Немного о женщинах скандинавов
Автор: Александр Саенко.
«Жестоки замыслы женщин.»
Аутентичная древнеисландская поговорка.
«Если в саге появилась женщина, то скоро будет весело.»
Примета скандинавистов.
В свете многочисленных модных тенденций и теорий иногда любо-дорого порыться в древнеисландских текстах, описывающих равноправие в отношении полов настолько специфично, что иногда берет оторопь и челюсть приходится доставать откуда-то с подпола.
С одной стороны, все так или иначе связанные с браком были пропорционально защищены традицией и законом. В принципе, в патриархальных обществах (нет, друзья, не тех где «мужская власть», а где «власть традиции») это случается сплошь и рядом по всей протяженности истории. Однако на выбранном нами клочке земли был один нюанс, называвшийся «Серым гусем». Нюанс состоял из сотни с лишним правовых статей, памятников и наставлений - самого подробного законодательного памятника для скандинавских стран времен раннего Средневековья. Его восторженное описание оставим на другой раз.
Так вот, о женщинах. Женщины имели во многом равные с мужчинами права и обязанности. Если женщина совершала mord, то есть тайное убийство, то она могла быть изгнана из страны (как и мужчина). Муж умирал – имуществом распоряжается жена и она же платила десятину, сыновья и дочери равны в очереди наследования, и так далее. Кроме одного но. Никакой публичной деятельности.
Никаких надежд стать судьёй на тинге, хотя поучаствовать в процессе она могла. А, да, но не могла в качестве заявителя в деле об убийстве или материальном ущербе. Не могла стать мстителем за мужа. Никаких надежд стать годи: если женщина получала годорд, т.е. территорию+право на «должность» годи, то приходилось назначать мужчину, который бы действовал от её имени.
Как ни странно, это всё компенсировалось усиленной защитой «слабого» пола законом и традициями - исландцы могли увлеченно резать друг друга и сжигать семьи, но женщин и детей при этом трогать? Ни-ни!
«-Ну и что? Сидели бы да растили детей, скир квасили и ковры плели, ну или что они там делали,» - спросит сейчас читатель, и будет в своём праве. Однако в обществе, ценившем ум и эрудицию в том числе и в девушках, такая участь была бы слишком обидной и скучной. «Слабый» пол не мог действовать открыто, но мог влиять на пол «сильный», высказывая недовольство открыто, «капая на мозг» или же просто косвенно вызвать именно ту реакцию, которая им нужна.
Халльгерд Длинноногая обладала невероятной остротой ума и красотой, однако была обделена домашней смекалкой, спокойствием, и, самое главное, спокойными мужьями, каждый из которых в той или иной степени рано или поздно поднимал на неё руку. Итог: минус два мужа, воспитатель (убивший их двоих), спровоцированная ссорой между ней и другой женой массовая бойня двух родов, в которой погиб третий муж... и нет, она спокойно дожила до старости.
Гудрун, дочь Освивра, похоронила четырех мужей и пару поклонников, причем только один из них умер своей смертью, во всех остальных случаях приложила руку либо Гудрун, либо вдова, которая осталась таковой благодаря Гудрун. Красной нитью через многие саги проходит мотив недостаточно решительного мужа, которого понуканием и откровенным, гм, троллингом жена сподвигает к тому, чтобы поднять зад от лавки. Иногда правда, последствия в итоге катастрофические для рода, зато честь защищена!
Однако, если в семье всё нормально и муж и жена – одна сатана, то на себе всю мощь исландского темперамента может прочувствовать недруг. В «Саге о Гисли» враг пытается выторговать местоположение мужа Ауд, объявленного вне закона, с помощью кошеля, туго набитого серебром. Ауд принимает серебро, но несколько специфично – избивает гостя этим же самым кошельком и осыпает ругательствами, прогоняя. Похожая ситуация вообще настолько часто случается в сагах, что в указателе сюжетов и мотивов в исландских сагах за авторством Боберг женский удар предметом в лицо выделен отдельно.
Если же любимый муж оказывался убит, что ж, жена заставит родственников променять материальную и искреннюю виру на не менее искреннюю кровную месть. Она будет таскать засоленную отрубленную голову мужа по хуторам родственников, не боясь выглядеть сумасшедшей, чтобы родственники помнили о неотомщенном. Она будет бережно хранить окровавленный плащ, бывший на муже в ночь убийства, чтобы в разгар пира достать его из сундука и швырнуть его в лицо дяде, желающего спустить тяжбу на тормозах. Она подаст родственникам убийцы, сжегшего заживо мужа и не выплачивающего полностью виру, жареные бараньи головы, чтобы те вернулись мстить за оскорбление к уже подготовившимся и терпеливо ждущим хозяевам.
Ну а если вся жизнь пройдет нормально, то жена всегда готова сыграть с мужем в тавлеи и воспитать детей от наложницы как своих. Но если когда-нибудь кто-нибудь оскорбит род или не дай бог, убьёт родственника, а остальные будут вести себя нерешительно… Жестоки замыслы женщин.
Иллюстрация: Халльгерд Длинноногая встречает впервые своего третьего мужа Гуннара, современная иллюстрация. Впоследствии в разгар битвы она откажет ему в помощи, так как он в свое время влепил ей пощёчину.

Источник: https://vk.com/wall-162479647_130686
Автор: Александр Саенко.
Личный хештег автора в ВК - #Саенко@catx2