Беседка ver. 2.0 (18+)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Православный уголок.


Православный уголок.

Сообщений 421 страница 440 из 770

421

В году так 2007 или 2008 я возвращался на машине из Волгограда. Лето, жара, ровная как стол пустая трасса. Отъехал я от города километров 20 и вижу как по обочине идёт монах - чёрная одежда, деревянный посох-палка и армейский рюкзак. Остановился, спрашиваю - вам куда? Монах - "иду в Ростов-на-Дону". Охренеть. До Ростова натурально 500 вёрст на хромой кобыле! Обычно я никогда не беру попутчиков - время сейчас лихое, дорога дальняя - а тут всё как-то само собой остановилось, разговорилось и пригласилось.

Эта была одна из самых интересных моих поездок.

Когда я спросил как к нему обращаться он ответил "называй меня просто брат"... ага, брат, я на "вы" (ему больше 60 лет) - а он мне "брат". Этот монах шел пешком по России из Абхазии, пёхом добрался аж до Енисея, потом ходил по уральским церквям - собирает миро где мироточат иконы. В пути он ведёт дневник (видел его сам) - в этом дневнике описывает что видел и что слышал, что происходит с ним и с окружающими его людьми, его впечатления от общения с мирянами. Таких странствующих по нашей стране монахов много - они потом эти свои дневники сохраняют в библиотеке монастыря, как летопись современности. Представляет? Каждый год идут монахи по России и описывают "наше всё". Это же «Повесть временных лет» !!!

Надо сказать что монах был чрезвычайно прост в общении, но не простой в своих суждениях и мыслях. Бросился в глаза его аскетичный образ жизни. Простая пища, старая заштопанная но чистая одежда. Полное отсутствие золота и каких-либо украшений. Сам он бывший военный, жил в Белоруссии, у него есть сын офицер-связист, после смерти жены ушел в абхазский монастырь. Но ещё не всё. Ушел он не просто в монастырь - он уединился и постоянно живёт и молится в своей кельи в горах, в диком краю. Спрашиваю - не страшно? "А чего боятся? Медведи мне не досаждают". Рассказывал как пару раз ночью видел у себя под пещерой идущих цепочкой людей - кто эти люди он не знает, но сказал что "добрые люди по ночам в лесу не шастают с оружием...".

Спрашивал монаха почему он идёт пешком. Дорога ведь дальняя, погода сегодня жара, завтра дождь, почему не самолёт, поезд или автобус? "А у меня денег нет" говорит, он даже питается тем что поднесут в дороге. Спрашиваю - а где спите ночью на пустой трассе? А если дождь?"Если никто не пустил или нет жилища - отойду от дороги, укроюсь армейской плащ-палаткой, помолюсь, скажу "Боже-ты меня намочил, ты меня и высуши!" и ложусь спать".

Какие он истории рассказывал о том что видел за это время ... их хватит на целый приключенческий роман. Были и бандиты на ночной уральской дороге, которые просили батюшку "отпустить грехи" за убитого ими человека (а он отказал - "не я прощаю - Богу молитесь, он простит!"), были и обманщики, которым он строил кирпичную печку в придорожном кафе, а они ему не заплатили и выгнали после того как он закончил (он умеет класть печи и камины). А кафе возьми и сгори через неделю. Дело было под осень, монаха приютила женщина с детьми - дала временный кров, кормила и он решил отблагодарить её, помочь ей. Дом у женщины старый, ветхий и он решил собрать ей деньги на ремонт крыши. Деньги за строительство печи в придорожном кафе он планировал отдать на ремонт дома, но ему его заработанные деньги не заплатили. А кафе, как я уже сказал, сгорело. Так вот хозяин этого кафе прискакал к монаху в деревню где его приютили и просит "не губи, прости", привёз коробку с продуктами и деньги за работу. Спрашиваю монаха - простили барыгу? А он - "Бог прощает, а я помолился за него. Дом поправил семье бедствующей и пошел дальше".

Потом был пост ГИБДД и я ждал этого монаха минут 40 - у него нет российского паспорта, только старый паспорт гражданина СССР. Спрашиваю - а как вы вообще существуете сейчас в России с паспортом СССР? Как границу вообще перешли? Монах - "вот так и останавливают постоянно, но когда понимают что с меня взять нечего - сразу теряют интерес и отпускают. Денег-то у меня нет...".

Привёз я его в Ростов, довёз до нашего кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы и только собрался уехать к себе домой, как он мне - "Стой! Давай брат я тебя перекрещу" и достаёт огромный, в 2-3 пальца толщиной деревянный крест. Перекрестил, помолился и говорит - давай зайдём в храм, расскажу тебе о иконах, не буду тебя долго задерживать, но отблагодарю тебя тем чем только могу сейчас - знанием.

Заходим в храм, он снимает с себя верхнюю мантию - а он весь обмотан широкими лентами с молитвами. Знаете, это было похоже на киношного революционного матроса, перепоясанного пулемётными лентами. Ленты на поясе, ленты крест на крест в несколько слоёв - я аж обалдел. Но самое интересное это то, что случилось сразу же после того как он снял эту мантию и его увидели прихожане. Через мгновение он уже был в окружении человек 10..15 - монашки, обычные прихожане, мужчины, женщины. Кто-то задавал вопросы, кто-то пытался взять его за руки. Монах извинился перед этими людьми и подошел ко мне, а потом он водил меня по храму и рассказывал о каждой иконе.

Зачем всё я это вспомнил и рассказываю. Я увидел аскета. Я увидел верующего человека - настоящего "человека Веры" и я поверил ему. Поверил его старой, заштопанной одежде. Поверил деревянному кресту. Поверил его пешему странствию по России и армейскому рюкзаку, стоптанным ботинкам и куску хлеба на целый день. Наверное для меня это и есть настоящий православный батюшка, хотя он и просил себя называть "братом" и по имени.

Вот и вся мораль ...

+7

422

Абгемахт написал(а):

Журналисты обнаружили там, в частности....... BMW X5 (от 100 тыс.),  Mercedes-Benz S500 (от 150 тыс. долларов)»

Абгемахт написал(а):

Автомобиль Mercedes-Benz S 500 Long стоимостью от 100 тыс.

- Так сколько, всё-таки, стоит Mercedes-Benz S 500, 100 тыс. или 150? И когда это Long той же модели стоил дешевле обычного? А на Бэху Х-5 новую в 2019-м ценник начинался от четырёх с небольшим лямов. т.е. примерно от 60 тыс. зелёных.
Не, я понимаю, что и то, и другое по цене несколько дороже Москвича, но уж передёргивать-то зачем, если так за правду радеешь?)))

+1

423

Леший написал(а):

И когда это Long той же модели стоил дешевле обычного?

Ну может там комплектация по самой минималке, а обычный S500 - полный фаршЪ!

0

424

Вспомнил, когда жене покупал мерсятину. Стоила она по тем деньгам еще 2 млн. 100 тыщ. И вот передние сиденья, электрические регуляторы поднятия и опускания сиденья есть, а вот отдельный регулятор на пододвигание/отодвигание кресла - это уже за отдельную плату и стоила бы мошына уже 2 млн. 400 тысяч. Вот чисто за одну эту маленькую приблуду. Ценообразование у этой артели... скажем, причудливое!

+1

425

Не могу читать про все эти избыточные роскошества духовенства, как говорится, пусть покупают дорогие машины, так как в ад надо ехать с удобствами! http://adm.garant.ru/forum/mods/smileys/images/kolo/ac.gif

+1

426

Отцы и дети

Пожилой мужчина с уже давно седыми висками быстрыми шагами мерил комнату. Заложив руки за спину и сцепив ладони в замок, он, как загнанный зверь метался из угла в угол, изредка бросая злобный взгляд на подростка, сидевшего за столом. Каждый раз, проходя мимо него, мужчина тяжело вздыхал и качал головой. Подросток же, казалось, совсем не замечал ни взглядов, ни вздохов. Он сосредоточенно водил пальцем по хитросплетениям узора скатерти, будто бы пытаясь найти выход из лабиринта линий.
- Пап, я...
- Не надо мне этих историй! - рявкнул мужчина. - Я их уже наслушался!
- Но я же...
- Никаких «но»! Слышишь? Никаких «но»!
Мужчина хотел еще что-то добавить, но, махнув рукой, подошел к окну и, наконец, остановился. В повисшей тишине было слышно трение пальца подростка о скатерть. Немного успокоившись, мужчина потер переносицу и, обернувшись, посмотрел на сына.
- Послушай меня, сынок. Ты понимаешь, что мир так устроен? Когда родители стареют, их место занимают дети. Потом стареют и они, тогда их место занимают их дети. Так было всегда и так всегда будет. Понимаешь?
Сын пожал плечами и кивнул.
- В чем тогда проблема, если ты все понимаешь?
- Я не хочу обманывать людей, пап.
Мальчик отвлекся от узора и посмотрел на отца.

