Беседка ver. 2.0 (18+)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Всякое - 3


Всякое - 3

Сообщений 921 страница 940 из 998

921

Крайне любопытно!

Знаменитый этолог Виктор Дольник - о животной природе власти

Почему у животных слабые особи всегда остаются на дне и только у людей хилые могут подняться на вершину иерархии? Почему двоевластие в природе — это нормально, а у человека ведет к катастрофе? Почему женщина у власти — это извращение, а у пчел существуют по-настоящему свободные выборы?

Об этом и не только мы беседуем с известным российским орнитологом и этологом, доктором биологических наук, профессором, главным научным сотрудником Зоологического института РАН, академиком РАЕН Виктором Рафаэльевичем Дольником, автором книги
«Непослушное дитя биосферы»

О роли роста личности в истории

— У животных щупленьких в детстве тоже обижают?
— Да. Но у животных маленьким наверх не подняться никогда, нет такой возможности. Они остаются на дне всю жизнь.
— А как же тогда случай из практики известной исследовательницы обезьян Джейн Гудолл, когда хилой обезьяне-самцу дали канистру, он начал по ней стучать, распугал всех остальных самцов и стал главным? Все-таки у хилых животных иногда тоже есть шансы?
— Редко. А у человека маленькие с раннего возраста начинают использовать разные человеческие методы. Например, доносить на одноклассников. И достигают успеха.
Мальчишек маленького роста всегда бьют в детстве. Они затаивают злобу и тогда, став взрослыми, могут применять уже другие приемы, не драку. И захватывают власть.

Свернутый текст

Вот классические опыты с петушками — когда им наклеивают разные гребни. Опыты показывают: самый страшный тиран получается из разжалованного жалкого петушка. То есть сначала ему приклеили большой гребень, и он поднялся наверх. Потом отклеили — скатился вниз. А дальше опять наклеили, и он, свергнутый тиран, вернувшись к власти, всех истребляет. Всех бьет. Клюет. И у людей маленькие часто идут по костям.

— Но если все сильнее его, они что — поддаются ему?
— Да.
— Только из-за того, что на нем большой гребень?
— Да, власть — это сила. Их гребни растут пропорционально мужским гормонам. Если у тебя гребень большой, значит, у тебя все в порядке с мужскими гормонами. И тебе все подчиняются. Надо же кому-то подчиняться.
— Это что, в самой природе животных — подчиняться кому-то?
— Да. У всех.
— То есть доминирующий самец есть у всех животных?
— Да. Иначе не построишь иерархию.
— Равенства ни у кого нет?
— Нет.
— А те животные, которые живут поодиночке, у них же нет доминантов?
— Почему? Да, тигры и медведи, например, живут отдельно. Но они все равно дерутся. Они борются за самок, за территорию, за пищу. Да и вообще просто так дать в морду соседу, если можешь, совершенно необходимо.
— Доминанты в природе — это всегда самые сильные?
— Самые настырные. В чисто человеческом понимании. То есть он легко навязывает ссоры, выдерживает конфликт, в случае победы он ее закрепляет, а в случае поражения очень быстро забывает это и снова лезет.
— А у людей?
— То же самое. Просто другие способы есть.
— Мстительность — это чисто человеческое или у животных тоже бывает?
— Бывает. Вороны мстят врагам. Например, людям. Если ты убьешь птицу, то остальные обычно просто улетают, но, если ты убьешь ворону, вороны будут тебе мстить. Они будут преследовать тебя, атаковать, клевать. Вороны помнят обиду много лет. Если ты появишься в лесу, они будут кричать: «Вороноед!», и следующее поколение ворон тебя тоже будет знать как врага и помнить. Если охотишься, устраивают вокруг шумные скандалы, распугивают всех.
— А человек может искупить перед воронами свою вину?
— Нет. До смерти будут преследовать.

Патриархат и оппозиция

— Иерархическое построение справедливо. Это единственный способ организовать жизнеспособную структуру.
— А у людей?
— То же самое. А куда деться? Необходимо. Когда летчики ведут самолет, обязательно один из них должен быть старший. Иначе они будут спорить без конца, а в критический момент примут неверное решение.
— Может быть, у животных иерархия и справедливая, но у нас с нашими канистрами…
— Все эти иерархические структуры недолго существуют.
— Они должны все время обновляться?
— Да. Например, у львов. Прайд возглавляют обычно два самца. Он состоит из общих самок и общих детенышей. Львицы очень дружны между собой, ни капли не ревнуют и воспитывают общих детей. Один самец обходит территорию, другой все время при самках. Но детеныши подрастают, и самцы начинают дочерей портить.
— Начало конца?
— Да. Через некоторое время детеныши рождаются все плохонькие. И появляется другой самец, обычно пара, они вышибают старых самцов, убивают всех львят и берут самок — так образуется новый прайд. Это очень эффективная система. У них патриархат.
— Два льва на равных правах — это нормально. А у нас нет. Двоевластие у людей — это всегда какая-то катастрофа. То есть у человека двоевластие, наверное, невозможно?
— Да. А у павианов как раз возможно. У них всегда несколько доминантных самцов — самых сильных. Они дрались за эту власть очень долго, союзы всякие заключали, предательства взаимные и прочее, а потом договорились. И вот они доминируют над самками. Младших самцов даже не подпускают к самкам.
— Если вообразить, что самки — это по-нашему народ, то младшие самцы — потенциальные политические конкуренты…
— Скорее солдаты. А доминантные самцы — генералы.
— Но солдат может дослужиться до генерала, значит, он — потенциальный конкурент. У нас то же самое! Молодых самцов-конкурентов к народу близко не подпускают, по телику не показывают.
— У павианов очень похоже на мужскую иерархию. Доминантные самцы между собой не дерутся. Только молодых третируют, чтобы они народ не трогали. Но потом молодые свергают их.
— А сами самки, если бы доминантные самцы недосмотрели, были бы с молодыми не против вступить в связь?
— Наверное. Им все равно.
— Значит, если к народу, то есть самкам, не допускать молодых самцов, то есть конкурентов, то народ будет восхищаться доминантными самцами, то есть действующей властью. А если, не дай бог, молодые до народа доберутся, то народ и их встретит с распростертыми объятиями. Понятно, почему марши несогласных дубинками разгоняют и в телик оппозицию не пускают…
— У нас все-таки сложнее, потому что наслаивается культура.
— Разве культура что-то будет значить, если народ лишить информации?
— Нет.

Матриархат гиен и женщины во власти

— А у гиен, например, матриархат. Самки у гиен крупнее самцов. Самцы там подавленные, жалкие. У них доминантная самка-царица. Все остальные должны вокруг нее крутиться. У царицы особая нора, и там растет ее дочь, которая ее сменит. Детенышей других самок она убивает. Она одна все решила за всех.
—То есть когда женщина у власти — это еще хуже?
— Раньше их описывали как гермафродитов. У самок гиен есть декоративный мужской половой орган. У кого он больше, та самка и доминирует. Это как наследие патриархата, который, как у всех животных, был и у предков гиен.
— Если женщина приходит к власти, она становится мужеподобна? Матриархат — редкость?
— Не редкость, но реже. Ну у слонов. У свиней. У волков. У волков самка следит, чтобы ее сестры не рожали, грызет потомство.
— А у людей в женские управленческие возможности верите?
— В отношении людей абсолютно не верю. Женщина у власти может быть только от хорошей жизни. Женщинам абсолютно несвойственна иерархия. Они ее не понимают. Они могут в мужскую иерархию встроиться. Или, придя к власти, имитировать мужскую иерархию.
— А так как показывать ей нечего, клыков нет…
— …то она сразу бросается в драку. Благоустроенным миром они могут управлять. Когда все в порядке. А миром, который дерется, нет. У них этой программы нет.
— Все развивается только по мужской программе?
— Да.
— А женщины не могут навязать свою программу?
— Нет, у нее советник все равно будет мужчина. При этом она больше всего боится показаться слабой. Поэтому бросается драться немедленно.

Пчелы голосуют крыльями

— У кого-нибудь из животных ум приводит к власти? Или только сила, настырность?
— Ум — это у человека. В сочетании с другими качествами ум может помочь человеку занять, например, должность завлабораторией. Это тоже власть.
— А в президенты?
— Вряд ли. Ум, может, только у насекомых работает — у пчел и муравьев. Они голосуют, кстати. И пчелы, и муравьи.
— За кого?!
— Сменить или нет самку. Рабочие пчелы — все дочери одной матери. Мать летала куда-то, спарилась с посторонним самцом. Теперь откладывает яйца. Они ее кормят, а сами не размножаются. Она должна быть оплодотворена один раз и до конца жизни. У нее миллионы спермиев в спермехранилище. Она их очень аккуратно расходует: по 2—3 штуки на каждую яйцеклетку. Потому что если они закончатся, то ей — конец. Как только обнаружится, что она уже не может работать, ее убьют. Из этих откладываемых яиц получаются рабочие пчелы. У них никакого сексуального интереса нет. Дочери работают, строят, воюют, кормят. Они генетические дублеры, однояйцевые, им все равно, кто рожает, гены общие.
Но несколько яиц она закладывает на таких же половозрелых самок, как она, и трутней. Рабочие их выкармливают. Получается какое-то количество самок, способных к размножению, — сестер и трутней — братьев.
Одна из сестер начинает предлагать улью разделиться. Ее выпускают, она где-то оплодотворяется. Возвращается в улей и предлагает: кто со мной? И они голосуют. За мать или за сестру. Как правило, делятся пополам. Но могут все за мать проголосовать, тогда сестру убьют. А если пополам, то половина улетает с сестрой и находит себе новое место для улья. Или небольшое количество улетает — это как проголосуют.
— Механизм голосования известен?
— Гудят, крыльями шумят. Это все описано у нобелевского лауреата Карла Фриша.
— В пчелиных выборах участвуют все?
— Все.
— А у нас не все. Эх, хоть у пчел есть выборы…
— Вообще у общественных насекомых — самый высший уровень организации. Они властелины мира. Им принадлежат все ресурсы так или иначе. Они лучше всех устроены. Мы просто этого не понимаем. А если б понимали, относились бы к ним с почтением.
— Уровень их организации вы ставите выше нашего?
— Безоговорочно. Эффективнее, справедливее. У них как раз коммунистическое общество. Каждый делает, что может, и получает, что должен. И они существуют так миллионы лет.

