой же расовой войной, как и колониальная война против гереро и нама, хотя из-за технического характера войны и участвующих в ней многомиллионных армий может создаться иное впечатление. Правила «цивилизованного» ведения войны не действовали. Так, например, указ о военной юрисдикции от 1941 года позволял немецким войскам с самого начала войны проводить массовый казни и захваты заложников в качестве мер возмездия.
Все это относилось к обычной практике колониального ведения войны. «Каждый командующий офицер правомочен отдавать приказы о расстреле цветных местных жителей, застигнутых на месте преступления при выполнении предательских действий против немецких войск», — так распорядился и фон Трота в июне 1904 года.
Колониальная преемственность между кайзеровской эпохой и национал-социалистическим временем прослеживается не только в их военных целях и методах ведения войн. Нацистская политика была нацелена на установление совершенно нового порядка в оккупированных «восточных территориях» с полным игнорированием уже сложившихся там структур. Колониальное государство в Германской Юго-Западной Африке видело в построении совершенно новой структуры ключ к успеху своего колониального проекта с целью создания идеальной колонии — «расового государства».
Это «расовое государство» предписывало четкое разделение «белых» и «черных», «господ» и «слуг». Смешанные браки были запрещены, добровольные сексуальные контакты стигматизировались как «прегрешение по отношению к расовому сознанию». Если вначале колонизации еще практиковалась ее культуралистская интерпретация, в рамках которой некие «культура» и «цивилизованность» были признаками белой расы, то к началу ХХ века верх одержала её биолого-расистская дефиниция.
«Туземцами являются все представители коренного народа, связанные между собой кровными узами, а также отпрыски туземных женщин, которые зачали их от мужчин белой расы, даже если смешение с белыми мужчинами имело место несколько поколений назад. Если может быть установлено происхождение от представителя коренного народа, то отпрыск считается по своим кровным признакам туземцем», — постановил суд в Виндхуке в 1909 году.
Что касается Третьего рейха, то значение расового вопроса для него не нуждается в доказательствах. Он пронизывал всю «народную общность» (Volksgemeinschaft) и был одной из ключевых основ режима.
Германский репертуар: война на уничтожение и геноцид
При всех явных параллелях в идеологии и практике кайзеровской Германии и Третьего рейха одно коренное различие между ними все-таки имеется: роль, которая была отведена евреям или же которой они были лишены. Антисемитизм отличается от антиславянизма и колониализма своей вековой историей и представлением о всемирном европейском заговоре. Последнее с точки зрения антисемитов делает еврейство особенно опасным и послужило предпосылкой для глобального «окончательного решения еврейского вопроса», основой для попытки глобального убийства — Холокоста с его 6 миллионами убитых евреев.
Исследования истоков Холокоста указывают, однако, на то, что даже геноцид евреев не был запланирован с самого начала, что радикализация в переходе от планов по высылке или переселению евреев к их массовому убийству произошла под воздействием ситуативных факторов, связанных с войной на уничтожение. Но это означает также, что тот, кто не отрицает связи между войной и Холокостом, не может сомневаться в колониальном характере нацистских преступлений.
Так же как неверно было бы предположить, что война на уничтожение и Холокост произошли, потому что у Германии были колонии и она проводила геноцид гереро и нама, неверно и отрицать, что война на уничтожение и геноцид относились к репертуару немецких администраторов и военных еще за несколько десятилетий до национал-социализма.
Мы нисколько не приуменьшим характер Холокоста, расширяя перспективу и проводя параллели с колониальным прошлым Германии. Напротив, это помогает еще точнее представить уникальность Холокоста как специфического проявления антисемитизма. А колониальная перспектива не преуменьшит вину и ответственность Германии: она скорее показывает, что преступления Третьего рейха намного сильнее связаны с германской историей, чем немцы до сих пор были готовы признать.
Колониальная предыстория общества помогает понять, почему многие немцы были готовы служить делу национал-социализма с таким рвением. В широких кругах общества это дело было не так уж и ново: человеконенавистнические проекты нацистов базировались на колониальных традициях. Поэтому не нужно было быть антисемитом, чтобы участвовать в программе захвата территории на Востоке. А коль скоро кто-то участвовал в этой программе, то таким образом был причастен и к Холокосту.
Подобный постколониальный взгляд на германскую историю прямо упирается в стену, которую кое-кто хочет возвести между Освенцимом и «нормальной» немецкой историей. Он обнажает расистские корни немецкой истории, выходящие за пределы антисемитизма. И это помогает лучше понять вновь растущее значение современного расизма.
Юрген Циммерер (Jürgen Zimmerer), профессор кафедры мировой истории университета Гамбурга, занимается историей колониализма и геноцида
Поделиться16582021-05-11 16:25:32
Не может быть на Марсе голубого неба - это очередная фальшивка НАСА.
