Холмогоров Егор
"Дело Ричарда Джуэлла" отсылает к истерии последних лет, связанной с "русским досье" Трампа. Иствуд не слишком явно, но регулярно намекает на эту связь. В олимпийской Атланте на глаза зрителю регулярно попадается российский флаг. Это мог быть флаг Италии или Гондураса, но почему-то раз за разом мы видим именно наш триколор. Ещё из интересной игры с флагами: мы регулярно видим проклятый в сегодняшней чернорасистской Америке флаг Конфедерации. На самом деле это флаг штата Джорджия до 2003 года, всё исторически корректно, но Иствуд умеет подать его так, что и тут намёк ясен.
Секретарша и подруга адвоката Уотсона Брайанта — Надя из России (играющая её актриса Нина Арианда имеет украинские корни). Именно она произносит одну из ключевых фраз фильма: "В моей стране если кого-то публично объявили виноватым, значит, он невиновен". Оказывается, что не только у нас так. Именно эта вера Нади в то, что публично ошельмованный человек, скорее всего, ошельмован по причинам, далёким от правосудия, даёт адвокату Брайанту импульс, чтобы действовать.
Это, кстати, не первый случай, когда Иствуд даёт почувствовать американскому зрителю свою "русофилию". В "Поезде на Париж" он осмелился высказаться против пересмотра итогов Великой Отечественной войны и подверг критике американскую уверенность в том, что это янки спасли всех от Гитлера:
— Это место, где Гитлер убил себя, когда русские были рядом.
— А я думал, Гитлер убил себя, когда рядом были американцы.
— Эээ, приятель, ты ошибся примерно на 700 километров, ваши учебники ошибаются. Они были на юге, а Гитлер был здесь со своей женой, это русские его настигли. Вы, американцы, не можете присвоить себе все победы над злом.
В "Ричарде Джуэлле" Иствуд снова даёт понять, что у Америки есть проблемы поважнее, чем русские, и эти проблемы называются лживое правительство Соединённых Штатов и циничная либеральная пресса. И если им дать волю, то жизнь простого американца может превратиться в совершенно кафкианский "процесс".
Для Ричарда Джуэлла процесс закончился довольно благополучно. Иствуд даже опустил некоторые важные детали, например то, что Джуэлл вместе с адвокатом заставили хорошо раскошелиться и лживую прессу, и даже клеветника-директора колледжа, полученные оклеветанным суммы шли на миллионы, и он закончил свою жизнь небедным, хотя и столь же простодушным человеком, работавшим в полиции ради своего удовольствия. Жизнь Ричарда, впрочем, закончилась рано — в 2007-м в 44 года от последствий диабета. И, вероятно, травля и расследование внесли в эту раннюю смерть свою лепту.
Но всё-таки "Дело Ричарда Джуэлла" — светлый, добрый, оптимистичный фильм о торжестве правды над ложью, закона над беззаконием и бездушием, маленького человека над большими бесчеловечными организациями. Ну и, наконец, это фильм о торжестве Клинта Иствуда над либеральным Голливудом. И сам Иствуд в свои 89 ещё не умер, и дело его живёт. Режиссёр наконец перестал быть единственным консерватором в Голливуде, дожив до настоящего консервативного поворота в американской киноиндустрии.
Больше здесь