Сочетание "так не бывает" с "а вот как было"!
Луи Виктор (Виталий Евгеньевич) (1928-1992)
В биографии Л. всё предположительно: дата рождения, имя, фамилия, национальность, социальное происхождение, образование, род занятий.
Принято считать, что в 1944 году (т. е в 16-летнем возрасте?) он начал работать в составе обслуживающего персонала различных иностранных посольств в Москве, а в 1946 году (по другим данным в начале 1950-х) был арестован и отправлен в лагерь. За что? По обвинению в шпионаже, - говорят одни источники. За спекуляцию, - свидетельствуют другие. Сел за анекдот, - утверждает Д. Маркиш. Отсидел за своего отца, - сообщает А. Гладилин.

Приблизительно в 1950 году в лагере под Интой будущий сценарист А. Каплер познакомил будущего сценариста В. Фрида с Л., который занимался там скупкой за хлеб шерстяных вещей, шедших на сырьё для ковровой мастерской, обслуживавшей начальство, а заодно, «кроме обязанностей снабженца, исполнял и другие: был известным всему лагерю стукачом».
Как бы там ни было, в 1956 году (вроде бы поздновато для стукача с заслугами перед органами?) Л. вышел на свободу, то ли был, то ли не был реабилитирован и… стал работать то ли корреспондентом одной из шведских газет с аккредитацией в МИДе (как сообщает Д. Маркиш), то ли (сошлемся на Википедию) сотрудником московского бюро американской радиовещательной корпорации CBS, а затем помощником московского корреспондента американского журнала Look Эдмунда Стивенса и корреспондентом британских газет The Evening News (до 1980 года) и The Sunday Express (с 1980 года).
И зажил жизнью, какой, кроме него, никто не жил в Советском Союзе: жена, разумеется, англичанка (с 1958 года), три роскошных квартиры в Москве, огромный загородный дом в Баковке с многочисленной прислугой, теннисным кортом, бассейном и коллекцией дорогих иномарок («у меня их больше, чем у Брежнева», - похвастался он Д. Маркишу), куда, не афишируя этого, съезжалась советская, и не только артистическая или писательская, элита.
Чем же Л. занимался и на жизнь себе зарабатывал? Нет, не банальным осведомительством, таких данных у нас нет. Зато вроде бы участвовал в переговорах по обмену американского летчика Пауэрса на советского разведчика Р. Абеля в 1962 году, то есть и тогда, и позже выполнял обязанности неофициального переговорщика-шерпы. И, кажется, мобилизуя свои загадочные связи, помогал евреям-отказникам в их отправке на историческую родину.
И сам много путешествовал по миру, побывал с некими (вероятно, деликатными) миссиями даже на Тайване (1968) и в Израиле (1971), с которыми у СССР не было тогда дипломатических отношений. Ценил всё прекрасное, и себе скупая антиквариат, иконы, картины и скульптуры входивших в моду нонконформистов, и организуя их транзит на Запад.
«Появление Виктора Луи в подвалах и бараках, - вспоминает художник В. Воробьев, - означало, что ты отмечен свыше и обеспечен выставкой за границей или публикацией антисоветского романа. Так было с Фаворским в 1962 году. <…> Так было с романами Валерия Тарсиса и Эдуарда Кузнецова, Александра Солженицына и Евгении Гинзбург. За пиратскую деятельность Луи получал валюту, а нелегальные авторы — кукиш!»
Вот на этой пиратской деятельности Л., то есть на том, что он в годы хрущевского, брежневского и андроповского правления служил едва ли не основным каналом утечки конфиденциальной информации и рискованных текстов за границу, стоит задержаться. Здесь заслуги Л, которого называли то «кагэбешным курьером на Запад», то «сливным бачком КГБ», то живым «человекошлюзом» Кремля, вроде бы неисчислимы.
Утверждают, что уже в 1958 году он переправил в западные СМИ стенограмму общемосковского собрания писателей, где клеймили Б. Пастернака. Говорят, что он первым в 1964 году, за несколько часов до официальной публикации, передал в свою газету сенсационное сообщение об отставке Хрущева, а потом, когда Никита Сергеевич уже пребывал в дачной изоляции, снял эффектный фильм о буднях Хрущева-пенсионера и устроил на Западе первую публикацию его мемуаров. Что-то в этом же роде произошло и с первым зарубежным изданием «Двадцати писем другу» С. Аллилуевой, и с другими книгами, появление которых в СССР была решительно невозможно, а за рубежом отчего-то желательно.
Отчего желательно? И по какой причине эти спецоперации либо впрямую поручались Л., либо санкционировались властью? Тут опять же всё гадательно. Вот А. Солженицын, например, предполагает, что осуществленная Л передача «Ракового корпуса» за границу должна была воспрепятствовать (и воспрепятствовала) публикации романа в «Новом мире». Highly likely. А отосланные Л. рукописи воспоминаний Хрущева и Аллилуевой были жестко цензурированы и вышли, соответственно, со значимыми купюрами, что сбило на Западе волну интереса к ним. Опять-таки highly likely. Можно предположить и то, что чередование достоверной информации, поступавшей от Л., с дезинформацией, поступавшей от него же, позволяло органам ли, Кремлю ли вести торг ли, игру ли с западными, как сейчас выражаются, партнерами.
Здесь всё неясно: и был ли Л. штатным офицером спецслужб, и был ли, - как пишет Д. Маркиш, - «его прямым куратором и опекуном Юрий Андропов». В любом случае, - сошлемся на восклицание А. Солженицына, - «если б не было Виктора Луи – хоть придумай его, так попался кстати под руку!»
Но он был, и задания в течение нескольких десятилетий выполнял первостепенной контрпропагандистской важности: сообщил, например, в западные СМИ, что это С. Аллилуева в свое время якобы выдала властям своего друга А. Синявского, а 16 марта 1969 года опубликовал в «Вашингтон пост» подложное интервью Солженицына, в котором якобы сам писатель жалуется на свою судьбу, с одобрением отзываясь о нападении немцев на Советский Союз, даже оправдывает Сталина…
Особенно велики, - как рассказывают, - были заслуги Л. в попытках скомпрометировать перед мировым общественным мнением А. Сахарова, уже отправленного в горьковскую ссылку: здесь и фальшивое интервью с ним, и фальшивый же фильм о нем, где ранняя оперативная съемка КГБ была выдана за кадры периода голодовки.
Завершил же свою нетривиальную карьеру Л. тоже нетривиально: передав, уже в 1987 году германскому журналу материалы допросов немецкого пилота-любителя М. Руста, приземлившего свою «Сессну» на Красной площади. И опять получил, - по свидетельству Д. Маркиша, - сумму с пять нулями. Однако, - говорит А. Мальгин, - «эпоха перестройки и гласности лишила нашего фигуранта монополии на эксклюзивчик от КГБ, и он как-то в момент скис. Тем паче косяком пошли проблемы со здоровьем, операции».
Скончался Л. в Лондоне от сердечного приступа, а похоронен все-таки в Москве, кажется, на Ваганьковском кладбище (уч. 23, Пукиревская аллея).
И о нем теперь пишут книги, снимают фильмы. Его – самого, быть может, изумительного трикстера послевоенной советской эпохи - помнят.
Лит.: Кеворков В. Виктор Луи: Человек с легендой. М.: Семь дней, 2010; Хреков А. Король шпионских войн: Виктор Луи – специальный агент Кремля. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.