Холуйская элита

— А в природе есть то, что у нас называется словом «элита», то есть приближенные к доминантам?
— Да, это обычно бывают холуи, шестерки. У обезьян, у волков, например. Они только и делают, что лижут доминанта и унижаются перед ним.
— Зачем они нужны доминантному самцу?
— Ему приятно. Он же хочет, чтобы его власть всячески подтверждалась.
— А народ как к холуям относится?
— Боятся.
— И из этих холуев может выйти новый доминантный самец?
— Конечно. Он лижет, лижет, а потом и укусит. Те молодые самцы у обезьян — они как раз все холуи.
— Значит, путь к власти обязательно лежит через унижение…
— Молодые соревнуются между собой. Образуют союзы. Эти союзы неустойчивы, разрушаются, но некоторые остаются. Вот такой союз, повзрослев, может свергнуть доминанта.
— А как народ понимает, что произошла смена доминантов?
— Это на их глазах происходит. А если не видят, то по запаху понимают. Он пахнуть начинает сразу по-другому.
— Насколько большинство может на что-то влиять в природе? Пчелы всем ульем голосуют. Муравьи — всем муравейником. А у обезьян три молодых сговорились и старых прогнали. Народ здесь вообще ни при чем. А народные бунты бывают у животных?
— Черт его знает. Львицы, например, любят своего льва-доминанта. Они только грустят, что он детей убивает. Но некоторое время погрустят, а потом спариваются с ним.
— От холуев никуда не деться? Все доминанты любят, чтобы им выражали любовь?
— Да.
— А холуи хоть что-то решают в жизни стада: куда идти, что есть? У них хоть какая-то власть есть?
— Нет. Они занимают нишу лизоблюдства.

+1

922

Про всех и про всякие войны не скажу (некоторые страны вообще сдались через месяц, не успев набрать какой-то опыт работы промышленности в условиях войны, а другие «подъехали» на разбор плюшек к концу войны), а вот в условиях большой войны в СССР качество порохов было огромной проблемой.

Теперь, после многих лет изучения источников по работе советских конструкторов-оружейников, я вижу причину их сверхчеловеческого подхода к надёжности оружия, обусловленного требованиями заказчика: только что завершилась страшная война, долго в ней работали буквально на обрыве последнего нерва, а назревавшая новая война с бывшими союзниками обещала стать не менее, если не более страшной. Предполагалось, что повторение сложностей со снабжением промышленности качественными материалами будет нормой, а не исключением. А значит, нужно так проектировать оружие, что бы оно работало всегда, на всём — буквально на дровах. Такой тогда был подход.

В процессе работы над диссертацией мне пришлось стрелять эксперимент на базе стрелкового комплекса КБП. Конечно, общался с людьми. Один из стрелков рассказал такую вещь: проводилась как-то уже в 1970-х или 1980-х гг. какая-то НИР по снижению пламенности выстрела. Для этого решили поисследовать: что там такое получалось у предков на винтпатронах, снаряжённых специальным пламегасящим порохом марки ВТХ-10 и ВТХ-20. Заказали такие патроны со складов армии (военного выпуска, разумеется). Получили, начали стрелять из ПК. Стреляли в галерее при выключенном свете — и эффект пламегашения был довольно значительным! Пламя бледное, едва заметное, прозрачное, зеленоватого цвета. Самое интересное началось потом: после стрельбы оставили пулемет остывать на огневой позиции, а стрелки и испытатели пошли попить чаю. Через полчаса вернулись, включили свет и увидели, что на полу, который представляет собой сваренные стальные листы, вытертые до блеска ногами, перед дульным срезом пулемёта появился приличных размеров треугольники ржавчины! Причина появления мгновенной коррозии очевидна: хлор, являющийся активным пламегасящим компонентом пороха ВТХ («Х» в обозначении пороха — это перхлорвиниловая смола), выделился при выстреле, вышел вместе с газами наружу и привёл к коррозии открытого металла покрытия пола. Представляете, что с такими порохами было бы с нехромированными частями автоматики оружия и его газоотводной системы?

Я это к чему: солдат на фронте не выбирает, какими патронами стрелять — берёт те, что дают. Могли дать и такие патроны. И долго проживёт его, допустим, СВТ или ДП с такими порохами? Все газовые пути будут моментально корродированы и потеряют размеры, обеспечивающие нормальное функционирование автоматики.

Тем более смертельными будут такие пороха для оружия с прямым подводом газов внутрь автоматики. Для нас, с учётом задуманного в середине 1940-х гг. места автомата в будущей войне и её прогнозируемом характере, никакие концепуально-выпендрёжные схемы автоматики не подходили в принципе. Только классика, проверенная временем и войнами.

А другие страны могут пробовать проектировать оружие как хотят: для Африки папуасов стрелять или ещё кого — России таких красивых прогулок по папуасам давно не доставалось и не думаю, что достанется в будущем. А будет другое: грязь, мороз, постоянная усталость пользователей с невозможностью вести своевременное и квалифицированное ТО. Так что АК с его сверхнадёжностью нам будет в самый раз.

0

923

- Что вы думаете о феномене нетленных мощей?

- Знаете, человеческое тело уникально и индивидуально во всем. Я работаю больше сорока лет (патологоанатомом - прим.) и за эти годы был свидетелем необъяснимых явлений. Помню случай, когда тело умершего пять лет лежало в доме, вокруг него молилась семья, чтобы этот умерший ожил - и тело находилось в идеальном состоянии. Это феномен, это необъяснимо, но я трижды сталкивался с подобным. И все три раза это была семья, которая молилась вокруг тела человека, и этот человек не разлагался. Научного объяснения этому нет. Но я не хочу чтобы вы думали, что молитвы помогли телам стать нетленными. Как я уже говорил, каждое тело человека индивидуально, и в данном случае мы имели дело с уникальной биохимией.

- У нас есть еще один феномен - тело ламы Итигелова.

- Да, я слышал о таких феноменах. И даже изучал один подобный случай, когда в Гималаях было обнаружено тело девочки, остававшейся в очень хорошем состоянии, несмотря на то, что смерть произошла очень давно. Вскрытие показало, что в ее крови содержались вещества, напоминающие кокаин. Она была напичкана наркотиками и оставлена высоко в горах. Я не знаю, как повлиял наркотик на сохранность тела, но, определенно, он помог ей расслабиться перед смертью.

0

924

https://pbs.twimg.com/media/D7lXS78XkAIsna8.jpg

+2

925

В 9:31 "Бисмарк" прекратил огонь главным калибром, вскоре и вспомогательным. Командир "Бисмарка" Линдеманн отдал приказ об оставлении корабля. Считается, что последнюю точку в истории "Бисмарка" поставил торпедный залп с тяжёлого крейсера "Дорсетшир". Немецкий линкор затонул в 10:39, в точке 48º 09' С. Ш. , 16º 07' З. Д.

Больше кригсмарине никогда не рисковали выводить тяжёлые корабли в Атлантику.

http://alternathistory.com/files/010711_Bismark_01.jpg

0

926

"Бисмарк" и сейчас внушаеть!

https://i.ytimg.com/vi/kUa98E4jXp0/maxresdefault.jpg

0

927

Абгемахт написал(а):

"Бисмарк" и сейчас внушаеть!

- Они, вроде, с "Тирпицем" однотипные были? Токмо "Бисмарк" достойно канул в бою, а "Тирпиц" как то бесславно свои дни окончил...

0

928

Леший написал(а):

- Они, вроде, с "Тирпицем" однотипные были? Токмо "Бисмарк" достойно канул в бою, а "Тирпиц" как то бесславно свои дни окончил...

Ага.

Когда перевернулся, корпус еще сохранял некоторую плавучесть, а тяжелые ствольные башни оторвались и пошли на дно камнем, что художник и запечатлел. Почему на фотках, где он на дне, без этих башень.

http://pimg.mycdn.me/getImage?disableStub=true&type=VIDEO_S_720&url=https%3A%2F%2Fvdp.mycdn.me%2FgetImage%3Fid%3D343104292207%26idx%3D30%26thumbType%3D47%26f%3D1%26i%3D1&signatureToken=dGl2ibxWVZXdBbtwPZz0Dw

0

929

Шотландская компания Whyte & Mackay начинает выпуск слабоалкогольного виски под названием Whyte & Mackay Light. Логика, как видите, та же, что с легким пивом. Виски-лайт, по задумке создателей, привлечет молодую аудиторию, которая только начинает познавать мир односолодового, но еще не горит желанием накидываться как моряк на побывке.

