Холмогоров Егор
Как рекламный ролик вооружённых сил «Аванпост», в общем-то, удался. У всех новая экипировка, непробиваемые шлемы, электронные планшеты, реактивные огнемёты. Укреплённые армейские аванпосты выглядят вполне убедительно. Особенно трогательны четвероногие транспортные роботы-мулы. И завтрак армейской тушёнкой смотрится на редкость аппетитно.
Хорошо и то, что создатели фильма помнят: боезапас имеет свойство заканчиваться, а если в самых бравых спецназовцев летит много-много пуль, одна из них рано или поздно попадёт. Боевые приключения героев достаточно реалистичны, хотя в целом построены по модели «Звёздного десанта» Пола Верховена (оригинальный сценарий которого назывался «Охота на жуков на аванпосте № 9»).
Кстати, о Верховене. Критики почему-то любят бросать замечание, что этот классический фильм по милитаристскому роману Роберта Хайнлайна — «антифашистская сатира». Эту версию Верховен придумал задним числом, для того чтобы отбиться от и в самом деле убийственных политических обвинений в свой адрес. В фильме и правда использованы штампы немецкой пропаганды, в частности находки из фильмов Лени Рифеншталь, но никакой «иронии» сперва не было. Верховен в «Звёздном десанте» откровенно любуется маскулинностью, жестокостью, «плотью и кровью», похотью и прочими проявлениями «основного инстинкта», как и в других своих фильмах. Просто обычно у Верховена секс и насилие связаны с чудовищной извращённостью, а вот в «Звёздном десанте» таковой нет, он от начала и до конца про здоровых людей, поэтому у автора начались проблемы, от которых он вынужден был отговариваться рассказами про мнимую «иронию».
В «Аванпосте» животных и жестоких сцен тоже с избытком. Однако до «Звёздного десанта» ему, как муравью до луны. Российские режиссёры не умеют и не хотят уметь снимать безудержный милитари-панк. Им подавай непременно серое небо, унылые бетонные коробки, непременную тоску и безысходность (называемую русской, а на самом деле навязываемую русским). Герои обязательно должны рефлексировать и страдать, причём не достоевскими страстями, а каким-нибудь мелким бесом.
Заодно в ленту вшита новомодная пропаганда «закона о домашнем насилии», ну и в пользу абортов до кучи. Длинный и за уши притянутый монолог героини Светланы Ивановой о том, что её в молодости (героиня молода, дело происходит в 2030 году, так что речь не о каменном веке, а о наших днях) бил парень, она сделала от него аборт, а он ещё сильнее избил, не имеет никакого значения в движении сюжета и выглядит чисто как пропагандистская врезка в пользу детоубийства и нехитрой феминистской морали, что «Все мужики сво…».
В конечном счёте главный герой Юра в исполнении Петра Фёдорова, всё более затопляющий пространство вокруг «токсичной маскулинностью», проявляет себя как редиска, нехороший человек, именно в связи с этой маскулинностью (фильм подогнан аккурат под кампанию за закон о домашнем насилии). А по-настоящему хорошим парнем оказывается Олег в исполнении Алексея Чадова, из которого «спецназовец ВДВ» примерно как из меня балерина-феминистка.