- То есть, ты хочешь сказать, что я всю жизнь обманываю людей?
- Ну... - мальчик замялся.
- Говори! Да или нет?
- Да, обманываешь, - после небольшой паузы ответил сын, глядя прямо в глаза отца.
- Вот, значит, как...
Мужчина быстрым шагом приблизился к столу и, придвинув ногой стул, уселся на него.
- То есть, твой отец - лжец?
- Я не то имел в виду, - покраснел сын. - Я хотел сказать, что...
- Говори! Я - лжец?
- Пап, я не хочу быть богом. Можно я не буду?
- Он не хочет!
Мужчина вскочил со стула и, вскинув руки, обхватил ими голову.
- Посмотрите на него! Он не хочет! Сынок, в нашем роду все были богами! Твоему прадеду молились еще те люди, которые и на людей-то похожи не были! Они сидели в своих пещерах и когда начиналась гроза, когда гремел гром и на землю проливались тонны воды, они просили его о милости, о защите. Знаешь, сколько их было? По пальцам можно пересчитать. Твой прадед жил в тяжелое время и никогда не жаловался на то, что ему не хватало молитв. И несмотря ни на что, он выжил, еще и моего отца воспитал. Ты сейчас живешь в благодатное время - миллиарды людей, миллионы молитв. Ничего не нужно делать. И что я слышу? Он не хочет... Как это понимать?

Мальчик снова поставил палец на скатерть и провел им по линии.
- Скажи, пап. Мой прадед помог кому-нибудь из тех людей, которые просили его о помощи?
Ноздри отца расширились от негодования, а глаза потемнели. Он хотел что-то ответить, но от волнения смог сделать лишь неопределенный жест рукой.
- А дед? - спокойно продолжил мальчик. - А ты, пап, ты помог хотя бы одному человеку, который просил тебя о помощи? Ты исполнил желание хотя бы одного человека?
- Мы не должны исполнять их желания! - вскипел отец. - Мы боги, а не рабы! Мы даем людям веру, а не подарки ко дню рождения! Веру в то, что мы им поможем. А они взамен дают нам свои молитвы, которыми мы и питаемся. Так было всегда, сын. И такой обмен всех устраивает.
- Выходит, что вы их обманываете. Они просят конкретные вещи, а вы их не даете. Вы им говорите: «Возможно, что когда-нибудь то, о чем вы просите, случится». И если это случается, вы говорите: «Видите, это я сделал, я - молодец». А если не случается, то: «Ты плохо молился. Старайся еще». Разве это честно, пап? Нет, я не хочу быть богом. Мне это не нравится.
- А что же тебе нравится?
- Мне нравится быть честным перед людьми. Я хочу помогать им. Хочу стать им другом, а не хозяином. Я бы научил их всему, что знаю я сам. Я бы рассказал им о добре, милосердии, уважении друг к другу, о любви, о верности, обо всем на свете! - глаза мальчика заблестели. - Пап, я хочу, чтобы они стали лучше! Я не хочу их обманывать!
- А, всего лишь? - голос отца вдруг стал спокойным. - Так иди.
Он скрестил руки на груди и кивнул на дверь.
- Можно? - недоверчиво спросил сын.
- Иди, иди. Вперед.
Мужчина подошел к двери и открыл ее, опершись о косяк. Мальчик встал из-за стола и, пожав плечами, вышел из дома.

***
С того дня прошел двадцать один год. Все это время отец занимался своими божественными делами и совершенно не интересовался судьбой своего сына. Когда в дверь постучали, он даже не удивился. Открыв дверь, он увидел на пороге взрослого парня. Тот стоял, переминаясь с ноги на ногу и виновато опустив взгляд в пол.
- Ну что? Как там твои друзья? - скрывая улыбку, спросил хозяин дома. - Научил их добру?
- Не очень, - махнул рукой парень.
- Убили?
- Убили.
Мужчина хмыкнул и, переступив через порог, обнял своего сына.
- Голодный?
- Есть немного.
- Заходи, ужинать будем. Ради твоего возвращения достану из кладовки самые лучшие молитвы. Берёг на этот день.
- Ты знал, что я вернусь? - удивился сын.
- Конечно, - улыбнулся отец. - Мы все возвращались. Заходи, заходи, не стой на пороге...

©ЧеширКо

+1

427

Много букв.