Компания Whyte & Mackay работает в Глазго, ей уже 175 лет, и за эти годы она неплохо зарекомендовала себя в мире скотча. Вискикурня выпускает дистилляты разного калибра и ценовой категории: 8, 13 и 25-летний виски, а также бленды попроще, для тех, кто больше по коктейлям. В общем, у фирмы все настолько хорошо, что она может позволить себе скандальные эксперименты, не переставая при этом щеголять своей традиционностью.

На сайте компании заявлено, что виски Whyte & Mackay Light имеет крепость 21.5% и стоял в бочках из-под хереса и бурбона. Он имеет мягкий вкус с тонким намеком на дым и идеально подходит для того, чтобы пить его со льдом или в коктейлях.

float:left

Иначе говоря, продукт довольно честный и изначально сделан для тех, кто не слишком разбирается в скотче. Аудитория виски-лайт — это условные студенты, которым по молодости лет рановато давать дымные айлы с ароматом креозота или дорогие скотчи, которые те все равно будут мешать с колой.

Руководитель Whyte & Mackay Руари Перри так объясняет свое решение сделать скотч, за который его наверняка казнили бы еще какие-то лет 50 назад:

«Мы постоянно следим за тенденциями в сфере крепких напитков и прислушиваемся к нашим потребителям по всей Великобритании. …Виски Light — это совершенно своеобразный продукт, созданный для молодого неискушенного человека, который не любит слишком крепкое. Мы видим, что в мире побеждает новая и иная культура потребления, так что компания Whyte & Mackay разработала виски Light как раз для удовлетворения этого спроса».

Если отмести слишком очевидные шутки про то, что миллениалы загубили теперь еще и виски, кажется, что компания Whyte & Mackay поступила довольно хитро. Она намеренно выпустила продукт, который позиционируется как некая вещь для коктейлей, не претендующая на большее. К тому же, фирма подняла ажиотаж и сумела позиционировать Light как виски, созданный специально для молодых. При этом не пришлось прибегать к вульгарным приемам, вроде натужного ребрендинга или дешевого хайпа. Круче было бы только нанять Пьюдипая.

0

930

Kovshanov написал(а):

Шотландская компания Whyte & Mackay начинает выпуск слабоалкогольного виски под названием Whyte & Mackay Light.

Ждем безалкогольного виски со вкусом малины и груши.
В ответ можем наладить выпуск безалкогольной водки.

0

931

Во сколько вузов можно поступать и кому положены льготы? Правила приема — 2019

Когда вузы начинают прием документов?

Не позже 20 июня. Последний день приема документов от абитуриентов, поступающих вне конкурса или только по результатам ЕГЭ, — 26 июля. Этот период сокращается для тех, кто будет сдавать дополнительные вступительные экзамены вуза, до 7–16 июля в зависимости от университета. Как правило, к этой категории относятся поступающие на творческие специальности, а также те, кто не сдавал ЕГЭ: инвалиды, иностранные граждане и прошедшие государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.
Поступающие на заочное обучение должны подать документы до 3–16 августа, на платную форму обучения — до 26 августа.

График работы приемной комиссии нужно уточнять в выбранных вузах.

Во сколько вузов можно подать документы и подойдет ли ЕГЭ прошлого года?
Одновременно поступать можно в пять вузов на три направления подготовки в каждом из них.
В приемную комиссию нужно принести паспорт, аттестат о среднем образовании и их копии (оригиналы можно будет сдать во время зачисления), фотографии, заполнить заявление и согласие на обработку персональных данных. Также нужно принести документы, подтверждающие особые права на зачисление (вне конкурса, по квоте или целевому приему, со сдачей вузовского экзамена) и предоставляющие преимущества. Некоторые вузы запрашивают дополнительные документы, их перечень лучше уточнить в приемной комиссии.

Результаты ЕГЭ предоставлять не нужно. Эту информацию вуз проверит сам. В 2019 году вузы принимают абитуриентов, которые сдавали единый госэкзамен в 2015–2019 годах. Документы можно принести лично, передать через доверенное лицо, отправить по почте заказным письмом с описью вложения. Некоторые вузы принимают документы и в электронной форме.

За что можно получить преимущества при поступлении?
Есть несколько видов льгот для абитуриентов. Право на зачисление без конкурса имеют:
победители и призеры финала Всероссийской олимпиады школьников;
участники международных олимпиад в составе сборных России, если они поступают на специальность по профилю олимпиады в течение четырех лет после ее проведения;
чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира и Европы и победители мировых и европейских первенств, если поступают на направления, связанные с физкультурой и спортом.
Воспользоваться льготой все они могут только в одном вузе и по одному направлению подготовки. Впрочем, никто не запрещает им поступать на общих основаниях в те же пять вузов.
Пройти без конкурса или получить 100 баллов по профильному предмету могут победители и призеры олимпиад из перечня Минобрнауки. В этом случае университет сам определяет список и уровни засчитываемых олимпиад для той или иной льготы. При этом абитуриенту нужно сдать ЕГЭ на 75 баллов минимум.

Кроме того, вузы могут начислить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения абитуриента. Учитывается итоговое сочинение, отличный аттестат о среднем общем или профессиональном образовании, победа на олимпиадах, спортивных соревнованиях высшего уровня и чемпионате "Абилимпикс", наличие спортивного звания или разряда, золотого знака ГТО, волонтерская деятельность.
По квоте пройти на бюджетные места могут некоторые категории инвалидов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий. Преимущественное право на зачисление имеют малоимущие граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида первой группы. Те, кто подвергся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или участвовал в испытаниях, ликвидации радиационных аварий на военных объектах. Дети военнослужащих и сотрудников силовых органов, погибших при исполнении, а также умерших Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Проходящие военную службу по контракту в ряде случаев и др.

Когда станут известны результаты?

Итоговые рейтинговые списки поступающих вузы опубликуют 27 июля. 29 июля — зачисление всех, кто прошел без конкурса и по квоте. Затем начинается первый этап приема, во время которого заполняется 80% мест: до 1 августа вузы собирают согласия о зачислении и оригиналы документов от абитуриентов, а 3 августа издают приказ о зачислении. На втором этапе заполняются оставшиеся 20% мест: заявления о согласии принимаются до 6 августа, а 8-го выходит приказ.
Действовать в этот период нужно быстро, поэтому подготовиться стоит заранее. В числе пяти вузов, куда абитуриент подает документы, должны быть не только топовые, но и несколько менее престижных, в которые поступить проще. Тогда будет возможность маневра. Руководитель отдела по работе с абитуриентами портала "Поступи онлайн" Полина Лихачева говорит, что если поступающий понимает, что не попадает в первую волну в желаемом вузе, он может рискнуть, понадеяться на удачу во вторую волну, а может гарантированно поступить в менее престижный университет. "Это не значит, что ему придется учиться там все пять лет. Всегда есть возможность перевестись в вуз мечты", — отмечает она.

Методист департамента исследования и разработок компании Maximum Education Алина Гильмутдинова также считает, что наиболее разумный вариант — принимать решение в первую волну, так как потом может случиться все что угодно.
Если абитуриент никуда не поступил, у него все равно остаются варианты. Можно подать документы на платное отделение или рассмотреть возможность заочного обучения. Там и срок принятия заявлений дольше, и проходной балл, как правило, ниже. "На платное отделение можно поступить и с копиями аттестата об образовании. Это дает возможность в следующем году поступать с оригиналами на "бюджет", в том числе и в другой вуз", — отмечает она. Также можно пойти в колледж при университете. Привилегий при поступлении это не даст, но вступительные экзамены будет проще сдавать.

Есть ли какие-то особенности приемной кампании в этом году?

По данным Минобрнауки, основным новшеством станет новый порядок приема на целевое обучение. Теперь абитуриенты могут самостоятельно выбирать образовательные организации, если заказчик не определил конкретный вуз. "В рамках установленной квоты приема на целевое обучение вузы организуют отдельный конкурсный отбор, в котором шансы на поступление выше у тех абитуриентов, которые набрали больше баллов на вступительных испытаниях", — уточнили в пресс-службе ведомства. Раньше заказчик заключал договор с вузом, который выделял конкретное место, куда и шел целевик. Кроме того, установлены жесткие сроки необходимой отработки после окончания вуза — не менее трех лет (ранее устанавливались произвольно). При этом законодательно усилена ответственность за нарушение обязанностей по договору: если целевой студент не трудоустроится в соответствии с договором, то он или заказчик целевого приема должны будут возместить вузу полную стоимость обучения за весь период.

Алина Гильмутдинова напоминает, что для получения школьной медали теперь нужно подтверждение знаний результатами ЕГЭ: не менее чем 70 баллов по русскому языку и профильной математике и 5 баллов по базовой математике, а в Москве — не менее 220 баллов за три экзамена. Правда, вузы учитывают не медаль, а оценки в аттестате, и сами решают, сколько дополнительных баллов за это начислить.

