Прочитал самое долгожданное произведение последнего времени - новую повесть Питера_боженьки_Уоттса "Революция в стоп-кадрах", входящую в цикл "Подсолнухи"...
Цикл повествует об экипаже огромного космического корабля Эриофора, который бороздит просторы Вселенной и строит порталы, если вкратце. Миссия экзотическая, временные промежутки исчисляются тысячелетиями, поэтому экипаж корабля бодрствует фрагментами, большую часть времени находясь в глубокой гибернации. Они могут стать свидетелями любого момента времени: сотен и тысяч моментов, если нарезать жизнь тонкими ломтиками.
Эриофора - удивительный корабль, большой астероид с 30К человек на борту, со своими экосистемами и технологиями, чёрной дырой вместо двигателя. Ковчег, летящий через пространство и время, дом и тюрьма одновременно. У корабля нет конечной точки прибытия, только тепловая смерть Вселенной может прервать это путешествие. Есть в этом полёте нечто... воодушевляющее.
И если в "Острове" события были более... абстрактными - немного информации про экипаж, немного о миссии, одна встреча с неизведанным - огромной сферой Дайсона, то "Революция... " в плане концентрации событий и фактов на единицу времени гораздо более обильна.
В начале мы узнаём небольшую предысторию Сандей Азмундин, главной героини. Она, в принципе, ничем особым не примечательна, кроме бунтарского духа, но фокус внимания постоянно сосредотачивается на ней. События, приведшие к путешествию, длиною во всю жизнь - важный фрагмент для понимания персонажа с точки зрения человека, а не существа, подготовленного для этой убийственно-спасательной миссии. А ещё она питает странную привязанность к искусственному интеллекту, управляющему кораблем, что вносит определённые противоречия в будущем.
И вот после краткого вступления мы перемещаемся в точку "после_острова", корабль продолжает свой путь, экипаж просыпается и засыпает снова, и так по кругу, вроде бы ничего необычного не происходит, для экипажа, естествеено. Но это история не только про масштабную цель покорения Космоса во спасение, в центре - люди, живые, с эмоциями, человеческой природой, которую не могут выкорчевать никакие "улучшения", природой, что способна сподвигнуть на невероятные и страшные действия, порой катастрофические.
Зачем на корабле люди, когда есть ИИ? Разум Эриофоры, Шимп, руководит парадом, но есть экстраординарные задачи, которые требуют человеческого вмешательства и спонтанных решений, способных улучшить качество выполнения миссии, быстро разобраться с форс-мажорами. А ребята здесь едва ли не жонглируют вселенными - поглощают пояса астероидов, красные карлики и в таком духе.
Шимп, к слову, не обделён чувством юмора и не понимает, зачем людям верить во что-то трансцендентное, когда: "Большинство богов не столь локальны. И я - самый очевидный кандидат для любого, кому нужен объективный и всеположный смысл происходящим на борту событиям". Ну разве не милашка?
Иногда масштаб происходящего сложно представить, но по факту это декорации, ведь, как я уже оговорился ранее - в центре истории люди. А когда ты находишься в большом и замкнутом пространстве тысячелетиями и воспоминания о доме переходят в категорию далёких грёз, впору затосковать об утрате свободы воли, дома, возможности управлять своей жизнью по своему же наущению, а не просто быть куском мяса, выполняющим возложенные на тебя обязательства. Они тоскуют по Земле, с которой нет никакой связи уже долгое время. Не понимают, нужны ли дальше эти Врата, если через них некому будет проходить.
Так зарождается восстание. Но есть один маааленький препятствующий фактор - как поднять восстание, когда бодрствуешь условно один день из тысячи, как согласовать действия, когда смена меняется с каждым пробуждением? Тут в дело вступает человеческая изобретательность, ведь там, где нет выхода, человек найдёт какую-то лазейку - слепые зоны, шифры, общение через физиогномистику и музыкальные ноты. Название повести очень точно отображает суть - самая сложная часть революции именно в стоп-кадрах, отсюда и выкрутасы логистики, попытки согласовать свои действия в максимально далекоидущей перспективе.
Есть парочка вопросов к происходящему - почему технология будущего не подразумевает продуцирование новых форм жизни? Ведь времени на это предостаточно, а 30 тысяч человек на борту можно и как балласт воспринимать, тем более были прецеденты в сюжете, которые повлияли на решения главных героев, связанных именно с "биомассой" и оптимизацией резурсов. Помимо этого новых способов открытия врат тоже не было разработано, более эфективных и скоростных. Весь этот супер современный корабль в то же время своего рода рудимент, словно насекомое, застывшее в капле янтаря.
Не буду дальше углубляться в детали и разводить полемику. Никто в здравом уме не станет начинать знакомство с творчеством писателя с этой повести. Неподготовленный читатель может утонуть в обильной терминологии, от которой волоски в ноздрях встают дыбом. А ещё здесь много матов, вот прям МАТОВ. Уоттс та ещё сквернословка и приятно, что аутентичность оставили в тексте, тем более русскоязычный спектр матерных слов даёт гораздо больше пространства для манёвра.
✓Убедительно прописанные романтические отношения, любовная линия главной героини с ИИ, пронизывающая сюжет, самопожетвование и альтруизм - всего этого здесь нет. Зато есть невероятная по масштабу миссия, непредставимые в своей красоте образы и глубокий научный подтекст, а Питер у нас цаца балувана - не упрощает текст для удобства читателей, проблема в вас, если вы не можете понять то, о чем он пишет. Мудак хренов, за это я его и обожаю...