Церковная экономика Центральной России: приход, монастырь, епархия
В основу настоящей работы положены данные, полученные в ходе бесед с клириками трех епархий Русской Православной Церкви Московского Патриархата - Ивановской, Костромской и Ярославской - в 1998-2000 гг.
Все три области представляют собой типичные регионы Центральной России, что сказывается и на религиозной ситуации в них. Безусловно доминирующей религией здесь является православие, безусловно доминирующей юрисдикцией - РПЦ. В каждой из описываемых епархий сегодня действуют около 150-200 храмов и 10-15 монастырей. Около 70% храмов и все монастыри были открыты в перестроечный и постперестроечный период. По данным социологических опросов, большинство населения Ивановской, Костромской и Ярославской областей относит себя к православным. Остальные конфессии - старообрядчество, баптизм, ислам и т. д. - несопоставимы с господствующей и по числу верующих, и по общему влиянию на жизнь регионов(1).
И Иваново, и Кострома, и Ярославль расположены в радиусе 250-350 км к северо-востоку от Москвы. Самая большая по территории и одновременно самая слабозаселенная область - Костромская. На площади 60,2 тыс. кв. км здесь проживает чуть менее 800 тыс. человек, из них около 300 тыс. - в областном центре. В Ивановской области живет более 1260 тыс. человек (в самом Иванове около 470 тыс. жителей); площадь области - 21,8 тыс. кв. км. Чуть менее 1 млн человек проживает в Ярославле. Это почти две трети всего населения области, приближающегося к 1,5 млн. При этом территория Ярославской области - всего 36,4 тыс. кв. км.
Экономическая ситуация в описываемых областях весьма различна. Ивановская область с убыточным гипертрофированным текстильным монопроизводством - сегодня один из самых бедных регионов России. Положение в Костромской области несколько лучше, а Ярославскую область с ее высокорентабельными нефтеперерабатывающими и машиностроительными заводами можно отнести скорее к относительно богатым промышленным регионам. Однако, как мы увидим ниже, экономическое положение епархии не всегда непосредственно зависит от уровня развития региона.
В общей сложности нами было опрошено несколько десятков священнослужителей от настоятелей сельских храмов до членов епископата. Всем им предлагался ряд вопросов, предполагавших как рассказ об экономической деятельности конкретного объекта или ряда объектов, так и общую оценку финансово-экономического положения епархии. В качестве дополнительного источника использованы публикации в светской и церковной печати, а также сведения, полученные от лиц, обладающих по роду своей деятельности той или иной информацией по интересующим нас вопросам (торговцы церковным товаром, государственные или муниципальные служащие, представители правозащитных организаций, сотрудники епархиальных предприятий и т. д.).
Большинство официальных церковных документов, связанных с финансовой стороной деятельности прихода, монастыря или епархиального управления, остаются труднодоступными для независимых исследователей. Не все интервьюируемые соглашались сообщить конкретные суммы доходов того или иного объекта, а тем более предоставить в распоряжение собеседника документальные свидетельства об экономической деятельности церковных структур (2). По этим причинам документальная база исследования заведомо неполна и ограничена теми материалами, которые так или иначе попали в руки автора (отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, казначейские рапорты (3) и т. д.). Естественно, что мы уделяем особое внимание тем объектам, документальные свидетельства об экономической деятельности которых нам удалось получить.
На сегодня РПЦ остается достаточно закрытой структурой, представители которой далеко не всегда стремятся к преодолению этой закрытости. Причины этого, на наш взгляд, прежде всего психологические. Для значительной части духовенства внутрицерковные отношения представляются неизмеримо более важными, чем любые контакты с "внешним миром". Лишь немногие из известных нам священнослужителей готовы предпринимать какие-либо действия для формирования положительного образа своего монастыря или епархии в глазах светской публики. Причем необходимо отметить, что если представители низового звена церковной иерархии, например настоятели сельских храмов, достаточно откровенно говорят о своей деятельности, то интервьюируемые более высокого уровня чаще используют в своих ответах фигуры умолчания. Кроме того, наш опыт показывает, что для разных епархий характерен различный уровень открытости. Самой открытой для исследователя из рассматриваемых нами епархий (возможно, потому, что самой бедной) является, на наш взгляд, Ивановская, самой закрытой - Ярославская. С сожалением констатируем, что архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) отказался предоставить интересующую нас информацию, пояснив, что отчитывается по экономическим вопросам только перед Патриархией.
Все вышесказанное объясняет, почему ссылки на тот или иной источник информации, за исключением материалов, опубликованных в открытой печати, в тексте работы по большей части опущены. Не имея возможности назвать поименно сотрудничавших с ним в процессе создания этого исследования, автор приносит искреннюю благодарность всем тем, без чьей помощи данная работа не существовала бы в ее настоящем виде. Мы особенно признательны тем представителям ярославского духовенства, которые согласились предоставить нам информацию об экономической жизни епархии.
Экономика прихода
Необходимо помнить, что, говоря об экономической деятельности прихода вообще (или храма вообще - в дальнейшем эти понятия в большинстве случаев употребляются как синонимы), мы прибегаем к недопустимо высокой степени обобщения. Недифференцированное описание храма как субъекта экономической деятельности попросту невозможно, а попытка такого описания привела бы к серьезным искажениям реальной картины. Существует огромная разница между сельским и городским приходом, между храмом районного центра и кафедральным собором епархии. Причем разница эта касается не только величины денежного оборота, но и его структуры. Поэтому далее в нашем исследовании, говоря об экономике прихода, мы будем постоянно оговаривать, о каком именно типе прихода идет речь в данном контексте.
В наиболее сложном экономическом положении, естественно, находятся сельские храмы. Обычная воскресная служба приносит такому храму не более 10 долл. в рублевом эквиваленте. В несколько раз больше можно получить во время праздничной службы. Годовой доход сельского храма, как правило, не превышает 25-30 тыс. руб., т. е. колеблется в диапазоне от 1 тыс. до 1,2 тыс. долл (4). Из этих средств закупаются свечи, мука для изготовления просфор, вино для евхаристии, выдается зарплата настоятелю и всем работающим в храме. Финансовую помощь от епархиального управления или властных структур сельские приходы получают сравнительно редко. Материальное благополучие такого храма и его настоятеля едва ли не в решающей степени зависит от личной активности священника, от его умения найти спонсоров, наладить отношения с председателем ближайшего колхоза или совхоза и т. д.
Отметим, что финансовое положение сельского прихода серьезно ухудшилось за время, прошедшее после кризиса 17 августа 1998 г. За этот период цены на основные товары и услуги в сельских храмах практически не изменились, рублевый оборот вырос незначительно, но в долларовом исчислении, в то же время, упал в несколько раз (5).
Доходная часть бюджета такого храма на 60-70% складывается из средств, полученных от продажи свечей. Большинство храмов закупают свечи на епархиальном складе (6), но некоторые приходы стремятся наладить собственные контакты с производителями или распространителями свечей, чтобы избежать уплаты епархиальной наценки на поставляемый товар (7). Нередко представители нескольких близлежащих приходов договариваются о совместной поездке за свечами, что позволяет сэкономить на транспортных расходах. Кроме того, иногда торговцы церковным товаром сами объезжают приходы, предлагая свечи, лампадное масло, ладан, вино, утварь. Время от времени руководство некоторых епархий различными административными методами, угрозой наказаний или внушением пытается добиться увеличения числа приходов, закупающих товары на епархиальном складе, но такие кампании обычно не приносят ощутимого результата и поэтому достаточно быстро сходят на нет.
Другая важная статья доходов сельского храма - это требы и поминовения. Они формируют, как правило, 20-30% приходского бюджета. Прочие доходы, в том числе от торговли утварью и книгами, и тарелочно-кружечный сбор (т. е. пожертвования во время службы), составляют обычно не более 10-15%.
Очевидно, что средств у сельского храма хватает в лучшем случае на текущий ремонт, закупку священнических облачений, богослужебных книг. Ни на приобретение так называемой "долгосрочной утвари" (паникадило, металлический престол и т. д.), ни тем более на капитальный ремонт денег не остается. Между тем подавляющее большинство сельских храмов, возвращенных за последние десять лет Церкви, находятся сегодня в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Те храмы, которые не закрывались при советской власти, также в основном десятилетиями не ремонтировались, и их восстановление требует вложения серьезных денежных средств, которых у прихода нет.
Приведем лишь один достаточно показательный, на наш взгляд, пример. Капитальный ремонт крыши храма, предполагающий перекрытие ее деревянного основания, возведение новых куполов, покрытие куполов и крыши оцинкованным железом, стоит около 400 тыс. руб. (чуть меньше 16,2 тыс. долл.), что превышает десять среднегодовых бюджетов сельского прихода. Полное же восстановление храма обходится в два-три раза дороже. Поэтому ремонт такого храма превращается в перманентный процесс, длящийся годами.
Не хватает у сельского прихода денег и на обеспечение хотя бы относительной безопасности храма: приобретение металлических дверей, металлических ставней, установку охранных сигнализаций. Поэтому храмы постоянно подвергаются ограблениям. За последнее время многие храмы в епархиях Центральной России были ограблены неоднократно. Естественно, что грабители стремятся вынести все самое ценное - старинные иконы, изделия из драгоценных металлов и т. д. Приход вынужден приобретать новые предметы вместо похищенных, и, таким образом, ограбление наносит серьезнейший удар по бюджету храма. Получается своего рода замкнутый круг: невозможность своевременно изыскать средства на охрану храма оборачивается, помимо моральной и юридической стороны дела, значительными финансовыми потерями (8).
Прямым следствием бедности является тяжелая экологическая ситуация на многих приходах. Восковые свечи очень дороги, поэтому в подавляющем большинстве храмов продаются и используются более дешевые парафиновые свечи. Между тем парафин - воскообразное вещество, получаемое из нефти, - вреден для экологии храма, в первую очередь для находящихся в нем икон. В храмах, которые находятся в совместном ведении Патриархии и Министерства культуры, использование парафиновых свечей запрещено. Например, в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме по договору между епархией и управлением культуры используются только восковые свечи.
Свечами проблемы, связанные с экологией храма, не ограничиваются. Из-за использования металлических печей в храмах создается неблагоприятный температурный режим. Нередко в кадило вместо специального угля кладется обычный древесный, что также негативно сказывается на состоянии храма. Во многих храмах вместо дорогого лампадного масла используются различные машинные масла, что вредно уже не только для икон и утвари, но и для здоровья клириков и прихожан. Доход городского храма существенно отличается от дохода храма сельского как по объему, так и по структуре. Доходная часть годового бюджета Воскресенского храма г. Вичуга Ивановской области (9) составила в 1999 г. 60 тыс. руб. (2,4 тыс. долл.) - это средний уровень дохода для храмов районных центров. При этом отправление треб принесло около 28 тыс. руб. (1,1 тыс. долл.), или 46,7% дохода, а продажа свечей - 15 тыс. руб. (550 долл.), или 25%. Отметим, что доход того же храма за 1998 г. составлял чуть больше 22 тыс. руб. (2,2 тыс. долл.), т. е. фактически не превышал доход среднего сельского прихода. Однако вичугскому храму удалось в 1999 г. почти в три раза увеличить рублевый оборот и таким образом сохранить докризисный уровень доходов в долларовом исчислении - явление весьма редкое среди известных нам приходов.
При храмах районных центров, как правило, действует общеобразовательная или воскресная школа, православная гимназия, детский сад, благотворительная столовая или какой-либо иной объект православной социальной инфраструктуры. Поддержка такого рода объектов обычно составляет основную статью расходов храмов небольших городов. Кроме того, нередко за счет бюджета городского прихода и собранных им пожертвований восстанавливается храм в одном из близлежащих сел, что также требует значительных расходов.
Денежный оборот храмов в крупных городах многократно превосходит те суммы, о которых шла речь в связи с сельскими приходами и храмами районных центров. Доход кафедрального собора или сопоставимого с ним храма может достигать нескольких миллионов рублей. Впрочем, и здесь очень сложно говорить о каких-то средних величинах. Например, доход Преображенского кафедрального собора Иванова в 1998 г. составил 1 млн 124 тыс. руб. (114,7 тыс. долл.), а доход храма Воскресения на Дебре, бывшего до начала 1990-х гг. кафедральным собором Костромы и по сей день сохраняющего свою популярность среди прихожан, за тот же период оказался в пять раз меньше (212 тыс. руб., или 21,6 тыс. долл.) (10). Учитывая субъективные факторы, можно в то же время предположить, что вышеприведенные цифры до некоторой степени иллюстрируют существующую зависимость между доходами городского храма и количеством приходов в городе. В Костроме 25 храмов на 300 тыс. жителей, тогда как в Иванове - только 10 на 470 тыс. Если все же говорить о некотором среднем уровне доходов крупного городского храма Центральной России, то он, безусловно, ближе к доходам Преображенского собора, чем храма Воскресения на Дебре.
