ППКС!
Вис Виталис
31 января 2017 г. ·
ШЕРЛОК УМЕР... ДА ЗДРАВСТВУЕТ ХОЛМС.
Ну вот и я наконец посмотрел четвертого и, как полагаю, заключительного "Шерлока". Немного расстроен, но в целом удовлетворен: все вернулось на круги.
Конечно, видно, что авторы уже подустали, хотя по прежнем стараются; блестящая изначальная идея потускнела, обаяния новизны уже нет, движение скорее инерционное, динамика не та, некоторые сцены затянуты и смотреть их просто скучно - вот уж чего точно не было в предыдущих сезонах!
Но самая главная ошибка, как мне кажется, - и это началось уже в третьем сезоне, о чем я писал два года назад, - что авторы, видимо, в угоду дамской части аудитории, сделали Шерлока слишком, как это теперь говорится, "человечным". Теплым таким, ламповым. Ну, в переводе с женского языка это означает, что он теперь эмоционален, неустойчив, может ошибаться, тупить, глупить и быть нелогичным. Женщины сами таковы и наличие подобных черт в мужчинах их успокаивает - такие мужчины становятся более понятными и управляемыми; ну и вообще, играть на своем поле всегда спокойнее. Вообще, современный тренд на "человечность" все уже заметили, да? Это вот противопоставление людей роботам или всяким рептилоидам? "Ты не человек, ты не умеешь чувствовать", вот это вот все, помните? Из фильма в фильм, из произведения в произведение.
На самом деле способность любить и способность чувствовать - это совершенно животные чувства, следствие довольно простых химических реакций организма. Любовь - в том числе до гроба - наблюдается у ряда животных и птиц, а печалиться и веселиться, обижаться и мстить умеет любая собачка и кошка. По-настоящему человеческое - в верном понимании - есть только логика и чувство юмора. По-настоящему прекрасны только тяга к знанию, физика, геометрия, логика. Высшая математика. Мышление. Вот что делает нас людьми, отнюдь не чувства. Не эмоции. Эмоции как раз замутняют чистый источник, откидывают человека назад, в животный мир. Возможно потому, - ну, я люблю конспирологию, вы помните, - и задан современный тренд на эмоциональность: людям не нужно лететь к звездам, пусть лучше до конца времен возятся в колыбели межполовых отношений и, как говорили в деревнях, "стрядают" ).
Несчастный Холмс в итоге тоже попал под эту раздачу. А ведь он изначально задуман, как один из аватаров чистого разума. Блестящий, быстрый, острый, холодный ум, которому ничего не мешает и который - именно поэтому - побеждает всегда. Его оттеняет человечный - слишком человечный - Ватсон: медленный, туповатый, преданный, эмоциональный, надежный. Задача Ватсона - быть на подхвате, восхищаться, содействовать, прикрывать тылы, он - фундамент для постоянно строящегося здания, опора для толчка, декор, спутник, чехол, ножны. По сути, Ватсон - если рассматривать эту пару с точки зрения распределения социальных ролей - это женщина. Кстати, намек на гомосексуальную семью сценаристы используют весь сериал, а в последнем сезоне в семью даже добавляется, как мы видим, ребенок (конечно, девочка). Но это другая история, конечно, это отдельный разбор, за который мне никто не заплатит ))).
Итак, что сделали с несчастным Холмсом авторы сериала, начиная с третьего сезона?
Они расшатали Холмса. Они, пытаясь быть оригинальными и соответствовать современному тренду на человечность, убили в Холмсе истинную человечность. Или сверхчеловечность, если хотите. Они отобрали у Шерлока неуязвимость мощнейшего, независимого разума и превратили его в слепо тычущегося щенка. Они, кстати, и Майкрофта, - который вообще в оригинале титан, перед которым благоговеет сам Холмс, - опустили ниже плинтуса. Они и Ватсону напинали по самое не могу (впрочем, ему-то только на пользу). Они убили саму идею Холмсиады, которая и делает ее такой притягательной для все новых и новых поколений, они инвертировали посыл и в итоге зашли в тупик.
Конечно, с точки зрения сценаризма, постоянно ставить героя в положения, когда ему необходимо делать нравственный выбор или жертвовать собой ради других, это очень драматично и очень умно. Но не в случае с Холмсом! Холмс - это супермэн. Машина. Безошибочная. Безэмоциональная. Эффективная. Идущая к цели максимально коротким и надежным путем. И, кстати, говоря, осознающая свою ценность и уникальность. Холмс - это сверх-идея, образец, идеал, на который зритель (читатель) смотрит с благоговением и восхищением, который мотивирует и на который хочется быть похожим. Я, например, в детстве считал лестничные ступеньки до квартиры, признаюсь )).