Кроме того, в этом учебном году военные кафедры в вузах заменят военными учебными центрами, что даст студентам возможность получить одновременно гражданскую и военную специальности. "Контракт предполагает, что после выпуска человек обязан отслужить три года в Вооруженных силах. Если он к этому не готов, придется возместить государству затраты на обучение", — поясняет она.
Полина Лихачева добавляет, что новым в этом году было и то, что школьники сдавали только какой-то один уровень ЕГЭ по математике: базовый или профильный, хотя раньше могли выбрать оба экзамена.

0

932

утепляя сегодня перед выходом свой роскошный периметр, пошутила, что в рейтузах с начесом и волосатом свитере я похожа на куклу Кокошки
на что Настя, утепляясь в том же эффектном стиле, понятно, спросила: "чо? какой кошки?"
с энтузиазмом рассказала ей историю, которую люблю примерно так же, как историю супружества четы Буниных (ее не рассказала), но немножко больше

в начале 20го века в Вене "жил-был художник один" - Оскар Кокошка: экспрессионист, писатель, драматург, рыбы
он был уже довольно знаменит своими "уродливыми" работами, когда его, 25летнего, представили вдове известного композитора Альме Малер
она была старше Оскара на 7 лет, высокая, крупная, черноволосая; немного музыкант, немного композитор, немного литератор, немного художница, профессиональная светская львица, дева

Кокошка влюбился в нее без памяти

это не было странно: за ней волочилось изрядное количество мужчин - знаменитых и не очень: Климт, Манн, Ремарк, Штраус, Стравинский и пр
это была большая и эффектная женщина, со зверской энергетикой

Альма без долгих кривляний прыгнула в кокошкину кровать, где они и проводили большую часть времени, иногда прерываясь на выезды и порисовать (на одной из самых знаменитых картин Кокошки "невеста ветра" они оба запечатлены после своего основного занятия)
однако, у Альмы не было пунктика насчет верности, что бесконечно травмировало Кокошку, заставляя того устраивать пьяные истерики и впадать в депрессии, и после двух с лишним лет таких качелей, Альма от него ушла к другому любовнику

безутешный Кокошка, чтобы отвлечься, отправился на фронт - там как раз удачно случилась первая мировая
его ранило в голову, он вернулся лечиться в Вену, узнал, что Альма вышла замуж за знаменитого архитектора Гропиуса, и с горя ушел опять на войну

там его опять ранило, его снова выслали на лечение в Вену, вылечили ранение, но признали невменяемым

Альма, уже замужняя дама, продолжала спать на правах музы с разными мужиками, талантливыми и не очень, категорически отказываясь встречаться с Кокошкой

тот помыкался, потыкался, порыдал в справку и... обратился к знаменитой кукольщице, приложив к заказу письмо с перечнем оригинальных требований: "блаблабла... тело покрыто нежной шерстью, вроде шкуры пони... блаблабла... волосы, как у Альмы Малер, длины и цвета точь-в-точь... блаблабла... лицо и соски из нежнейшего атласа..."

кукольщица, однако, как настоящий творческий человек, внесла ряд поправок по принципу "я художник, я так вижу" и прислала ему в итоге ростовую куклу, покрытую телесного цвета короткой шерстью, с длинными волосами, алым ртом и черными, ядерно подведенными глазами, но похожую на Альму Малер весьма и весьма отдаленно

Кокошка не очень приятно изумился, но заказ оплачен, получите, распишитесь, до свидания
в общем, зажил Кокошка с волосатой неживой женщиной

иногда даже вынимал ее из койки, одевал и вывозил с собой на приемы и в театр
слуги и друзья, окончательно убедившись, что товарищ совсем двинулся кукушечкой, включились в игру, посчитав, что так Кокошка хотя бы не буйный, и чем бы дитя не тешилось

кукла Альма даже пользовалась успехом на домашних пьянках Кокошки, которые иногда заканчивались оргиями (это было модно)
чокнутый художник (он продолжал рисовать и пользовался популярностью), живущий с ее волосатой копией, никак не тронул Альму, и, в общем, вскоре она совсем исчезла из его жизни, разведясь с архитектором, выйдя замуж за писателя и отчалив в США

в одну из пьянок, Оскар вынес голую куклу Альму в сад, усадил ее в кресло, придал ей непринужденную позу, взял саблю и лихим ударом отсек сожительнице голову

полил останки вином и ушел в дом, допивать бутылку и предаваться прочим излишествам нехорошим
его разбудила полиция, которой соседи сообщили об окровавленном голом трупе женщины в кокошкином саду
похмельный Кокошка объяснил, что к чему, уже в участке
так Оскар Кокошка поставил точку в отношениях с Альмой Малер

позже он уехал сначала в Прагу, потом в Англию, затем в Швейцарию

пользовался успехом и творил в рамках тихого сумасшествия, которое, в общем, является обязательным атрибутом талантливого человека
а Альма умерла в возрасте 85 лет в Америке, будучи обожаемой обществом вдовой выдающегося композитора Густава Малера (первый муж)
з.ы. одевайтесь теплее, любите друг друга, или что-нибудь одно

https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/50584720_2014202615367858_7493428285984997376_o.jpg?_nc_cat=103&_nc_ht=scontent.fhen2-1.fna&oh=eceb9bc552698773aaf6932fc56560eb&oe=5D914077

0

933

Актеру вообще ничего знать не нужно - еще чего! Когда на съёмках "Гостьи из будущего" Гусева единственная таскала на съемки учебники и занималась по ним не из-под палки, Невинный ее спросил удивленно:

- Ты это что, понимаешь тут хотя бы что-нибудь сама?
- Мне стыдно сказать, но я понимаю тут все...
- Не нашей ты породы, не артистической!!

0

934

Был такой опыт, пошла на концерт органной музыки в старую католическую церковь в Москве. Первый раз в жизни я слушала старый орган в таком помещении с акустикой не простой. Давали Баха. У меня было ощущение такой лёгкости! вот точно щас взлечу! И даже на слёзы прошибло. Мы сидели на церковнах скамейках и орган нам играл в затылок. Потом, когда шла из церкви вот было чувство. что я отталкиваюсь просто от земли и пружиню, я не чувствовала своего веса.

Так я вдохновилась этим делом! И пошла с подругой в филармонию на концерт органной музыки... и ничего вообще не почувствовала. Т.е. в церкви католической была хитрая акустика очень.

0

935

Абгемахт написал(а):

Был такой опыт, пошла на концерт органной музыки в старую католическую церковь в Москве. Первый раз в жизни я слушала старый орган в таком помещении с акустикой не простой. Давали Баха. У меня было ощущение такой лёгкости! вот точно щас взлечу! И даже на слёзы прошибло. Мы сидели на церковнах скамейках и орган нам играл в затылок. Потом, когда шла из церкви вот было чувство. что я отталкиваюсь просто от земли и пружиню, я не чувствовала своего веса.

Так я вдохновилась этим делом! И пошла с подругой в филармонию на концерт органной музыки... и ничего вообще не почувствовала. Т.е. в церкви католической была хитрая акустика очень.

Ну дык!.. Орган - это такая херабора, вокруг которой строили католический храм, а не наоборот. Бывало и формально наоборот, но по факту от прежнего храма, как от здания. оставалось мало.

В православных храмах, построенных по канонам, тоже всё строилось так, чтобы голоса священника и певчих внушали трепет и благоговение.

0

936

Закон о наследственных договорах и совместных завещаниях супругов вступает в силу

Закон, позволяющий составлять наследственные договоры и совместные завещания супругов, вступает в России в силу 1 июня.
Как пояснил один из его авторов, глава комитета нижней палаты по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, документ расширяет возможности граждан "по распоряжению имуществом на случай смерти".

До сегодняшнего дня, по его словам, в России было право на составление завещания только от имени одного лица. "Если наследодатель составил завещание, то наследование происходит в соответствии с его волей. Если завещания нет, то к наследованию призываются наследники по закону - согласно очередности, исходя из степени родства", - напомнил Крашенинников.
Совместные завещания
Законом, как пояснил Крашенинников, вводятся совместные завещания супругов, в которых они могут "завещать общее имущество и имущество каждого из них любым лицам и любым образом определить доли наследников". Также прописывается возможность лишения наследства по закону, не указывая причин такого решения.

Устанавливается, что совместное завещание супругов подлежит нотариальному удостоверению, оно не может быть составлено при чрезвычайных обстоятельствах или в закрытой форме. В целях исключения возможности для злоупотреблений вводится обязательная видеофиксация подписания завещания у нотариуса, если оба супруга не возражают.

Совместное завещание будет утрачивать силу при расторжении брака или признании его недействительным, а также в случае отмены одним из супругов. "Совместные завещания супругов позволят снимать большое количество проблем, связанных с наследованием имущества, находящегося в совместной собственности... Можно заранее указать, кому какое имущество и в какой последовательности переходит, если умер один из супругов или если ушли оба одновременно"
Наследственный договор
Законом также вводится наследственный договор, который представляет собой соглашение по поводу будущего наследства между потенциальным наследодателем с одной стороны и возможными наследниками - с другой.

"Такой договор может заключаться с любыми лицами, которые согласно ГК могут призываться к наследованию (в том числе юридическими). Условия договора будут определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Наследственный договор может также возлагать на потенциальных наследников обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера", - отметил Крашенинников.

После смерти наследодателя требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, смогут наследники, душеприказчик, а также нотариус. "Наследственный договор подлежит нотариальному удостоверению с обязательной видеофиксацией, если стороны не заявили против нее возражений", - добавил автор.