С момента посадки марсохода "Персеверанс" ("Настойчивость") прошло более двух месяцев (с 18 февраля 2021 г.), а массовая истерия по поводу посадки и присланных фотографий пока не прекращается. Более того, со временем тема большого количества фотографий "марсианских" пейзажей сменилась темой "взлетит или не взлетит марсианский вертолёт?" и вновь заполонила все новостные ленты. Вертолет называется Ingenuity, и, если не ошибаюсь, переводится как "Наивность".
А следом уже муссируется тема выработки кислорода искусственным путём на Марсе. Таким образом поддерживается постоянный интерес к "марсианской" теме и теме успехов США в космической области. Вот-вот туда, на Марс, полетят постоянно взрывающиеся при посадке "Старшипы" (Starship). И если не в этом году, то уж точно в следующем, сам Илон Маск побывает на Марсе.
Но все эти марсианские снимки, марсианские вертолёты и даже марсианские космические корабли - такая же афера, как и высадка на Луну. Все марсианские снимки делаются на Земле, возможно, что на канадском острове Девон. Но это уже не столь важно, на Земле есть немало заброшенных и недоступных мест, напоминающих марсианский пустынный пейзаж. Вот только голубое небо выдаёт, что этот пейзаж - земной.
На всех "марсианских" снимках НАСА мы видим избыточный жёлтый или оранжевый цвет. Он буквально на всех объектах.
Это снимок вертолета, сделанный якобы на Марсе с марсохода.
Если убрать этот явно избыточный желтый цвет, то мы увидим, что за ним скрывается обычное земное голубое небо.
"Марсианский" снимок откорректирован по цвету.
Из читателей моих статей никто, наверное, не знает, что я несколько лет работал профессиональным цветоустановщиком на кинокопировальной фабрике. И "выставлял цвет" на многие фильмы, шедшие в прокате в нашей стране. Например, копировальной фабрике нужно отпечатать 900 плёночных фильмокопий фильма "Звездный путь" (Star Trek, 2009 г.) для кинотеатров на всю Россию. И вот я следил, чтобы эти копии не отличались от эталонной, привезенной для сравнения из Европы. Контролировал каждую 20-ю копию, и если замечал какие-либо отклонения в цвете, тут же вносил поправки в световой паспорт.
Так что я, как цветоустановщик, сразу вижу неестественный цвет "марсианского" пейзажа, он искусственно искажён.
Просьба не учить меня в комментариях, что такое цветоустановка, приводя цитаты из "Википедии". Половина того, что написано в "Википедии" на эти темы - откровенная ерунда. Лучше поделитесь своим опытом работы в Фотошопе.
Небо на Марсе должно быть чёрным, разве что у самой линии горизонта цвет может быть чёрно-синим. Это связано с малой плотностью атмосферы Марса. Давление атмосферы на поверхности Марса примерно такое же, как на Земле, в стратосфере, на высоте 31-32 км.
Вот так выглядит небо из стратосферы Земли.
На поверхности Марса давление равно 6.1 мбар, в 160 раз меньше, чем на Земле. Атмосфера так слабо рассеивает свет, что в любое время суток на Марсе можно наблюдать звёзды, даже днём - стоит лишь встать спиной к солнцу.
В 1898 г. английский физик Релей создал теорию рас¬сеяния света на частицах, размеры которых значительно меньше длины волны рассеиваемого света.
Как пишут Л.Асламазов и А.Варламова в книге «Удивительная физика» (1988 г.), Релей первоначально предполагал, что цвет неба обусловлен рассеянием солнечного света на мельчайших частицах, запыляющих атмосферу. Однако позже он пришел к убеждению, что солнечные лучи рассеиваются на молекулах газов, входящих в состав воздуха.
В 1908 г., польский физик-теоретик М. Смолуховский высказал идею о том, что рассеивателями в оптически однородной среде должны выступать весьма неожиданные объекты — неоднородности плотности частиц. ... Наконец, А. Эйнштейн в 1910 г. создал последовательную количественную теорию молекулярного рассеяния света, основанную на идее Смолуховского. Для газов интенсивность рассеянного света, вычисленная по формуле Эйнштейна, в точности совпала с результатом, полученным ранее Релеем.
Благодаря тепловому движению молекул, всегда имеется отличная от нуля вероятность того, что концентрация молекул в некоторой области пространства на некоторое время превысит среднюю концентрацию, и при этом, естественно, в соседней области концентрация молекул на это время понизится. Эти отклонения называются флуктуациями (от латинского слова fluctuari — колебаться). Из-за них и происходит преломление и рассеяние света.