В принципе, в сериале все свелось к комиксу. Как это делает Марвел? Есть супергерой. Но он неуязвим, бессмертен, делает что ему угодно и хрен знает, как добавить драматизма в эту ситуацию. Идея супергероя у Марвела или ДС Комикс - это наследие тридцатых годов двадцатого века. Нынче времена другие, тогдашняя картонная плоскость не канает. Нужно что то еще. Тогда во вселенной супергероя появляется - внезапно - суперзлодей, который часто оказывается мощнее героя. Или - внезапно - обнаруживается какая-то уязвимость супергероя, ранее остававшаяся неизвестной. Или возникает третий супегерой (суперзлодей), который может создавать с суперзлодеем или супергероем различные коалиции друг против друга или против всех. И вот они мочат друг друга, постоянно рокируясь. Схема работает уже почти век )). И по этой нехитрой схеме построены все комиксовые сюжеты.. Отчего они и считаются детским чтивом.
Что будет, если схему комикса применить к Холмсу?
А вот четвертый сезон и будет.
И в итоге затравленный супезлодеями (и женщинами) Холмс, который утерял в ходе развития сериала свое главное оружие - чистый разум - мечется, как щенок. Он - возможно именно потому, что он слеп фигурально - становится слеп и буквально, не замечая каких-то очевидных вещей и моментов. Елы, ну великий Холмс не заметил отсутствия бронестекла между собой и Эйрос в Шеринфорде, - это просто мама дорогая ). Хотя, возможно, сцена таит в себе куда более изысканную символику, конечно: сценаристы не так просты )).
У нас украли настоящего Холмса. Bместо высокоэффективного социопата, (блестящее определение, часто применяю его на себя), нам подсунули плюшевого гуманиста. То, что я увидел - это не Холмс, это Шерлок. Куда делась безжалостная логическая машина? Вспомните серию с Мориарти и последовательностью заминированных людей. Вот там был Холмс. А тут - китайская подделка с истериками, сомнениями, колебаниями, порывами и общей неустойчивостью, свойственной скорее дамам в период гормональной бури.
Холмса начали расшатывать еще в третьем сезоне, и в конечном счете, расшатали вконец. Теперь он идет на поводу у любого, кто этого захочет, он поддается на шантаж сумасшедшей, он не замечает очевидных вещей, он готов покончить с собой!... А итоге его, бедного, вообще даже заставляют произнести сакраментальное заклинание "Я тебя люблю", (женщина заставляет, что тоже в нынешнем тренде, тут можно поплакать )). Причем - как часто бывает в жизни - это чистое принуждение и игра на патриархальной ответственности. Вообще, на этой игре построена вся четвертая часть: Шерлок и Ватсон вечно всем чего-то должны и все их так или иначе используют или тащат; женщины особенно. Одна провоцирует Шерлока на конфликт с миллионером-душегубом, а Ватсона на измену, другая под дулом пистолета засовывает Шерлока в багажник, третья вообще устраивает ему с Ватсоном витиеватое примирение, (действуя с того света, причем)... В общем, все это достаточно интересно с точки зрения сюжета, конечно, но... это не про Холмса. Это про Шерлока. К слову, третья серия четвертого сезона - вообще оммаж моей любимой "Пиле", но при чем тут Холмс?...
И мне кажется, создатели сериала, которые на самом деле все это прекрасно понимали, но попытались - и в целом - очень ловко - проскользнуть между Сциллой и Харибдой, все-таки наши в себе силы, вдоволь поиздевавшись над героями, вернуть статус-кво и оставить их в том же состоянии, в котором нашли.
Экспериментов с Холмсом в истории было множество. И с его возрастом и с его стилем, и с его внешностью и даже с его полом. Но это были просто эксперименты. А на самом деле Холмс - и Ватсон - неизменны. И классическая версия, которая и стала бессмертной, все равно самая привлекательная: безукоризненный Холмс раскрывает изумительно запутанные дела, а Ватсон носит за ним трость (в зубах, конечно), и пишет восхищенные свои записки. Пусть так и остается.
И мне кажется, сценаристы, замкнув circulus vitae сериала "Шерлок" примерно на том же месте, где они стартовали, это тоже понимают.
Sherlock is dead. Long live Holmes!