Чем крупнее храм, тем больше доля треб в его совокупном доходе (11). В том же Преображенском кафедральном соборе в 1998 г. поступления от продажи свечей составляли 35,5% храмовых доходов (400 тыс. руб., или 40,8 тыс. долл.), а от совершения треб и поминовений - 51% (573 тыс. руб., или 58,5 тыс. долл.). Такое радикальное изменение пропорций по сравнению с сельскими храмами вызвано несколькими причинами. Во-первых, цены на свечи в городе и в селе различаются несущественно, тогда как требы в крупных городах стоят значительно дороже, чем в сельской местности. Во-вторых, в сознании многих людей существует представление о сравнительной престижности того или иного храма. Человек, не являющийся постоянным прихожанином определенного храма, скорее отправится венчаться или крестить ребенка в собор или крупную церковь в центре города, чем на сельский приход или в храм на городской окраине.
Диапазон цен на требы вообще достаточно широк. Весьма значительные различия существуют не только между городскими и сельскими храмами, но и между соседними епархиями и даже соседними приходами. Так, если в Богоявленском кафедральном соборе Костромы венчание в январе 2000 г. стоило 200 руб. (7,4 долл. при курсе 27 руб. за 1 долл.), то в ярославском кафедральном соборе Феодоровской Божией Матери - 400 руб. (14,8 долл.), а в ярославском Крестобогородском храме - 500 руб. (18,5 долл.). При этом в центре Ярославля есть храмы, в которых цена венчания вдвое ниже (12). Столь же существенно различаются и цены на другие требы. Стоимость крещения колеблется от 50 руб. (1,9 долл.) в ивановских храмах до 100 руб. в ярославских; отпевание в костромском кафедральном соборе стоит 70 руб. (2,6 долл.), а в ярославском Крестобогородском храме - 350 руб. (13 долл.)(13).
Самыми распространенными требами являются молебен (около 2,5 тыс. в год в крупном городском храме), отпевание и крещение (1,5-2 тыс. в год). Венчаний обычно совершается около ста. Объем и структура дохода от треб, естественно, существенно различаются в храмах разных епархий в зависимости от стоимости треб. В ивановском Преображенском кафедральном соборе в 1999 г. почти половина общего дохода от треб приходилась на отпевания (ситуация достаточно типичная для храмов Центральной России). Сумма, полученная от отпеваний, составила около 230 тыс. руб. (9,3 тыс. долл.), причем около 90% этой суммы было выручено за заочные отпевания, стоящие несколько дешевле надгробных (14). Достаточно значителен здесь также доход от крещений (чуть меньше 100 тыс. руб., или 4 тыс. долл.) и венчаний (около 40 тыс. руб., или более 1,6 тыс. долл.). Остальные требы (молебны, панихиды, соборования и т. д.), хотя заказывались и не реже, принесли существенно более низкие доходы, что связано с их относительной дешевизной. Относительно значим в приходском бюджете также доход, получаемый от разовых поминовений, сорокоустов (поминовений, совершаемых в течение сорока дней с момента смерти) и особенно от годовых поминовений.
Прибыль от продажи свечей в городских храмах также намного выше, чем в сельских. Это связано не только с количеством продаваемых свечей, но и с разницей в структуре свечного оборота. В сельских храмах подавляющее большинство прихожан покупают самые тонкие и, соответственно, дешевые свечи, тогда как в городе достаточно хорошо продаются и свечи более толстые и дорогие.
Вообще чистая прибыль любого храма от торговли свечами очень велика. Как мы уже говорили, большинство приходов закупают свечи на епархиальном складе по цене от 25 (в Костроме) до 40 руб. (в Иванове) (0,9-1,5 долл. по курсу на 1 января 2000 г.) за стандартную двухкилограммовую пачку. Самые тонкие свечи (№ 140) продаются в ивановских, костромских и ярославских храмах, как правило, по 50 коп. Таких свечей в пачке 705, следовательно, прибыль прихода от продажи одной пачки свечей составляет от 900 до 1400%. Свечи чуть толще (№ 120) стоят обычно около 1 руб. В пачке 602 свечи, и прибыль уже превышает 1500% для ивановских храмов и 2400% для костромских. Максимальную прибыль приносят так называемые "средние" свечи (№ 100-60). Свечи № 100, которых в пачке 507, продаются в розницу по 1,5-2 руб., и прибыль от их продажи может доходить до 4000% за одну пачку. Так называемые "восьмидесятки" (свечи № 80) в храме стоят 2-3 руб. В пачке 396 таких свечей, и прибыль от них достигает 3000-4750%. Практически такую же прибыль приносят свечи № 60, которых в пачке 300 штук и цена которых в храме - 3-4 руб. Свечи с номерами от 40 до 20 традиционно относят к "толстым". Свечей № 40 в стандартной пачке 200 штук, стоят они в храме от 4 до 5 руб. Средняя розничная цена свечей № 30 - около 5 руб., а свечей № 20 - около 7 руб. В двухкилограммовой пачке таких свечей соответственно 154 и 102. Предел прибыли от торговли "толстыми" свечами в храмах Центральной России - 3000-4000% (15). Кроме того, в Костромской и Ярославской епархиях некоторые храмы торгуют также более крупными и дорогими восковыми свечами местного производства. Стандартная розничная цена таких свечей - от 10 до 30 руб. Прибыль от их продажи также весьма значительна, хотя себестоимость производства, а следовательно, и отпускная цена восковых свечей приблизительно в пять раз выше, чем парафиновых.
Остальные традиционные источники приходских доходов не играют сегодня столь существенной роли в бюджете городского храма, как требы и свечи. В 1998 г. в Преображенском кафедральном соборе Иванова тарелочно-кружечный сбор принес около 35 тыс. руб. (3,6 тыс. долл.), т. е. чуть больше 3% общего дохода храма, а продажа утвари и книг - 30 тыс. руб. (3,1 тыс. долл.), т. е. чуть меньше 3%. В храмах, располагающих широким ассортиментом товаров, доля доходов от "несвечной" торговли (16) может быть несколько выше, достигая иногда 10-15% от общего оборота прихода. Однако в любом случае основными источниками храмовых доходов остаются свечи и требы.
Естественно, что любые действия церковной администрации, которые могут привести к снижению доходов храма, воспринимаются на приходах крайне настороженно. Это относится, в том числе, и к предпринимающимся в некоторых епархиях попыткам сделать требы более доступными для беднейших слоев населения. Так, архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий еще в 1991 г. разослал настоятелям храмов циркулярное письмо, фактически вводившее в епархии свободные цены на требы. Согласно этому циркуляру вывешенные в храмах прейскуранты имеют лишь рекомендательный характер, а совершающий требу священник в качестве платы может взимать только ту сумму, которую заказчик сочтет возможным внести в церковную кассу (17). Естественно, что реализация положений этого письма на практике должна была бы привести к достаточно резкому сокращению приходских доходов. Однако этого не произошло, так как распоряжение архиерея было полностью проигнорировано епархиальным духовенством. Ни в одном из известных нам храмов Ивановской епархии нет никаких указаний на то, что малоимущие прихожане могут заказать требу за сумму меньшую, нежели та, что записана в прейскуранте.
Легко объяснимо также стремление священников защитить финансовые интересы своих храмов, оградив их от конкуренции со стороны соседей. Нам известно, например, несколько случаев, когда священники запрещали своим прихожанам приходить на службу со свечами, купленными за пределами храма.
Иногда оборонительная тактика конкурентной борьбы может сменяться наступательной. Ивановские священники рассказывают о своем коллеге, который, воспользовавшись приятельскими отношениями с руководством местного бюро ритуальных услуг, сумел практически монополизировать "рынок отпеваний" в областном центре. Недовольные таким положением дел представители ивановского духовенства пытались изменить ситуацию, но борьба эта успехом не увенчалась. Такая же проблема существует и в других епархиях. В Ярославле 17 ноября 1999 г. состоялось заседание епархиального совета, на котором рассматривался вопрос о практике отпеваний в ритуальных бюро. В результате архиепископ Ярославский и Ростовский Михей был вынужден специальным циркуляром запретить совершение отпеваний в ритуальных бюро и пригрозить нарушителям этого распоряжения мерами дисциплинарного взыскания (18).
Время от времени конкурентная борьба в церковной среде может принимать довольно эксцентричные формы. Известны, например, случаи потасовок между представителями различных храмов и монастырей Ивановской епархии, боровшихся за более выгодные места для сбора пожертвований в районе центрального рынка областного центра.
Основную расходную статью бюджета крупного городского храма составляют, как правило, суммы, идущие на зарплату клиру, хористам во главе с регентом, членам приходского совета, обслуживающему персоналу и иным людям, работающим в храме. В 1998 г. из бюджета Преображенского кафедрального собора Иванова на содержание указанных категорий лиц было выделено в общей сложности почти 388 тыс. руб. (39,6 тыс. долл.), т. е. около 36% всех расходов храма, составивших 1 млн 78 тыс. руб. (110 тыс. долл.). Суммы, выделяемые сегодня крупными городскими храмами, не закрывавшимися в советский период, на ремонтные и реставрационные работы, относительно невелики. Тому же Преображенскому собору в 1998 г. ремонт и реставрация обошлись в 106 тыс. руб., или 10,8 тыс. долл. (менее 10% от общей суммы расходов храма).
При анализе приходских финансовых отчетов не следует забывать, что практически в любом храме имеет место двойная бухгалтерия, и цифры, указанные в официальных документах, заведомо неточны и неполны. Относительная и абсолютная величина уводимых в тень доходов полностью зависит от авторов отчета - настоятеля и бухгалтера храма.
Основу теневой стороны экономики прихода составляют незарегистрированные пожертвования и доход от неучтенных треб. Здесь возможности священника практически безграничны - в тень может уводиться до 90% совершаемых треб. Правда, некоторые из наших собеседников высказывали мнение, что процент "левых" треб сегодня в целом несколько меньше, нежели в советскую эпоху, когда в сокрытии факта крещения или венчания был заинтересован не только исполнитель, но и заказчик. Однако и сегодня в некоторых епархиях существуют сельские приходы, на которых, согласно официальной статистике, в течение года не совершались ни венчания, ни отпевания.
Существуют и другие способы увода в тень значительной части дохода храма. Составитель финансового отчета может указать завышенные суммы, якобы уплаченные за произведенные ремонтные работы. Можно занизить либо количество проданных свечей, либо их продажную цену. Первый вариант особенно удобен для приходов, закупающих определенную часть свечей не через епархиальный склад. Впрочем, к нему нередко прибегают и бухгалтеры тех храмов, которые покупают свечи в епархии, - цифры, указываемые в отчетах о финансово-хозяйственной деятельности, практически не проверяются. Вообще же способов укрывания "свечной" прибыли существует очень много, и практически все священнослужители, с которыми нам приходилось говорить на эту тему, сходятся на том, что сделать это не представляет никакого труда.
Распределяются скрытые таким образом доходы по-разному. Они могут тратиться на храмовые нужды или же служить дополнительным источником дохода священника либо членов приходского совета (19). Официальная заработная плата священнослужителя обычно невелика. Конкретная сумма устанавливается приходским советом, председателем которого чаще всего является настоятель храма (20). Едва ли можно говорить о каком-либо среднем соотношении между зарплатой священника и его реальным доходом - слишком большую роль играет здесь "человеческий фактор". Кроме того, нельзя забывать, что значительную часть дохода священнослужителя, особенно сельского, составляют приносимые прихожанами в храм или ему лично продукты питания. На относительно богатых приходах натуральная составляющая дохода клирика может более чем вдвое превышать его официальную зарплату.
Дополнительным источником дохода храма и его настоятеля может служить прибыль от коммерческой деятельности, которую ведут некоторые приходы. Например, при кладбищенском Космодамиановском храме г. Галич Костромской области существует мастерская по производству надгробных памятников, при Воскресенском соборе г. Тутаев Ярославской области действует производство по отливу колоколов, при одном кинешемском и как минимум двух ярославских храмах - свечное производство и т. д. Доходы от такого рода деятельности, как правило, в отчеты не включаются и, соответственно, епархиальное управление не получает никаких отчислений от прибыли того или иного прихода.
В отдельных случаях приходская коммерция может носить не вполне законный, а иногда и откровенно криминальный характер. Так, в феврале 1999 г. на территории уже упоминавшегося вичугского Воскресенского храма, известного в городе как "Красная церковь", правоохранительными органами был обнаружен крупный подпольный цех по производству водки (21). Говорить о степени распространенности подобных явлений и о доходах храма от незаконного предпринимательства крайне сложно, однако можно с уверенностью утверждать, что вичугский эпизод не является единичным примером такого рода. Впрочем, масштабы коммерческой деятельности отдельных приходов, как правило, несопоставимы с размахом предпринимательства крупных монастырей и епархиальных управлений.