В статье 2012 года "Какого цвета небо на Марсе?" Виталий Насенник пишет:
Попробуем оценить количество молекул в атмосфере Марса. Основную часть атмосферы Марса составляет углекислый газ с молярной массой 44, а у воздуха (смесь азота и кислорода) - примерно 29. Следовательно, количество молекул, которые рассеивают свет, придавая цвет и яркость марсианскому небу, ещё в 1,5 раза меньше (чем на Земле на высоте 31 км -Л.К.).
И вот его вывод:
Яркость неба на Марсе относительно света звёзд, которые можно взять за эталон, будет в 140-215 раз меньше, чем на Земле.
Чтобы понять, много это или мало для неба - "в 140-200 раз", я достал из набора оптического стекла два нейтрально-серых фильтра, НС-7 и НС-9, и установил их на фоне пейзажа с голубым небом. Одно стекло (НС-7) уменьшало свет в 2,5 раза, а другое, НС-9, более тёмное, в 60 раз.
Слева - нейтрально-серое стекло НС-7 (надпись выгравирована в правом верхнем углу стекла), справа - стекло НС-9.
Через стекло, уменьшающее яркость неба в 60 раз еле просвечивают яркие облака, а вот небо - едва "читается", оно уже совсем чёрное. И это ослабление света только в 60 раз (а не в 140 и не в 215).
Впрочем, в том, что уменьшение яркости в 60 раз приводит фактически к полной темноте, нет ничего удивительного. Если мы возьмём эталонную серую шкалу фирмы Кодак, то там белое поле отличается от чёрного в 32 раза по яркости. Белое поле (белая бумага) отражает 80% света, а черная выкраска - 2,5%. Любой объект, менее яркий, который отличается от белого поля в 32 раза по яркости, будет на фотографии выглядеть уже чёрным.
Эталонная серая шкала Кодак, снятая цифровым фотоаппаратом
А теперь возьмём и сложим два фильтра, НС-7 и НС-9. Вместе они дают плотность 2,15 - так показывает денситометр.
Промер двух сложенных фильтров (НС-9 и НС-7) на денситометре.
Поскольку денситометр показывает логарифмические значения, то возведя 10 в степень 2,15 получим, что этот комплект нейтрально-серых стёкол уменьшает поток проходящего света в 140 раз.
Фильтр уменьшает свет в 140 раз.
Вот таким тёмным должно выглядеть на фотографиях небо на Марсе в солнечный день. Глазом, может быть, будет видно чуть-чуть больше - "динамический диапазон" глаза превосходит "динамический диапазон (широту)" цифровой матрицы. Но ведь мы обсуждаем не то, что увидит глаз, а то, что получится на фотографии.
И уж совсем никак небо не может быть жёлтым, как это показывает НАСА.
Когда-то для объяснения цвета неба Релей применил свой закон к рассеянию солнечного света в атмосфере и получил, что сильнее всего рассеивается излучение с короткой длиной волны. В видимом диапазоне это сине-фиолетовые и голубые лучи. Но поскольку чувствительность глаза к фиолетовым лучам очень низкая, мы не ощущаем эту составляющую в цвете неба и воспринимает небо как сине-голубое. Поэтому независимо от того, где мы находимся, на Земле или на Марсе, в атмосфере сильнее всего будут рассеиваться фиолетовые, синие и голубые лучи. Интенсивность рассеяния синих лучей примерно в 4 раза выше, чем у красных. При сильном рассеянии света небо будет сине-голубым, а вот высоко в горах, над головой, где толщина атмосферы по прямой вверх меньше, чем вдаль к горизонту, небо будет переходить в чёрно-фиолетовый тон.
Небо высоко в горах выглядит тёмно-фиолетовым.
Если бы атмосфера Марса была более плотной, она была бы светлее. Но она сильно разрежена и, в принципе, не может быть яркой, как это демонстрирует НАСА. "Марсианские" снимки с ярким небом и атмосферной дымкой, как на Земле - очередная фальшивка НАСА.
Конечно, в "методичках Госдепа" прописана "линия защиты" для пропагандистов НАСА. Им рекомендовано писать, что на Марсе всё время идут песчаные бури, и что марсианская пыль богата голубым поглощающим оксидом железа, который производит обратный эффект - «темного желтовато-коричневатого» неба.
Однако большую часть времени в атмосфере Марса много пыли, поэтому чаще всего небо другого цвета.
И ещё защитники американской лжи упоминают про сильный эффект Пуркинье, из-за которого небо на Марсе выглядит голубым.
Так как Марс находится на расстоянии 1,5 астрономических единиц от Солнца, количество света на поверхности вдвое меньше, чем на Земле. Из-за недостаточного освещения наши глаза переключают чувствительность на голубой свет, потому что мы переключаемся от использования колбочек, чувствительных к цвету, на использование палочек, не воспринимающих цвета. Это называется эффект Пуркине. Поэтому первый астронавт, который окажется на Марсе, вероятно, опишет небо более голубым, чем можно ожидать.