Наследодатель вправе заключить один или несколько наследственных договоров с одним или несколькими лицами. После заключения наследственного договора наследодатель вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества. Даже если такое распоряжение лишит лицо, которое может быть призвано к наследованию, прав на это имущество.

Наследственный договор будет иметь приоритет над завещанием. Право на обязательную долю в наследстве сохраняется как при наличии совместного завещания, так и при наличии наследственного договора. Таким образом защищаются права несовершеннолетних и нетрудоспособных детей наследодателя и других нетрудоспособных иждивенцев, подчеркнул Крашенинников.

По его словам, новый закон в первую очередь "направлен на расширение свободы распоряжения на случай смерти, что позволит снизить риски развития конфликтных ситуаций по поводу наследства не только в семьях, но и в обществе в целом".

0

937

Курьезный случай произошел однажды с Волошиным в Москве. Жена, потеряв его из виду в сутолоке вокзальной площади, стала звать:
— Макс! Макс!
Поблизости стояли красноармейцы. Услышав необычное имя и увидев человека с пышной седой шевелюрой и большой бородой, они встрепенулись:
— Ребята, глядите, Карл Маркс!
Подошли к поэту, отдали честь и торжественно отрапортовали:
— Товарищ Карл Маркс! Да здравствует ваш марксизм, который мы изучаем на уроках политграмоты!
Поэт с улыбкой ответил:
— Учите, учите, ребятки!

(Шенталинский В. А. Осколки Серебряного века. Окончание / Новый мир. 1998. № 6. С. 184—185)

+1

938

В интервью «БИЗНЕС Online»  Андрей Фурсов рассказал, как «Игра престолов» размывает понятия о добре и зле у своих зрителей, почему из фэнтезийного Средневековья вынули христианство, кому мешал научно-технический прогресс 1960-х годов и зачем мечты о других планетах и звездолетах променяли на мир разврата и средневековых пыток.

«Мир «Игры престолов» — это мир убийств, подлости, разврата и жестоких пыток»
— Андрей Ильич, на мировые экраны выходит последняя серия монументального американского сериала «Игра престолов». Кинолента бьет миллионные рекорды по просмотрам и при этом вызывает очень неоднозначные отзывы критиков. С вашей точки зрения как историка и ученого, что такое «Игра престолов»?

— Прежде всего по конструкции мир «Игры престолов» — это комбинация трёх разных эпох. С одной стороны, там угадывается Античность, с другой — тёмные века, «Темновековье», то есть хронораздел между концом Античности и началом Средневековья. С третьей — там мерцает Высокое Средневековье; в частности один из вольных городов, Браавос, очень напоминает Венецию. В Браавосе есть каналы, плавучие дома и даже часть города, ушедшая под воду. И имеется хищный Железный Банк.

Все это вместе взятое можно охарактеризовать как докапиталистический и доиндустриальный мир, сложенный из Античности, Средневековья и некоторых элементов культуры Востока (кочевники, рабовладельческие города, напоминающие центры Восточного Средиземноморья и севера Африки, — нечто вроде Карфагена). Впрочем, всё это выглядит довольно органично. Другое дело, что люди, населяющие сложный придуманный мир, вовсе не кажутся обитателями Темновековья — их психология вполне современна.

Если мы сравним «Игру престолов» с другой масштабной фэнтезийной эпопеей — «Властелином колец», то бросается в глаза одно существенное отличие. И в книге у Джона Толкина, и в фильме у режиссёра Питера Джексона очень четко проводится грань между добром и злом. Более того, силы зла даже внешне выглядят ужасно и отталкивающе: это гоблины, орки или сам величайший враг свободных народов Средиземья Саурон. А эльфы, напротив, прекрасны и воздушны, да и люди неплохи. В «Игре престолов» эта чёткость утрачена, причем, вероятно, сознательно. Внешне люди из мира «Песни Льда и Пламени» могут выглядеть абсолютно нормально и привлекательно, но при этом быть уродами в душе. Абсолютного зла здесь практически нет, за исключением разве что Рамси Болтона и короля Джефри. Даже Мизинец (лорд Петир Бейлиш) — персонаж отрицательный — совершает добрые дела, разумеется, в своих корыстных интересах: зло, творящее добро. Он, например, спасает Сансу Старк, которая ему небезразлична, но, самое главное, с ее помощью собирается стать владыкой Севера. Впоследствии Санса разгадывает игру Бейлиша, а ее сестра Арья убивает Мизинца как одного из виновников смерти отца. Но все-таки в какой-то момент Бейлиш совершает хороший поступок, меняющий ход игры и истории мира «Престолов».

Еще одна красноречивая черта эпопеи — и кинематографической, и книжной: на всем её протяжении зло то и дело торжествует над добром. Относительно положительные персонажи гибнут от рук отрицательных (впрочем, и последним достается). Таким образом, и в фильме «Игра престолов», и у Джорджа Мартина в книжной саге постоянно проводится мысль о том, что добро и зло перемешаны и отличить одно от другого очень сложно. Вообще-то в жизни так оно есть: реальный мир не черно-белый, он включает в себя различные оттенки серого. На одном полюсе, белом, есть святые, на другом, черном, — мерзавцы и чудовища вроде Рамси Болтона, а пространство между этими двумя полюсами серое. Но серая жизнь идёт, а вот принципы должны чётко отличать белое от чёрного. В фильме у его героев такие принципы просматриваются плохо.

Мир «Игры престолов» — мир убийств, интриг, подлости, разврата, инцеста и жестоких пыток. Если мы вспомним Средневековье или особенно позднюю Римскую империю, то всё это там найдем. И в эпоху Ренессанса, чья теневая сторона была замечательно описана русским философом Алексеем Лосевым, кипели демонические страсти и торжествовал порок, но в эпопее Мартина тьма сгущена до предела: читателям и зрителям навязывается мысль, что в мире добра не очень много, а зла предостаточно, оно побеждает и в принципе является нормой.

«Главной ценностью этих миров будет власть как способность контролировать ресурсы и поведение масс»
— Вообще-то реальное Средневековье при всей его жестокости смягчено христианством, благодаря чему не было таким уж тёмным. Философ Бердяев даже называл Средние века величайшей эпохой в истории человечества, поскольку это первая попытка построить на земле Царство Божие. А из «Игры престолов» христианство вынуто. Как видно из самого названия, это просто игра честолюбий и борьба за власть.

— Я бы не стал преувеличивать смягчающую роль христианства. Достаточно вспомнить альбигойские войны, костры инквизиции и многое другое. В «Игре престолов» мы видим Тёмные и Средние века, но христианства как такового там нет. Кстати, его нет и во «Властелине колец». В мире «Песни Льда и Пламени» имеются свои религии, самой крупной из которых является Культ Семерых. Есть и те, кто верит в огонь, — сторонники культа Р’глора, напоминающего зороастризм (но это не более чем внешнее сходство). Отчасти с христианством можно найти перекличку разве что у движения Воробьев: там есть аскеза, Его Воробейшество. И все же этому движению далеко до последователей Христа, поэтому мы вынуждены констатировать: христианства в мире «Песни Льда и Пламени» нет. Если учесть, что современный Запад тоже лишен христианства, а под видом далекого прошлого «Игры престолов» нам демонстрируют одну из версий мира будущего, то это далеко не случайно. В посткапиталистическом мире ниша христианства будет весьма узкой, если вообще будет.

— То есть нам предлагают сценарий будущего под условным названием «Вперед в Средневековье!», но это Средневековье, очищенное от христианства и полностью отданное звериным страстям.

— Не просто «Вперед в Средневековье!», это рывок сразу в несколько вариантов «будущего как прошлого». Капитализм как система дышит на ладан, его уже почти нет. Начинается переходная эпоха к чему-то принципиально иному и не обязательно лучшему, скорее наоборот. И если не случится глобальной катастрофы, то будущее, которое нас ожидает, не будет однородным и гомогенным, пока полностью не установится новая система. С одной стороны, это будет футуроархаика Африки, с другой — оно будет напоминать докапиталистический арабский Восток. Третий вариант — Китай, где традиционный китайский уклад возьмет на вооружение компьютерные технологии и установит систему социальных рейтингов. Она уже опробуется в КНР (предусматривает специальную систему ранжирования, которая станет отслеживать поведение населения и выставлять оценки жителям на основе их «социального кредита»; нарушителям могут быть воспрещены полеты на самолете и поездки на поезде, выгодное трудоустройство, обучение детей в элитных школах и вузах и пр. — прим. ред.). Старший брат, выведенный Оруэллом в романе «1984», здесь просто отдыхает — это окажется такая система тотальной слежки за всеми и каждым, которая и не снилась оруэлловскому герою Уинстону Смиту (на заметку тем, кто любит поговорить о светлом социалистическом Китае как альтернативе «темному и злому миру капитала»).

Будущее — это мир нескольких будущих, причем некоторые из них весьма футуроархаичны. Внешней аналогией здесь могут быть «темные века» по отношению к пусть уже не светлой, но все же еще не такой уж темной Античности IV века нашей эры. И похоже, главной ценностью данных миров будет власть как способность контролировать ресурсы и поведение масс. Собственно, «Игра престолов» нам это и показывает. Единственная безоговорочная ценность, которая сохраняется у большинства мартиновских персонажей, — власть. Даже если мы возьмем Арью Старк, для которой важны человеческие чувства, то увидим, что многими ее поступками руководит жажда мести. И мстит она, ощущая месть как власть и пользуясь навыками, которым ее научила группа наемных убийц, очень специфических, напоминающих средневековых ассасинов. Среди персонажей, в душе которых добро и зло постоянно борются друг с другом, можно также вспомнить Джона Сноу и Дейенерис Таргариен. И оба они в разной степени (но особенно Дейнерис) стремятся к власти.