0

428

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.

0

429

Strannik написал(а):

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Руслан, я хочу поблагодарить тебя за этот пост. Думаю, что он был размещен твоей рукой, но не по твоей воле. В то время, когда должен был. Спасибо.

+1

430

Священник Павел Флоренский.
Духовное завещание детям.
"Все думы— о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933–1937 гг."
1. Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны.

2. Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.

3. Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

4. Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

5. Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение.

6. Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность... Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице.

7. Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.

8. Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

+3

431

Любовь долготерпит.

Это именно Божественное свойство любви. Терпение не присуще человеку, это выработанное качество, а Богу — присуще. А как оно вырабатывается? В любви. Когда ты любишь, ты можешь и замечать недостатки другого человека, но при этом ты готов принять его целиком, вне зависимости от его недостатков. Как, например, когда человек пребывает в состоянии влюбленности, он не замечает недостатков другого.

Любовь милосердствует.

Тоже свойство, по сути, не свойственное человеку, поскольку люди скорее живут по закону справедливости «око за око» и т.п., а милосердие преодолевает этот закон справедливости. Если он меня ударил, будет ли справедливо, что я ему отвечу? Наверно будет справедливо, но милосердие как раз и заключается в том, что ты этого не сделаешь. Милосердие преодолевает этот закон справедливости. Это тоже самое, как комиссия о помиловании — высшее проявление на государственном уровне, когда по закону положено наказание, но человек раскаялся. Есть закон, а есть верхняя планка, которая преодолевает это. Ведь очень часто и в нашей жизни мы сами надеемся на милосердие, когда приходим на исповедь с нашими грехами и плачем. По закону справедливости надо бы наказать, но мы надеемся, что Господь нас простит, потому что любит, надеемся на Его милость. Так и мы должны прощать человеку из-за милосердия. Бог нам заповедовал быть милосердными, когда мы из-за чувства сострадания можем простить.

Любовь не завидует.

Это означает, что не нужно себя сравнивать с другим человеком. Когда мы начинаем определять свои хорошие качества, которые отличают нас от другого человека, мы воспаряем. Или наоборот, очень часто мы завидуем таланту другого... «он умеет делать это, а я не умею...», «...он может легко общаться с людьми, а я не могу...», «...он успешен, а я нет...», «...он больше зарабатывает, а я меньше...». Зависть может быть по любому поводу. Но когда мы любим, мы не сравниваем себя с другим человеком.

Любовь не превозносится.

В любви человек не ставит себя выше. Превозношение — это проявление гордости. Когда человек гордится, он считает, что он лучше, умнее, думает, например, «если я умнее, то я могу сказать тебе делай...» Когда человек превозносится, он теряет чувство любви.

Любовь не гордится.

Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что любое противодействие любви разъединяет людей. Если мы чувствуем, что это нас отделяет от другого человека, то это как раз противоположное свойство любви. Это и заметно сразу на взаимоотношениях — любовь угасает, и люди уже говорят «мы стали чужими людьми». Почему? Потому что они в этих проявлениях перешли на противоположную сторону любви. Если раньше человек не замечал недостатков, то теперь стал говорить «ты такой, сякой... у тебя нога кривая...ты не умный...» Как только человек впадает в ЭГО собственного Я, он уже переносит центр тяжести на себя. Как только человек начинает чувствовать, что он в чем-то лучше, то позволяет себе какие-то действия.

Любовь не бесчинствует.

Что такое бесчинствует? Когда человек может унизить, ударить, позволить себе еще что-то, а это как раз противоположное свойство любви. Любовь не бесчинствует, т.е. любовь не позволяет себе унижение другого человека.

Любовь не ищет своего.

Как только ты начинаешь искать своего: «иди помой посуду … я не хочу, мне надо отдохнуть», - начинаешь лелеять себя. Если ты можешь преодолеть это из-за любви к другому человеку, ты можешь преодолеть свое Я...

Любовь не раздражается.

Раздражение — это внутреннее отторжение другого человека. Как только ты допустил раздражение по отношению к другому, еще ничего не произошло, ты еще только внутренне это чувствуешь, надо понять, что это первый симптом — дальше пойдет через край гнев, действия, и от любви ничего не останется.

Любовь не мыслит зла.

Если я люблю, то я не могу по отношению к другому человеку мыслить плохого. Если я замышляю какие-то козни, то там сложно найти место любви.

Протоиерей Игорь Фомин.

0

432

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл».

Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»

+3

433

Про отца Димитрия Смирнова.

Когда мы познакомились, ему было чуть за сорок. Лучезарный, всех любящий батюшка, который хотел только одного: всех обогреть, всем помочь, всех спасти.

Он отдавал себя все 24 часа в сутки. Несчастным тёткам, неприкаянным девицам, философствующим молодым людям, одиноким старушкам, мальчикам-сиротам (он создал и поддерживал 3 детских дома), безумцам - всем, кто к нему приходил. Ликовал с теми, кто весел, плакал с теми, кто горевал. И это не фигура речи, это правда так. Плакал, улыбался, часто шутил. Иногда довольно едко, отрезвляюще. Каждого видел насквозь.