Мне без труда удалось найти первоисточник этой часто цитируемой глупости. Оказалось, что это некий астрофизик, Сантьяго Перес-Ойос, MSc in Astrophysics, PhD in Planetary Sciences, University of the Basque Country. Может реальный человек, может вымышленный. Ладно, если бы о влиянии эффекта Пуркинье на восприятие неба на Марсе написал какой-нибудь студент-двоечник, можно было бы понять его невежество, а то вроде бы астрофизик с опытом, на которого то и дело ссылаются адвокаты и тролли НАСА.
Дело в том, что этот эффект проявляется при очень низких уровнях освещённости, при сумеречном зрении. В дневное время глаз наиболее чувствителен к зелёно-желтому цвету с длиной волны 555 нм, а ночью пик смещается в сине-зелёную область, к длине волны 505 нм. Такое смещение максимума цветовой чувствительности известно как эффект Пуркинье, названный в честь его первооткрывателя. Чешский физиолог Пуркинье в 1825 году обнаружил, что части дорожных столбов, окрашенные в красный и синий цвета, днём выглядят одинаковыми по яркости, а на рассвете выглядят по-иному: синий цвет кажется светлее, чем красный.
Так, согласно информации из книги Ч.Пэдхема и Дж.Сондерса "Восприятие свет и цвета", дневное зрение переключается на сумеречное при уменьшении яркости на 4 порядка, т.е. в 10000 (десять тысяч) раз.
А на Марсе освещённость поверхности в солнечный день всего в 2 раза меньше, чем на Земле. Поэтому никакой эффект Пуркинье днём на Марсе не включается.
А когда мы замечаем этот эффект? Когда освещенность падает в несколько тысяч раз. В солнечную погоду на поверхности Земли освещенность составляет 30-40 тысяч люкс, а ночью при лунном свете - всего лишь 0,3 люкса. Вы ночью проснулись в комнате, а кругом полумрак. Единственный источник света - луна за окном или уличный фонарь, до которого расстояние метров 50. Вот тогда работают только светочувствительные палочки, и всё изображение выглядит ЧЁРНО-БЕЛЫМ. Изображение не становится синим, поскольку никаких цветов мы не ощущаем при таком низком уровне освещенности, просто красный цвет (красное одеяло, например) будет выглядеть чёрным, а синяя футболка будет казаться светлой. А вот астрофизик Перес-Ойос не знает этих элементарных вещей и поэтому думает, что при низкой освещённости всё кругом становится синим. И якобы из-за этого марсианское небо становится "более голубым, чем можно ожидать".
Вывод.
Из-за сильной разреженности атмосферы, небо на Марсе должно выглядеть чёрным. Однако НАСА показывает совсем другие "марсианские" пейзажи с небом. В кадре видна земная атмосферная дымка и слишком яркое небо. Это небо такое же голубое, как и на Земле. Для того, чтобы скрыть явно земной цвет неба, НАСА искажает цвет фотоснимков, намеренно уводя весь кадр в жёлтую или оранжевую тональность.
P.S. Конечно, я знаю, что "наивный" по-английски будет писаться "ingenuos", а не "ingenuity". И знаю, что (несмотря на похожесть слов) название вертолёта переводится как "Изобретательность".
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
Поделиться16592021-05-11 16:55:58
Вот жеж суки, а. Везде у них пиздёж и провокация. Неучи. Двоешники.
Поделиться16602021-05-12 02:52:23
В 1928 году Д.Д. Шостакович познакомился с В.Э. Мейерхольдом и некоторое время работал в его театре пианистом и заведующим музыкальной частью. В начале 1929 года Мейерхольд попросил Шостаковича написать музыку к пьесе Маяковского «Клоп», которую тогда начали репетировать в театре. «Музыку молодой композитор написал очень быстро, менее чем за месяц, и часто встречался с Маяковским.
Когда нас с Маяковским представили друг другу на репетиции «Клопа», он протянул мне два пальца. Я, не будь дурак, протянул ему один, и наши пальцы столкнулись. Маяковский был ошеломлён. Он всегда был хамом, а тут вдруг появилось какое-то ничтожество, от горшка два вершка, которое смеет самоутверждаться. Я отлично помню этот эпизод, и именно поэтому не реагирую, когда меня пытаются убедить, что этого не было».
Позднее Шостакович вернулся к этому эпизоду, когда на съёмках телевизионной передачи о Маяковском попросили прославленного композитора рассказать о своих встречах с «лучшим и талантливейшим» поэтом СССР.
Шостакович пишет:
«Они, очевидно, рассчитывали, что я поделюсь воспоминаниями о том, какой Маяковский был внимательный, добрый и вежливый. Я рассказал режиссерам о своей встрече с ним.
Они явно смутились и сказали:
— Это не типично.
Я ответил:
— Почему? Это как раз очень типично.
Так я и не появлялся в передаче».