О Буркове…
Он достаточно долго работал в периферийном театре, кажется, в Кемерово. Георгий даже и не пытался «продвигать» себя в Столицы, т.к. театрального образования у него не было, а без этого всегда было трудно пробиться…
Впервые Буркова увидел Львов-Анохин из театра Станиславского, когда те были в Кемерово на гастролях. Что-то Львову-Анохину в Буркове понравилось, и он был приглашен в Москву на просмотр.
На просмотре Анохин восхитился игрой Георгия и сказал, что принимает его на работу, но с жильем ничем помочь не может. Ситуация была такова, что у Буркова было два варианта выбора: соглашаться на работу безо всякого жилья или валить назад в Кемерово. Ему к тому времени было уже 33 года, и он понимал, что это - его единственный и последний шанс вылезти наверх.
Итак, Буркова приняли на должность рядового артиста, и, из-за отсутствия образования, ему присвоили 3-ю категорию с окладом 65 р. в месяц.
Дело было в начале 60-х, когда все было не так дорого, как сейчас, но и тогда на 65 р. в Москве выжить было нелегко. После того первого просмотра вышел он на улицу, а куда идти - не знает. Походил по Москве, ноги гудеть начали, посидел на лавочке, как-то скоротал еще пару часов, а дальше что делать и куда идти - представления не имел.
И решил он пойти в Комнату ожидания на Ярославском Вокзале. Были тогда на вокзалах такие комнаты, в которых, при наличии билета на поезд, тебе разрешали переночевать в большом зале с полусотней коек. Стоило это тогда - 1 рубль за ночь. Пошел Жора туда, а ж/д билета у него не было. Подошел он к милиционеру, показал ему билет, с которым приехал в Москву, соврал, что завтра уезжает назад, но билета пока не купил, т.к. их в кассе нет и можно купить на подсадке в последнюю минуту завтра перед отправкой поезда. Милиционер поверил и разрешил переночевать. Не подумайте, взятки он не просил, даже и рубль положенный не взял. Тогда другие милиционеры были…
Наутро Георгий был вынужден покинуть Комнату ожидания в 7 утра (так было положено), послонялся по Москве, а к 11 утра приехал в театр на репетицию. Все были с ним приветливы, но никто не спросил - где он ночевал.
В тот день вечером история повторилась с точностью до мелочей, только милиционер был другой, сменщик первого. Он тоже оказался отзывчивым и тоже пустил Буркова переночевать.
Третий день ничем не отличался от второго, и вечером у Буркова был тот же самый вопрос: где переночевать? Не зная Москвы, не имея денег (свои заканчивались, а до зарплаты далеко), он решил продолжить испытывать судьбу и пойти переночевать третью ночь на том же Ярославском.
На вокзале Георгий подошел к тому самому, первому милиционеру и честно и наивно рассказал свою историю. Милиционер его выслушал и сказал: «Ночуй, хоть каждый день, раз такое дело».
С тех пор стал Бурков жить в комнате ожидания на вокзале. Каждый день вставал в 7 утра, гулял по городу, приезжал в театр на утреннюю репетицию к 11, репетировал до 2-х, потом спал в гримерке до вечернего спектакля после которого ехал на вокзал…
Хуже всего было, когда не было вечером спектакля. Денег на гулянки у Буркова не было, вот и приходилось слоняться по скверикам, иногда выпивать со случайными мужиками (если нальют) и тянуть время до 11 вечера, когда комнату ожидания открывали. На вокзале все знали Буркова, буфетчицы пирожками угощали, иногда в долг ночевать пускали. Милиционеры к нему приходили побеседовать за жизнь, иногда наливали…
В театре первые месяцы никто даже и не поинтересовался, где Бурков живет. Однажды Анохин спросил, и Георгий врать не стал - рассказал всю правду. Анохин хмыкнул, пообещал попробовать помочь, но тут же забыл о своем обещании, хотя артистам все же успел насплетничать. После этого прошел еще год такой вот жизни.
И что вы себе думаете? За этот год ни одна тварь из коллег-артистов не пригласила Буркова хотя бы раз к себе в гости на чашку чая. Все они сейчас - народные, заслуженные, легенды, классика и гордость российского театра и кино. А тогда были обычными паскудами, после спектакля потупя взор в землю, пробегали мимо Бурковской гримерки. Боялись ему в глаза взглянуть, им все казалось, что он к ним в гости напросится.
А потом как-то после спектакля подошел в Буркову Рязанов и пригласил сняться в фильме «Зигзаг удачи» в роли алкаша Пети. К тому времени Бурков выпивал уже довольно крепко, так что роль эта далась ему легко.
Известность пришла к нему неожиданно, но ситуацию жизненную не изменила. Он все так же жил на вокзале, коллеги теперь с ним были любезны и просили представить их Рязанову, но в гости пригласить все равно «забывали»…
Так Бурков и прожил на вокзале 2.5 года, пока Рязанов не помог ему получить комнату в общаге…
К чему я это все?
А к тому, чтобы вы не очень верили актерским "мемуарам", где они показывают себя благородными Д'Артаньянами и рассказывают о крепкой актерской дружбе.
При жизни у Буркова было два друга - Шукшин и Рязанов. Зато сейчас у покойного Георгия обнаружились сотни друзей-актеров, которые врут напропалую и, с видом особо близких людей, гонят про то, что он умер от пьянства.
А умер он оттого, что упал с лестницы, сломал бедро, а через неделю в больнице инсульт получил…