И помогал, помогал, помогал.

Как у Христа за пазухой - с ним я поняла, как это. Вот так: тепло, надежно, навсегда. Он был отцом и матерью. Это продолжалось годы. Бесконечные счастливые годы. Потом он стал совсем уж знаменитостью, публичным лицом, что-то говорил, и многие судили о нем по его словам. Не по делам. А его добрых дел не сосчитать, не исчислить. Из спасённых им - от самоубйиства, алкоголизма, от тюрьмы, сумы, от такого разного человеческого горя - можно составить город, страну.

Но наверное, две - потому что об очень многом он никому не рассказывал. Никому эти убогии не были нужны, а ему - да.
Он грел собой этот ледяной мир, сколько мог, пока мог. Уже тяжко больным, совсем недавно он звонил мне и просил помочь одной девушке, сироте.

Знаю, что сам он тоже дал ей денег на обучение. И таких историй - сотни, тысячи. Мы так часто и так легко его судили, не то сказал, но кому, скольким людям помогли мы? Кого сумели полюбить мы? Я?

Он построил целое царство - с храмами, чудесными садами, цветниками, чтобы все мы радовались, благодарили Бога, любовались... Великий. Русский богатырь. У любви его не было дна.

Прощай, возлюбленный отче!

Скачи по полям в ромашках на своём богатырском коне.

Майя Кучерская.

0

434

В феврале 2018 года я снимала сюжет о блаженном старце Гаврииле Ургебадзе. В этот же день, в обед, я ехала на машине, и вдруг какая-то сила выбросила меня с треском на обледеневшую крутую гору, которая заканчивалась страшным обрывом. Моё отечественное авто не имеет никаких функций, чтобы справится с такой ситуацией. На бешеной скорости, неуправляемая машина неслась в кювет и смерть уже злорадствовала мне в лобовое стекло.

Страх, ужас, мысль о моих детях и родителях охватила меня. Кровь в жилах застыла от приближающегося прыжка в пропасть и я закричала: "Господи! Помилуй! Отче Гаврииле, если ты слышишь меня, сделай что-нибудь". И вдруг, машина , как вкопанная остановилась на крутом ледяном панцере. На горе я смогла развернуться. Неведомая сила, будто на руках подняла меня по горке вверх, обратно на прямую дорогу. Теперь представьте: отечественная Калина, поднимается по зеркальному льду, по горе, с уклоном 70 градусов. Голый лёд, склон крутой. Ни один высококлассный джип не сможет преодолеть такой подъём. Святые рядом. И протягивают руку блаженный Гавриил. Не остави отче нас, тебя оставляющих. Это было чудесное спасение. И мне, грешной, для вразумления. Всё чистая правда!

20 февраля 2018 г.
Диктор телеканала "Сейм"

г. Курск

Екатерина Худякова

https://sun9-40.userapi.com/RmzMei2bSGERf7TNw7FbwqeWAgvutSkW2c7E8Q/Z0spIux34bU.jpg

+1

435

Сегодня мы читали последнее, одиннадцатое воскресное Евангелие. Оно повествует о том, как Господь трижды спрашивал Своего ученика Симона, которому Он дал новое имя, Петр: «Любишь ли ты Меня?» Спросил раз – Петр говорит: да, люблю. Потом второй раз спросил – Петр говорит: Ты Сам знаешь, я Тебя люблю. И когда спросил третий раз, Петр понял, почему Господь трижды его вопрошал: незадолго до этого он трижды отрекся от Спасителя – отрекся, потому что испугался за свою жизнь, за свою свободу.

Это очень понятно, что человек боится. Но, как сказал Господь, «совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому воскресший Христос спрашивал, по-прежнему ли Петр Его любит, и этим троекратным вопрошанием восстанавливал его в апостольском достоинстве, потому что, испугавшись, отрекшись от своего Учителя, он перестал быть Его учеником. А вот это троекратное вопрошание в некотором смысле было исповедью и покаянием. Поэтому в Евангелии сказано: «Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя?» – потому что понял, о чем идет речь. И эта скорбь его была скорбью покаяния от того, что ему не хватило мужества, а раз не хватило мужества – значит, не хватило любви.

Часто можно слышать, особенно на исповеди: я ничего не могу с собой сделать. То есть человеку не хватает мужества, чтобы противостоять греху. В чем тут дело? Только в одном: что нет любви к Богу. Любил бы Бога – не грешил бы. А не хватает любви – поэтому человек отвергается от Бога. Петр отрекся словами, но мы часто и делом отрекаемся, отрекаемся и мыслями, отрекаемся и нечистыми чувствами. Как Господь сказал: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Ну а что такое блуд? Смертный грех. Значит, пока мысленно, в голове у тебя блуд, ты уже вне Церкви, вне Бога, вне Христа. Как только душа уклонилась от Бога, ты уже изменил.

Отчего происходит измена? От недостатка любви. Потому что если любишь, то и в голову не придет изменить. Если человек любит свое дело, он этому делу служит. Если человек любит свою семью, он все для своей семьи старается сделать получше. Если человек любит жену, он жену всячески опекает. Если Родину свою любит, он для славы своей Родины, для своего народа трудится, а если не любит, то он в Австралию уедет – там ему веселей, потому что жить полегче. То есть все упирается в то, что больше любишь: себя или еще что-то или кого-то. Так и в духовной жизни. Поэтому Господь дал нам одну-единственную заповедь: «возлюби Господа Бога». И если сумеем мы Бога возлюбить, тогда спасем свою душу от греха.

Бог для того пришел на землю, чтобы явить Себя нам, чтобы мы, взирая на личность Христа Иисуса, могли бы Его познать и полюбить как человека. И Он никуда не исчез, Он среди нас пребывает. Когда мы приходим в храм молиться Ему, прославлять Его, сердце наше чувствует, что Он здесь присутствует, Он здесь с нами и Духом Своим, и Телом Своим, которому мы приобщаемся на Божественной литургии. Но мы быстро забываем, очень легко изменяем. Почему так? По той же самой причине, по какой и Петр: он был человек еще не духовный, а плотской, душевный. Духовным он стал немножко позже, в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святый сошел на него.

На нас пока, видимо, в той полноте, которая необходима, чтобы Бога любить, Он еще не сошел. А «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Поэтому мы еще не можем себя назвать Христовыми учениками; нам еще долго надо бродить, вглядываться, вслушиваться в Евангелие, подвизаться, упражняться в самоотречении ради любви к Богу. Тогда Господь увидит наше усердие, которое Он увидел и в Иакове, и в Иоанне, и в Петре, и в Нафанаиле, и в Симоне Зилоте – во всех Своих учениках увидел это стремление и за это стремление им и дал Духа.

Петр однажды сказал: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Что нам за это будет? Господь говорит: да, за то, что вы все оставили, вам будет, вы получите «гораздо более». И действительно, Его ученики стали апостолами, стали камнями в основании Церкви: ты Петр, камень, сказал Господь, «и на сем камне Я создам Церковь». А мы камешки, которые Господь кладет уже в вершину. На нас не лежит вся тяжесть, которая лежит на апостолах. У нас нет таких соблазнов, которые были у них. С нами все святые угодники Божии, с нами огромный сонм предшественников наших, людей, любящих Бога. Нам есть у кого поучиться. Нам, собственно, и веровать уже как бы не нужно, потому что то, что человек после смерти продолжает свою жизнь, – это факт научный, тут не надо усилий веры. То, что Христос воскрес, – тоже факт научный. То есть нам не надо сердце свое напрягать, чтобы веровать во Христа. Это всем известные вещи, все стало уже совершенно очевидно, мы имеем свидетельства и доказательства, совершенно, абсолютно неоспоримые никем и ничем. Только по тупости или по какому-то наглому упорству человек может отрицать очевидные вещи.

Поэтому Бог есть, загробная жизнь, Страшный суд – все это есть. Чего нет? Любви к Богу. А значит, и страха Божия нет. Все стремление человека направлено к чему-то не тому. Когда Господь беседовал с Петром, Петр вдруг обратился и видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус (самого автора этого Евангелия, апостола и евангелиста Иоанна Богослова), и говорит: «Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». Обычно людям новоначальным очень интересно, кто спасется; им всех хочется просветить, всем хочется обязательно все объяснить. Отчего это происходит? По гордости, по недостатку духовности, потому что не видит человек собственных грехов. Поэтому Господь говорит: какое тебе дело? если Я захочу, то этот человек вообще никогда не умрет; ты, вот ты иди за Мной.