— Если взять Средневековье как оригинал, то мы увидим, что практически все — от крестовых походов и поисков чаши Грааля до творчества Кретьена де Труа и миннезингеров — имело религиозную оболочку. Получается, что внехристианский мир «Игры престолов» — это даже не пародия на medium aevum, это антисредневековье.

— Я бы не стал преувеличивать религиозную составляющую тех же крестовых походов. Да, религия оформила крестовые походы, но при этом они решали две проблемы: из Европы выбрасывалась избыточная демографическая масса, одновременно удовлетворялась жажда пограбить и поубивать. Не забудем, что Европа XI–XIII веков по сравнению с утончённым арабским Востоком выглядела как варварский мир. Собственно, арабы, когда они впервые столкнулись с крестоносцами, так их и воспринимали — как дикую орду, которая пришла грабить развитую цивилизацию. И они были недалеки от истины. Так что я не стал бы называть «Игру престолов» антисредневековьем на основании того, что оттуда многое выброшено. С другой стороны, в мир «Песни Льда и Пламени» вставлено многое из того, чего не было в средневековом мире, — это уже упомянутый мною античный пласт.

«В фэнтезийном жанре нет ни демократии, ни прогресса — это будущее как прошлое»
— Почему, на ваш взгляд, жанр фэнтези стал так популярен в последние десятилетия? Ведь еще на излете советского времени ценилась научная фантастика, читателей больше привлекали звездолеты и неизведанные миры, далекие планеты и некое неясное, но лучезарное общегалактическое будущее, а теперь вместо всего этого — темные века с убийствами и инцестом.

— Совершенно верно, причем пик научной фантастики (и советской, и западной) пришёлся на 1960–1970-е годы. Однако в 1970-х годах этот жанр начал постепенно затухать и сходить на нет, уже в 1980-х на Западе начинает набирать силу жанр фэнтези. Конечно же, это неслучайно. Именно 1960-е годы стали пиком научно-технического прогресса в ХХ веке. К тому времени закончилась первая половина ХХ столетия, за эти полсотни лет было изобретено столько, что все казалось возможным, верилось, что прогресс будет нарастать по экспоненте. 1960-е — это мир безудержного социального и культурно-технического оптимизма. Человек полетел в космос, запустил искусственные спутники и задумался об освоении других планет. Но этот порыв человечества в будущее создавал определенную угрозу для власть имущих как на Западе, так и в Советском Союзе. И уже в 1960-е годы перед сотрудниками Тавистокского института изучения человека в Великобритании (причем по иронии судьбы он располагается в графстве Девоншир, рядом с дартмурскими болотами, где разыгрывалась мрачная драма «Собаки Баскервилей» Конан Дойля) была поставлена задача притормозить научно-технический прогресс путем внедрения определенных информационно-психологических и организационных моделей. В частности, стартовала работа по созданию молодёжных и женских субкультур и движений (именно в это время как по заказу появились The Beatles, The Rolling Stones, стал развиваться экологизм, резко активизировалось феминистское движение).

Одна из главных задач, поставленных перед Тавистоком, звучала так: to stamp out the cultural optimism of the 1960s (искоренить, вырубить, вытравить культурный оптимизм 1960-х годов). А научная фантастика, особенно советская, безусловно, была оптимистической по своему настрою. Некоторые менее оптимистические ноты (не могу их назвать пессимистическими, но они выглядели более сложными, чем просто оптимизм) прослеживались у ряда писателей в соцлагере, в частности в книгах Станислава Лема (достаточно почитать его «Астронавтов» и «Магелланово облако»). Однако общий настрой советской фантастики до середины 1960-х годов был преимущественно оптимистичным — это видно и по творчеству братьев Стругацких, и по романам Ивана Ефремова. Но к концу 1960-х годов происходит перелом, причем на очень простом основании: номенклатура по корыстным групповым причинам отказалась от рывка в будущее и предпочла начать интегрироваться в капсистему. Наиболее проницательные наши фантасты интуитивно уловили этот поворот. Иван Ефремов пишет роман «Час Быка» (опубликован в 1968–1969 годах, отдельной книгой вышел в 1970 году), который по инициативе Юрия Андропова начинают изымать из книжных магазинов и библиотек — уж очень руководство планеты Торманс вышло похожим на советское Политбюро. На смену «Полдню…» Стругацких приходит «Улитка на склоне». Даже по знаменитому советскому журналу «Техника молодежи» это было хорошо видно: тональность публикаций меняется со второй половины 1960-х и в 1970-е.

На Западе перелом происходит по схожим причинам: технический прогресс, бурно развивавшийся со второй половины XIX века, позволял пользоваться своими плодами среднему слою и верхушке рабочего класса — это заключало в себе угрозу для власть имущих, потому правящий класс начал реагировать. Можно сказать, что советская номенклатура и западная верхушка сработали здесь синхронно. Результатом стало торможение научно-технического прогресса во второй половине ХХ и начале ХХI века. Что изобретено за это время? Мобильный телефон, компьютер, интернет? Но это не идёт ни в какое сравнение с космическими достижениями первой половины ХХ столетия.

Одним из следствий негативного эволюционного перелома 1970-х годов стало вытеснение или оттеснение научной фантастики жанром фэнтези. В фэнтезийном жанре нет ни демократии, ни прогресса — это будущее как прошлое. И подобное очень хорошо коррелирует с известным докладом 1975 года «Кризис демократии», который по заказу Трехсторонней комиссии написали Хантингтон, Крозье и Ватануки. Это очень интересный документ, я уже не раз о нем говорил. Если коротко, основная мысль доклада сводится к тому, что Западу в большей степени угрожает не Советский Союз, а избыточная демократия на самом Западе, которой могут воспользоваться «безответственные социальные группы». «Демократическая политическая система оказывается особенно уязвимой напряжениями от промышленных и региональных групп», — декларируют авторы доклада. Поэтому, как говорилось в документе, необходимо разъяснять населению, что демократия — это не только ценность, но и инструмент, что кроме демократии существуют и другие ценности: старшинства (seniority), знания, авторитет. Буквально это было выражено следующим образом: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти». В заключение доклад предлагал внести некоторую политическую апатию в массы, это полностью коррелировало с входившим в моду миром фэнтези. Ведь в фэнтези, повторюсь, нет никакой демократии — там есть только неожречество, неокороли и неорыцари.

Внутреннее пространство «Властелина колец», «Игры престолов», «Колеса Времени» Роберта Джордана, «Гарри Поттера» и других — это, во-первых, мир иерархий, а вовсе не ефремовский мир «Туманности Андромеды», где будущее носит название Эры Встретившихся Рук. Во-вторых, мир фэнтэзи — это доиндустриальный или в лучшем случае разрушенно-индустриальный футуроархаический мир. И это тоже соответствует курсу на торможение научно-технического и промышленного прогресса в интересах верхушки капиталистического общества. Идейным обоснованием торможения стал экологизм, превратившийся в квазиидеологию. Первый доклад Римскому клубу (он создан в 1968 году) назывался «Пределы роста». В нем утверждалось, что человечество в своем индустриальном развитии достигло пределов, избыточно давит на природную среду, надо тормозить промышленно-экономическое развитие, перейдя к «нулевому росту». То есть 50 процентов всех средств должно идти на нейтрализацию негатива, который несет индустриальное развитие. Несмотря на то что доклад был разоблачен как наукообразная фальшивка, сторонники экологизма и деиндустриализации размахивали им как знаменем — так же, как сегодня используется другая фальшивка, а именно схема «глобальное потепление в результате деятельности человека».

Таким образом, поворот от научной фантастики к фэнтези с ее доиндустриально-иерархическим, далеким от рациональности (еще одна черта антимодерна) миром магов и колдунов имеет четкую классовую основу. Выражаясь марксистским языком, это отражение загнивания капиталистического общества и того факта, что капиталистическая верхушка взяла курс на торможение научно-технического прогресса. То же самое сделала в своих интересах и советская номенклатура, когда в середине 1960-х годов заблокировала программу ОГАС Виктора Глушкова (разработчика первой в СССР персональной ЭВМ «МИР-1»), а также программу развития холодного термоядерного синтеза Ивана Филимоненко и еще целый ряд военных достижений КБ Челомея. Дело в том, что реализация проектов Глушкова и Филимоненко несколько отодвигала номенклатуру в сторону, на первый план выходили люди, которых называли технократами. Кстати, я очень хорошо помню, как в конце 1960-х годов в МГУ наш преподаватель научного коммунизма критиковал ученого и фантаста Игоря Забелина за его точку зрения, согласно которой научно-техническая интеллигенция становится ударной силой прогресса. Ну что же, техническую интеллигенцию и задвинули вместе с научно-техническим прогрессом. В этом смысле можно сказать, что мир финансиализированного и обращенного в прошлое капитализма первых 15–20 лет ХХI века — это результат параллельных, а с середины 1970-х годов совместных действий западной элиты и части советской номенклатуры. Правда, советская номенклатура этот мир не планировала, она просто реализовывала свои шкурные интересы, а вот западная верхушка именно такой мир запланировала. И мир «Игры престолов» — это одна из версий того мира, который эта верхушка предлагает нам как проект будущего, приучая к возможности такого будущего.

