Предлагаем вашему вниманию рецензию Ивана Кошкина на роман Алексея Иванова "Сердце Пармы". Кто читал, высказывайтесь в комментах, кто не читал, приносим извинения за возможные спойлеры:
"Короче, "Сердце Пармы" - это не исторический роман. Кроме того, это и не фэнтезийный роман. Это просто роман с целью заколотить бабок. Судя по тому, что я за него отдал-таки свои сто рублей, эту цель автор выполнит.
Тем не менее, надо сказать, что пишет он довольно увлекательно, в частности, мы с Денисовым, хотя и плакали и кололись, но этот кактус сожрали до конца. Для юного любителя истории типа меня роман полезен тем, что как и Резун, видимо, заставит закопаться в источники. Общее настроение рОмана, в общем, антирусское и неоязыческое, вплоть до славяносечества.
Так, к примеру, в рОмане присутствуют последние язычники-перунисты и их вожак с огромным двуручным мечом-кладенцом по кличке (меч, а не вожак) Ирий. Основная мысль прозрачна, как воды озера Байкал - жили себе добрые хорошие язычники, приносили человеческие жертвы, вырывали живым людям сердца, резали младенцев, продавали своих детей за топоры.
Потом пришли гадкие, нехорошие, злые сволочи-собаки москали и устроили страшный геноцид, кого не убили (русские обожают рубить на куски (именно на куски) женщин и детей), того, как легко догадаться, поругали (прямо на своих русских плотах). Книга пестрит любовно выписанными сценами геноцида и разрушения.
Самой черной силой являются русские попы, которые не останавливаются ни перед какой гнусностью, вплоть до собственноручного умерщвления сообщников и закапывания заживо подельников.
Автор допускает массу смешных косяков, которые говорят о том, что в отношении Руси 15 века он именно полуобразованный фолк-хисторик. У него ушкуйник отлично знает Новый Завет, князь Стародубский цитирует "Повесть о разорении Рязани Батыем" в разделе, относящемся к Коловрату, русские воины носят все как один брусничного цвета кафтаны, а русская конница (две сотни!!! коней протащили по Каме на плотах) атакует, "как умеют только русские - с копьем в левой руке и мечом в правой", а русская пехота в конце 15-го века прет фалангой с миндалевидными щитами.
Угу. Именно так и атакует. Кроме того автор изобретает интересные тактико-психологические приемы: типа русский князь не дает своим воинам спать перед битвой (я бы еще упомянул, что похмеляться тоже не дает), потому что утром они тогда будут злые, усталые и не склонные к геройству, а склонные к тому самому геноциду.
В романе присутствует множество всякой местной нечисти, как говорит Денисов - слова, в общем, как правило написаны правильные, но значение их, зачастую, искажено до неузнаваемости. Наиболее часто упоминаются так называемые ламии (слово, в общем, не местное, а западнославянское, но мужик этим не заморачивается) - сексуально-озабоченные полуведьмы-полувампирши, которые тянут из поддавшихся им мужиков жизненную силу.
По-видимому, тут присутствует какой-то комплекс. Помимо ламий коротко упоминаются всякие злые твари, с которыми имеют дело как местные, так и пришлые русские. Похоже, что автор находится под сильным влиянием дедушки Толкина, потому что вся Пермь у него набита всевозможными древними могильниками, иногда со всяким злом внутри, разрушенными крепостями, забытыми святилищами и прочим средиземьем.
По отношению к местным автор, как правило, предельно политкорректен, описывает ли он их как угрюмое зверье, которое режет собственных новоокрещенных младенцев (только так их можно очистить от христианской скверны), или как безобидных чурок, которым можно сунуть позеленевший от времени наконечник стрелы и наплести, что эта херня отправлена самим русским царем. Что бы они не делали - это корни, это сила, это дух и прочие заморочки.
Рассказы про осадные нарты и мансийско-пермяцкую боросеческую конницу, которая жрет мухоморы перед атакой и с громким боевым кличем с длинными копьями и мечами летит через бурелом на врага галопом не могут вызвать ничего, кроме удивления (в случае Денисова - брезгливого удивления))))
Одетые в красное шаманы-смертники на боевых лосях с огромными копьями с зазубренными наконечниками, на мой взгляд, неплохи, но я бы оковал рога лосей в сталь, надел бы на них кольчужные попоны, а шаманам бы дал особое оружие ёрбыкдым - два отточенных бронзовых полудиска, соединенных бронзовым же древком - так можно было бы провести аналогию с кинофильмом "Мумия-2".
В общем, кто хочет - читайте, но не говорите, что вас не предупредили."
Автор - Иван Кошкин