Это обращение ко всем нам. Часто люди спрашивают: спасутся ли баптисты? а как же китайцы? а как же она, а как он? Но Господь с нас не взыщет ни за австралийских аборигенов, ни за гренландских эскимосов. Господь взыщет только за нас самих. «Ты иди за Мною». Нам нужно научиться ходить вслед за Господом. И это шествие совершается в Церкви. Апостолы три года ходили за Христом, поэтому в древней Церкви человека, который захотел стать учеником Христовым, готовили к крещению три года. Он постоянно посещал богослужение, его оглашали, учили его Священному Писанию, учили заповедям Божиим, учили молиться, учили его основным навыкам духовной жизни. А потом, когда он дозревал, его крестили и он становился членом Церкви.

У нас все не так: кто-то в детстве крестился, кто-то крестился, совершенно не думая, что он совершает. Поэтому нам нужно все это наверстывать и восполнять. И это совершается в нашем сердце через богослужение, через которое мы незримо, духовно, от одного евангельского отрывка к другому можем следовать за Христом, духовно переживать каждое событие Его земной жизни, вглядываться в них, через них получать назидания: что Господь хотел сказать нам этим или другим событием, что значит то или иное Его слово. Стараться применять это в своей жизни, стараться все время свою жизнь изменять в соответствии с тем, что Господь требует.

В течение года прочитывается все Евангелие, поэтому, постоянно ходя в церковь и мысленно следуя за Господом, мы постепенно начинаем приобретать образ учеников Христовых, учиться самоотречению, молитве, терпению – потому что много надо терпения, чтобы в церковь ходить. Для этого всю жизнь нам придется перестроить, очень многое придется бросить, потому что некогда будет ни в гости ходить, ни на концерты. Ведь нельзя же одновременно было Петру и рыбу ловить, и за Господом ходить. Пришлось что-то оставить, и он оставил ловлю рыб, потому что счел, что Царствие Небесное для него важней.

Вот так и для всех нас: если мы хотим приблизиться к Богу, то мы должны начать ходить за Господом. И когда Господь увидит нашу преданность, тогда Он и даст нам Духа Святого. Это посещение человека Духом Святым называется благодатью, потому что всегда дается даром. Заслужить благодать невозможно. Что бы человек ни сделал, даже если он исполнит все-все заповеди, этого все равно недостаточно, потому что то, что он получает, когда его касается благодать Божия, несоизмеримо выше всех человеческих подвигов. Поэтому это всегда дается даром, но за усердие, за отречение от греха, которым мы являем Богу нашу верность, нашу любовь.

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». И эту любовь надо явить, только не на словах, как мы все. Некоторые так и подходят к Чаше: раб Божий такой-то. Прямо так и заявляет, что он раб Божий. А посмотри на жизнь этого раба – и увидишь, что он, оказывается, ни в чем Господу-то и не подчиняется, а живет по своим похотям. Поэтому до раба Божия надо еще очень много сандалий стоптать. И надо нам жить, не смотря по сторонам, и не спасая никого, и не думая: а что этот, а что тот? Апостол Павел сказал: каждый «перед своим Господом стоит или падает». Какое тебе дело? Твоя душа в огне, ты в аду, ты в грехе – очищай свою душу. Потому что когда ты вынешь «бревно из твоего глаза; тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», тогда тебе станет это понятным. А мы: этот такой, этот сякой, все кругом плохие.

Поэтому, к сожалению, не все ходящие за Господом приходят к Голгофе, не все приходят к Вознесению, не все приходят к Пятидесятнице. Многие окажутся иудами. Если из двенадцати избранников Божиих один иудой оказался, то и среди нас такие будут: кто променяет Бога на блуд, кто на деньги, кто на развлечения, кто еще на что-то. Хотя и скорбно это наблюдать, но это неизбежно. Потому что семя слова Божия падает на разную почву: то птицы склюют, то на камни упадет и глубоко корни не пустит, то в сорняки: так постоял, послушал – да, все вроде правильно...

Действительно, попробуй оспорь. Нет, некоторые лучшие умы человечества пытались оспорить Евангелие, и ничего не вышло, перед Евангелием все покорились. Даже язычники, бесноватые индусы и то говорят: Кришна – это Христос. В свою команду хотят Его записать, потому что ну как без Христа? Йоги утверждают, что Христос – это йог. А экстрасенсы говорят: нет, Христос – это экстрасенс. А те, кто ловит летающие тарелки по всей стране, говорят, что Он инопланетянин, не иначе. Каждый хочет Его обязательно к себе, потому что без Него невозможно. Но Он-то только Своим ученикам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». С вами.

Так вот, если мы хотим с Ним, мы должны быть Ему верны, верны во всем. Это трудно, это не сразу. Поэтому Господь со Своими учениками три года походил, поучил их, повразумлял, пример показывал Своей жизнью, Своими словами, поступками, а уже потом просветил их Духом Святым. Сколько мы будем ходить, пока получим просвещение от Духа, три ли года или больше? Но надо этого хотеть, надо этого желать. Господь сказал, что «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». И Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирен дух». Благодать Божию надо стяжать, усердие надо обязательно на этом поприще проявлять, но все равно Господь дает даром. И чем больше потрудишься, тем больше получишь.

Многие говорят: молиться некогда, времени нет; поститься не могу, живот болит; ходить в храм – нет, то работа, то дети. Ну что же, не можешь? Не надо. Не постись, не молись, в храм не ходи. Евангелие не понимаешь – ну не читай. И ничего ты не получишь. Как ты был бревном, так бревном и умрешь, ни одна живая ветка на тебе не зацветет, а уж о плодах и говорить нечего. Всякое дерево, не приносящее плодов, распиливают на брусочки, потом колют, а потом в печку, потому что больше оно никуда не годно. Поэтому Господь и говорит: «Там будет плач и скрежет зубов; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Все очень конкретно.

Если уж любящий Господь никаких других слов не нашел, как только «геенна огненная», то надо понимать, что это никакая ни аллегория, все так и будет. Веруем ли мы Ему или нет? От этого зависит все наше бытие в вечности. Поэтому нам надо стараться. Зачем мы на землю пришли? Чему мы хотим посвятить жизнь? В человеке такая борьба происходит: мир тянет его назад, а вера тянет к небу. И что победит, на чью сторону душа его встанет, что он все-таки предпочтет: мир или Бога? Если Бога, то прибавится такому человеку; а если мир, то «отнимется и то, что имеет» – так Господь и сказал. Поэтому раз уж мы выбрали путь христианский, надо стараться по этому пути идти: учиться самоотвержению, учиться кротости, учиться милосердию, любви. И Господь, видя наше доброе произволение, даст нам ощутить благодать Божию, а может быть, кто-нибудь из нас сподобится такой благодати, которая вообще от него не отыдет, будет всегда с ним пребывать.

Это состояние бытия человека, когда в нем неотступно пребывает благодать Божия, называется Царствием Божиим. И многие люди этого сподобились уже здесь. Вот Иоасаф Белгородский, мощи которого вновь обретены. Пришли к нему мужики и говорят: владыко, отслужи молебен, давно не было дождя. А дело было перед Троицей. Старец велит своему послушнику: запрягай сани. Он думал, владыка оговорился: какие сани, лето уже. Переспросил. Тот говорит: я тебе сказал, запрягай сани. Послушник запряг, и пошел снег. Сели на сани и поехали в поле, молебен отслужили. Потом снег растаял, и его хватило, чтобы сохранить урожай, а еще всякие насекомые погибли, которые от тепла в изобилии расплодились.

Откуда святому это было известно? Откуда ему все открыто? Не сам человек, не своими силами – просто Бог ему открывает. Для него нет понятия: вчера, сегодня, завтра, – потому что он с Богом, ему известно и прошлое, и будущее, и настоящее. И никаких тут ошибок быть не может, потому что Бог-то не может ошибаться. И читает святой в душе человеческой, как в открытой книге. Как старец Силуан говорил: а мне не надо газет читать, я и так знаю, что где творится. И Варсонофий, старец Оптинский, говорил одному своему чаду: я, если захочу, могу тебя видеть, где бы ты ни был. Об этом мы читаем и в патериках, и в Деяниях святых апостолов: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла». Сам Дух Святый повелевал: иди туда, иди туда. И Дух Святый по церквам говорил, что скоро Павел будет казнен. Павел знал, зачем он в Рим идет, знал, что там его ждет смерть, и подчинился Духу Святому, пошел прямо на смерть. Знал – не догадался, не предчувствовал, а конкретно знал, потому что Бог был с ним, а Бог всеведущ.

Это не значит, что каждый облагодатствованный человек бывает обязательно прозорливым. Нет, мы живем в такую эпоху, когда эти все дарования Господь от Церкви отнял. Почему нет сейчас таких чудотворцев? Вот Иоасаф Белгородский ведь совсем недавно жил, в середине восемнадцатого века, и мощи его сохранились совсем нетленные. А почему сейчас такого нет? Потому что люди очень гордые. Малое достоинство человек перед другими имеет: рост чуть побольше, слух чуть получше, или красоту телесную, или на полторы книжки больше прочел – и уже гордится, уже учит, уже все объясняет, уже руками машет, прямо чуть ли не Василий Великий. Ну а если ему действительно дать дар Божий подлинный, его хватит на два дня: он с ума сойдет, он обязательно «улетит на луну».