— Однако, если мы вспомним европейскую фантастику вроде Герберта Уэллса, то обнаружим там пессимистический запал задолго до сворачивания научно-технического прогресса. «Машина времени» была написана еще в 1895 году, но картина будущего, в котором низший класс, морлоки, питается мясом высшего класса, изнеженных элоев, выглядит не слишком оптимистично.

— Да, совершенно верно. Я часто предлагаю своим студентам сравнить четыре самых известных романа Жюля Верна, которые написаны в 1870-е годы, но отражают настроения «эпохи оптимизма» (а это 1840–1860-е годы), и четыре самых известных романа Герберта Уэллса, написанных в середине 1890-х годов. Напомню, что кроме «Машины времени» это «Война миров», «Человек-невидимка» и «Остров доктора Моро». Дело в том, что 1870–1890 годы в Англии оказались годами экономического спада и рецессии (1873–1896), которые в значительной степени ослабили поздневикторианскую Англию и поколебали фундамент ее гегемонии. Это стало серьезным потрясением, но затем ситуация отчасти стабилизировалась. Если посмотреть на фантастику первой половины ХХ века — американскую, европейскую, то она окажется вполне оптимистичной.

Показательно, что в нынешнем мире единственной страной, где бурно развивается своя фантастика и одновременно активно переводится советская, является Китайская Народная Республика. Хотя в последние 5–6 лет даже в китайской научной фантастике возникли тревожные ноты (например, роман Хао Цзинфана «Складной Пекин», получивший престижную международную премию «Хуго»). Таким образом, китайские фантасты тоже начинают улавливать вектор развития общества в направлении, которое продемонстрировала нам «Игра престолов».

— Получается, что упомянутого мною Уэллса не сильно вдохновил проект будущего, предложенный СССР? Ведь известно, что писатель трижды был в Советской России, беседовал с Лениным и Сталиным.

— Герберт Уэллс был тесно связан с обществом Милнера — одной из серьезнейших закулисных структур, где писатель очень активно работал. И нужно помнить, что именно Уэллс в 1920–1930-е годы написал две примечательные работы: «Открытый заговор» (The open conspiracy) и «Новый мировой порядок». Описанные им схемы будущего превосходят по своим мрачным краскам даже сценарии, которые рисовала себе нацистская Германия (Адольф Гитлер здесь просто отдыхает). Однако победа СССР над Третьим рейхом, над этим мрачным немецким проектом задала человечеству оптимистический потенциал лет на 40 вперед. Это была именно победа советской системы и вообще победа левых сил над фашизмом. Вот этот триумф позитивной, устремленной «в будущее со знаком плюс» фантастики 1950–1960-х годов стал прямым следствием победы Советского Союза и левых движений над темными силами фашизма, а вот «Игра престолов» демонстрирует нам возвращение темных сил на историческую арену.

«Наибольшие шансы имеет не тот, у кого есть альтернативный проект, а тот кто упадёт последним»
— Так вот почему эстетически города Вестероса очень напоминают мне гитлеровскую Германию.

— Я бы не судил так категорично — это вольная аналогия. Вестерос и Эссос все-таки больше напоминают Европу Темных веков. Это еще не Средневековье, но уже не Античность. С другой стороны, вы уловили сходство, поскольку идеалом Третьего рейха было именно Темновековье и раннее Средневековье, дохристианский мир, язычество. Дух здесь абсолютно соответствует тому представлению о воинственной и безжалостной воле к власти, которая господствовала в среде нацистской верхушки. Однако в «Игре престолов» ничего не говорится о некоей высшей расе, которая должна править миром.

— Но есть Иные — они живут за Стеной…

— Конечно, но Иные скорее напоминают периферию капиталистического мира, которую не пускают в ядро. Это те самые мигранты, которые хотят прорваться через стену — иногда через буквальную стену, которую Дональд Трамп строит на границе с Мексикой.

— На карте Эссоса есть и Mossovy, которую иногда отождествляют с Московией.

— Я не думаю, что это сознательное созвучие, точно так же, как орки у Толкина (хотя они и приходят с Востока) вовсе не обязательно ассоциируются с Россией. Кстати, сам Толкин подобную аналогию отвергал.

— Получается, что в вымышленном мире «Игры престолов» России нет в принципе.

— Её там нет совершенно, Мартин нарисовал абсолютно другой мир. Кстати, там нет ни США, ни Китая. Впрочем, если говорить в целом, то для части западной культуры, западного кинематографа России как бы и нет. РФ вообще неприятный субъект для значительной части западных политиков и интеллектуалов. Скажем, Латинская Америка приемлема, поскольку это слабая и зависимая версия Запада. В отношении России, даже нынешней, то же самое сказать трудно. Наша страна для западной цивилизации является проблемой по очень простой причине: ее тоже населяют белые люди и тоже христиане (правда, православные), но они абсолютно другие. Кроме того, Россия — это единственная европейская, но при этом не западная цивилизация, которая не позволила Западу установить над нею полный контроль. Это верно даже в отношении последних 30 лет, когда (особенно в правление Ельцина) страной правила полуколониальная администрация, о чём ярко свидетельствуют рассекреченные американцами телефонные разговоры первого президента РФ с Биллом Клинтоном (Борис Николаевич в этих «беседах» ни дать ни взять, просто местный туземный царёк, который отчитывается перед метрополией — вот что нужно выставлять в плодящихся, словно поганки, «ельцин-центрах»). Тем не менее даже в эти 30 лет никакой победы нокаутом не было, хотя в перспективе при сохранении нынешних тенденций ситуация безрадостная. А если мы посмотрим на последние 400 лет, то окажется, что российский северо-восточный вариант европейской цивилизации — единственный, который так и не лег под Запад — ни технологически, ни научно, ни культурно. Россия в XVIII–XIX веках создала свою культуру модерна и свою науку. Про советское время я вообще не говорю. Только один пример: в 1960-е годы в такой сфере, как компьютерная техника, СССР довольно долго опережал США, только волевым решением Политбюро в 1968 и 1973 годах работы были остановлены. Формальное объяснение было типа: денег не хватает, а всё, что нам надо, мы и без того добудем. Трудно сказать, сработала ли здесь агентура влияния или это решение объяснялось простой глупостью сытой тупеющей верхушки, однако в дальнейшем в развитии компьютерной техники мы оказались зависимы от Запада, хотя первоначально обгоняли его в том числе и по этой линии.

Вообще нужно заметить, что именно 1970-е годы стали тем временем, когда были «брошены кости», определившие судьбы мира аж на полстолетия, а может, и больше. Чтобы понять мир последних 50 лет, нужно углубиться в то время. При всей внешней благостности, впечатление которой производит брежневский «застой», в стране подспудно зрела катастрофа. Уже к середине 1980-х годов теневики как орган определенной части номенклатуры (аналогия времен НЭПа: комначальник — руководитель треста — нэпман в функции барыги), пользуясь «застоем», этим крестным отцом (во всех смыслах) перестройки, накопили средства, сопоставимые с бюджетом страны. Логично, что эти группы поставили задачу легализации данных средств, превращения их в собственность и интеграции в капсистему.

В 1970-е годы мы проедали свое будущее. Мы предали забвению колоссальный рывок человечества. Какие прогнозы делались писателем Артуром Кларком и крупнейшими американскими корпорациями! Наступающий век виделся миром техноутопий. Но вышло все совершенно по-другому, а дирижировали этим определенные группы, которые и верховодят теперь в мире, пытаясь превратить его в совокупность мегакорпораций. Они лепят мир в своих интересах. Однако еще Гегель любил говорить о коварстве истории. Тот мир, который создали «хозяева истории» (Дизраэли), подходит к концу — вместе с их историей. Подорвав научно-технический прогресс, данные группы подарили себе 50–60 лет жизни, не больше. Так же, как российское самодержавие, проведя в 1861 году реформу по отмене крепостного права, ударившую и по крестьянству, и по помещикам, выкроило для себя еще полвека жизни. Оно предотвратило революцию по западноевропейскому образцу, но само заложило социальный динамит для революции по русскому образцу. Сдается мне, что то же самое случится с нынешними хозяевами мировой игры. Полвека они наслаждались своим триумфом, даже подарили себе полтора десятка «тучных лет», когда грабили территорию бывшего соцлагеря, а теперь пришла пора расплачиваться, все проедено. И сегодняшние хозяева на грани жуткого кризиса, который может обернуться миром футуроархаики в стиле «Игры престолов» или даже чего-то похожего: зима близко, а Иные уже пришли.

— Если нас, России, нет в данной футуристической модели, которую предлагает «Игра престолов», означает ли это, что мы способны предложить свою модель?

— Нет, не означает. Что мы можем предложить на данный момент? Олигархический строй, но только более бедный, чем западный; тот же капитализм, только менее развитый, демонстрирующий запредельное социальное неравенство? Что мы предложим миру? Снизьте число больниц с 11 тыс. до 5,4 тыс., как мы это сделали за последние 15 лет, то есть закрывая 350 больниц в год — по одной каждый день. СССР предлагал альтернативную капитализму социальную систему, построенную на основе социальной справедливости. РФ может предложить капиталистическому миру тот же капитализм, только, повторю, менее развитый, с сырьевой внешней ориентацией и низкотехнологичными отраслями внутри страны. Не думаю, что на сегодняшний день мы способны предложить что-то внятное. Другое дело, что может реализоваться иной вариант: когда рушится система в целом и вокруг летят обломки, наибольшие шансы имеет не тот, у кого есть альтернативный проект, а тот, кто упадет последним. Как говорил Конфуций, тот, кто отпрыгнул дальше всех, может прыгать ещё раз.

Ведь что такое Советский Союз? Это был антикапитализм, которому советская номенклатура не позволила превратиться в посткапитализм. Таким образом, этот вариант уже отработан. Судя по всему, ни христианство, ни другие авраамические религии тоже не могут предложить своего проекта. Да и вообще, новые успешные идеологические проекты рождаются не в кабинетах, а в острейших кризисах вместе с кровью. И скорее всего, что-то кардинально новое появится, когда кризис шарахнет очень серьезно. Но, чтобы это новое реализовалось, нужен субъект, который упал последним, но затем отжался и встал. Думаю, что сейчас главная задача обществ, особенно бедных, — не упасть первыми, а пропустить мимо себя тех, кто почище-с (как говорил Гоголь).

«Русский человек чёрное, абсолютное зло воспринимает как нечто смешное»
— Если мы вспомним модели будущего, которые господствовали, начиная с античности, то найдем там очень мало оптимистичных сценариев. Сам античный мир представлял историю в качестве регресса — от золотого века к глиняному. Это заметил еще Гесиод, а затем повторил Платон.

— Более того, историческая схема Платона являлась консервативной. Это была попытка законсервировать развитие общества посредством его кастеизации. Собственно говоря, Римская империя после кризиса III века — это квазикастовое общество, а никакое не раннефеодальное. Да, у Античности не было своего позитивного проекта — таковой появился только с христианством, а реализовался после того, как схлынула кровь Темновековья. Христианский проект был негативным слепком с Античности и её же отрицанием. Отсюда, кстати, вырастают еретические движения Средневековья и в конечном счете социализм.

— Однако позитивный проект христианства заканчивался апокалипсисом, а потом уже новой землей и новым небом.

— Бердяев как-то сказал, что католицизм чреват протестантизмом, а протестантизм чреват атеизмом и социализмом. Я думаю, что социализм, безусловно, находится в христианском ареале, но это максимально очищенная от всех религиозных элементов версия. Никакого апокалипсиса она не предполагала.

— Разве что для капитализма.

— Капитализм должен был отмереть, а пролетариат — выступить его могильщиком. Но если уж мы заговорили о христианстве, то не могу не отметить, что в нем, точнее, в католицизме сейчас происходят очень интересные вещи. Год назад, в марте, Папа Римский Франциск в одном из интервью заявил, что на самом деле никакого ада нет и что души грешников просто распадаются и рассыпаются, «ничтоизируются». Вот рай есть, а ада нет. Но это совершенно меняет всю доктрину. А как же проблема дьявола? А чем вообще церковь тогда занимается? Мне трудно судить изнутри, я атеист, но, на мой взгляд учёного, сейчас с католицизмом происходит нечто, что удаляет из него очень многие христианские элементы. Он находится внутри нехристианской Европы — и это сказывается.

Между прочим, прошло незамеченным, что папа Иоанн-Павел II признал в качестве христианской конфессии африканский культ Ифа (в упрощённой, гаитянской, версии — вуду). У нигерийского культа Ифа довольно сложная космогония, которую при желании можно пристегнуть к христианству, что и сработал Иоанн-Павел II. Понятно: это делается для того, чтобы каким-то образом повернуться лицом к мигрантам. Проблема лишь в том, что в Европе мигранты — преимущественно мусульмане, а не вудуисты.

Мигранты для Европы — это, как я уже сказал, нашествие Иных, подобное создает очень «интересную» в кавычках ситуацию. С одной стороны, сытые пожилые не способные сопротивляться, как показали, к примеру, события в Кельне на Рождество несколько лет назад, европейцы. А с другой — молодые, агрессивные мужчины, иные в этническом и расовом отношении, в религиозном плане, и их там становится все больше. Для примера: в шведском городе Сёдертелье проживают наибольшее количество иракцев за пределами самого Ирака. Уже сам факт наличия такой массы ментально чуждых местному населению людей меняет социальный код поведения всех остальных, даже если язык страны продолжает оставаться прежним. Иные уже пришли в Европу, а стены нет и быть не может, как нет и рыцарей Вестероса, способных её защитить.

— Между прочим, Вестеросом называют один из городов Швеции.

— Да, жизнь периодически подкидывает очень интересные совпадения, своеобразные метки.

— Сознание российского зрителя может быть отформатировано сериалом «Игра престолов»? Известно, что на Западе эта киноэпопея завладела умами.

— Думаю, в РФ ничего подобного не произойдет. Лет 10 назад в США у меня случился разговор с одним непростым человеком, который рассуждал о том, что американские «стрелялки» действуют на американцев, западноевропейцев успешно в плане переформатирования сознания, а вот на славянских и особенно на русских детей — совсем не так, как им бы хотелось. Он спросил: «Как вы думаете, почему так?» И я ответил на этот вопрос.

— И почему же?

— Я сказал ему, что в России принципиально иная смеховая культура, чем на Западе. У нас может быть и очень смешно, и очень страшно одновременно. Кроме того, природа зла в русской культуре не носит абсолютного характера. Зло абсолютно лишь в западной культуре: это может быть Саурон, это может быть Люцифер, это может быть кашалот в «Моби Дике». Это такое черное, беспримесное зло. А в русской традиции даже Баба-яга — отчасти комический (смеховая культура!) персонаж, она не абсолютное зло. Когда Иван попадает к ней и она обещает его зажарить и съесть, он отвечает: «Нет, ты меня сначала в баньке попарь, накорми и напои». Где ж это видано на Западе, чтобы абсолютное зло тебя кормило и поило? Даже с Кощеем Бессмертным в русских сказках можно договариваться. Русский человек самое чёрное зло не воспринимает как абсолютное, и этот зазор нередко заполняется комичным. Отсюда и реакции.

Я убежден, что даже на нынешнего очень сильно видоизмененного русского, российского человека чернуха не подействует так, как на западных людей, потому что попытки запугать предпринимаются, а нам не страшно. У нас порой реальная жизнь страшнее «стрелялок» и киношек с абсолютным злом. Уверен, американское общество едва ли пережило бы то, через что мы прошли в 1990-е годы. Это не лучший повод для сдержанного оптимизма, но тем не менее. Как говорилось в фильме «Чапаев»: «Психическая? Ну хрен с ней, давай психическую». Ключевое слово здесь — «хрен».

+2

939

Strannik написал(а):

это может быть кашалот в «Моби Дике».

Белый кит тоже на абсолютное зло не тянет. Тем более что он мстил этим людишкам за поруганное здоровьюшко своё. В конце-то он Ишмаэля пощадил - проплыл мимо него и глазом только своим на него зыркнул. А мог бы и добить, одно движение плавника!

Мне нравится концепция планеты-тюрьмы. Ну как нравится, я её отчасти принимаю или скорее понимаю в чём-то логичность концепции и поэтому принимаю. Знание вливавшееся на протяжении нескольких суток в Олега Дегтярёва - он в своих духовных практиках вышел на определенный уровень.

В концепции планеты-тюрьмы Рай на Земле принципиально недостижим по причине того, что в тюрьме, где мы на исправлении, он смотрится нонсенсом. Здесь возможны только более-менее комфортабельные страны-камеры в зависимости от режимов (общий, строгий, крытка).

Если глянуть вглубь человеческой истории или взять наше совсем недавнее прошлое, эту попытку построить справедливое общество, то можно увидеть, что Система рано или поздно приходит к равновесию, похерив все эти устремления зеков-землян соорудить на планете Город Солнца по Кампанелле.

Мы здесь для исправления, а не для чего-либо другого и не будет здесь никогда ни коммунизма, ни Рая!

А корреспондируя с Фурсовым, можно сказать, что Система как бы говорит, что хватит, побаловались со своим научно-техническим прогрессом и маятник качнулся обратно, в новое Средневековье.

0

940

За всеми мировыми религиями стоит опыт их подвижников которые достигли высокого уровня развития. За Христианством стоят святые, многие из которых могли видеть варианты будущего, чудесным образом исцелять и многое др. Все это зафиксировано.
Я думаю, что основополагающей концепцией нашей вселенной является свобода воли, выбора. И человек еще до рождения просматривая вариативности своей судьбы соглашается или не соглашается с этим исходя из целей инкарнации. У каждого человека свои цели перед рождением и этим определяется вариативность его возможностей после рождения. Т.е. эта свобода выбора в заданных вариативностях действует и после рождения. Для кого-то жизнь становится развлечением. Для кого-то испытанием. Для кого-то еще чем-то, в зависимости от того, что человек выбрал. Я уже выкладывал подтверждение такого подхода в самом Христианстве, т.е. предсуществования душ, до рождения. Я понимаю, что такой подход отличается от ортодоксального Православия, но он многое объясняет.

0


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Всякое - 3