Вот как Мария Египетская взяла и по воде прошла. Ну кто из нас может пройти по воде и не потщеславиться? Когда сон от беса приснится, и то уже стараемся обязательно всем рассказать, что вот мне Богородица явилась. Хотя это не Богородица, а не хочется даже и называть... Нет, утверждает: Богородица явилась. Серафиму Саровскому являлась, Сергию Радонежскому и мне. И всё учим по тщеславию. Поэтому, естественно, Господь дары отнимает. Но это не значит, что отнята подлинная духовная жизнь. Нет, просто иной путь: путь скорбей, болезней и терпения.

Поэтому если мы пройдем этим путем, не осуждая никого, смиряясь, то сможем достичь Царствия Небесного. И отцы древние говорили, что последние христиане, которые достигнут Царствия Небесного, они будут выше нас, хотя и не совершат великих дел: ни горы не будут двигать, ни мертвых воскрешать, – но будут выше. Почему? Потому что при общей гордыне пятимиллиардной, которая затопила всю землю, все-таки светить смирением, терпением, послушанием – это высшая добродетель, ценимая Богом. Вот этим путем, по милости Божией, нам всем надо идти. Спаси всех, Господи.

Храм Святителя Митрофана Воронежского, 10 августа 1991 года, вечер.

Протоиерей Димитрий Смирнов.

+2

436

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

св. Иоанн Златоуст.

+2

437

Блестяще, считаю!

Даже не знаю, почему вспомнилось.
Много лет назад поделился я со своим другом-католиком, которого, увы, уже нет в живых, возникшими в тот момент сомнениями. Рассказал и о словах общего знакомого, породившими эти сомнения.
- Ты ведь не будешь спорить с тем, что он - законченный, абсолютный дурак? - спросил вдруг Петр.
- Не буду, конечно.
- Вот! А откуда вдруг дурак взял такие точные аргументы, чтобы ввести тебя в смущение?
Ответить было нечего.
- Дьявол редко имеет с нами дело напрямую. Смысла нет - гораздо проще действовать через других людей. Беда в том, что люди, как правило, глупы. И чаще всего он выдает себя именно тем, что дурак вдруг демонстрирует совершено несвойственный ему уровень аргументации.

+1

438

О реальной внѣшности св. князя Александра Невскаго

Несмотря на то, что въ учебникахъ и историческихъ трудахъ мы часто видимъ изображенія разныхъ дѣятелей древности, далеко не всегда эти изображенія отражаютъ реальную и установленную внѣшность этихъ дѣятелей. На самомъ дѣлѣ возстановленіе реальной внѣшности исторических дѣятелей - это отдѣльная и большая работа, не всегда успѣшная. Отъ очень многихъ дѣятелей древности не осталось никакихъ изображеній и информацію приходится возстанавливать буквально по крупицамъ.

Создатели разныхъ галерей изображеній историческихъ дѣятелей нерѣдко поступали въ прошломъ и поступаютъ такъ: берутъ либо нѣкое сложившееся и принятое "каноническое изображеніе" этого дѣятеля, либо просто рисуютъ этого человѣка, исходя изъ своихъ представленій о томъ времени. Въ обоихъ случаяхъ портреты могутъ и никакъ не соотвѣтствовать реальной внѣшности человѣка, а скорѣе отражаютъ представленія о нёмъ потомковъ.
Именно такъ обстоитъ дѣло съ изображеніями русскихъ князей Рюриковичей примѣрно до времёнъ Ивана Грознаго. Общеизвѣстные ихъ портреты нерѣдко никакъ не подтвержаются исторически. Либо не сохранилось достовѣрныхъ описаній, либо вообще никакихъ описаній. Поэтому нарисовали ихъ какъ нарисовали.
Что касается иконъ, то какъ извѣстно - икона и картина это двѣ большія разницы. Икона - это прежде всего изображеніе духовной реальности, портретное сходство здѣсь не имѣетъ особого значенія.

Напримѣръ извѣстно много разныхъ изображеній св. князя Александра Невскаго. Какъ правило это либо иконы, либо миніатюры. Но тѣмъ не менѣе историкамъ хорошо извѣстно, что никакого историческаго описания внѣшности князя не сохранилось, за исключеніемъ житійныхъ описаній такого рода:"И красивъ онъ былъ, какъ никто другой, и голосъ его — какъ труба въ народѣ, лицо его — какъ лицо Іосифа, которого египетскій царь поставилъ вторымъ царемъ въ Египтѣ, сила же его была частью отъ силы Самсона, и далъ ему Богъ премудрость Соломона, храбрость же его—какъ у царя римскаго Веспасіана, который покорилъ всю землю Іудейскую.".

https://www.ljplus.ru/img4/o/r/orthoved/Alexander_Newski_.jpg
Икона святаго
благовѣрного князя
Александра Невскаго.

https://www.ljplus.ru/img4/o/r/orthoved/AlexanderNevskyTitul_.jpg
Миніатюра изъ
«Царскаго титулярника», 1672

https://www.ljplus.ru/img4/o/r/orthoved/bajmuhametov_nevsky_.jpg
Александръ Невскій.
Покровъ (посмертное покрывало),
нач. XVII вѣка.

https://www.ljplus.ru/img4/o/r/orthoved/bajmuhametov_svyatoslav.jpg
Князь Святослав.
Горельефъ Георгіевскаго собора
въ Юрьевѣ-Польскомъ,
пер. пол. XIII в.

Поэтому когда въ 1938 году снимался совѣтскій фильмъ "Александръ Невскій" режиссёръ Эйзенштейнъ выбралъ на роль актёра Николая Черкасова оріентируюясь на эти изображенія и на сложившіеся представленія - "какъ выгляделъ князь Александръ Невскій". Это не болѣе чемъ кинематографическій образъ.

Но что интересно - существуетъ изображеніе князя, сильно отличающееся отъ принятаго. Это изображеніе на покровѣ (посмертномъ покрывалѣ), начало XVII века. Святой князь выглядитъ совсемъ не такъ, какъ на иконахъ и миніатюрахъ. Прежде всего можно замѣтить явно восточную внѣшность. Это кажется удивительнымъ, но можно вспомнить, что по материнской линіи Александръ происходитъ изъ половецкаго рода - княгиня Ѳеодосія, мать Александра Невскаго, была половецкой княжной.

Также можно обратить вниманіе на внѣшность князя Святослава, дяди Александра (см. выше). Это чуть ли не единственное прижизненное изображеніе древнерусскаго князя, сохранившееся до нашихъ дней въ горельефѣ Георгіевскаго собора въ Юрьевѣ-Польскомъ, первая половина XIII вѣка. Явно восточное, скуластое лицо.

Дальше — больше. Невѣстка князя Игоря, того самого, «непримиримого врага» изъ хрестоматійнаго «Слова…» — половецкая княжна, и двѣ невѣстки Владимира Мономаха — то же самое. То есть жена Юрія Долгорукаго (основателя Москвы!) — узкоглазая степная девушка. И сынъ его, святой русскій князь Андрей Юрьевичъ Боголюбскій — внукъ половецкаго хана Аепы. И Всеволодъ Юрьевичъ Большое Гнездо, и сынъ его Ярославъ, предположительно, — тоже были женаты на половчанкахъ.

Въ то время русскіе и половецкіе княжескіе роды были тѣсно связаны родственными узами. Поэтому и неудивительна восточная внѣшность (или элементы ея) у извѣстныхъ Рюриковичей. Восточная внѣшность въ данномъ случае не обязательно предполагаетъ монголоидныя черты, потому что половцы (какъ и вообще тюрки) были разными, не все имѣли монголоидныя черты.

+2

439

iustus написал(а):

Князь Святослав.
Горельефъ Георгіевскаго собора
въ Юрьевѣ-Польскомъ,
пер. пол. XIII в.

В этом разрезе интересны памятники Хану Батыю и Тимуру, установленные в Турции в городе Сёгют.

Годы жизни Бату Хана тоже впечатляют:

https://www.peshera.org/khrono/Fotos-09/foto-352.jpg

https://ru-an.info/Photo/2013/news_linked/foto-2084-1090.jpg

+1

440

Абгемахт написал(а):

В этом разрезе интересны памятники Хану Батыю и Тимуру, установленные в Турции в городе Сёгют.

Годы жизни Бату Хана тоже впечатляют:

На экологически чистых продуктах и не столько проживёшь! Если к этому присовокупить постоянное тесное общение Тимура с половчанками, но он должен был жить дольше!

Отредактировано iustus (2020-11-26 12:28:00)

0


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Православный уголок.