Беседка ver. 2.0 (18+)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Психология.


Психология.

Сообщений 61 страница 80 из 440

61

Vamesh написал(а):

А когда человек выговорится, он и сам приходит к внутренней гармонии

ничего подобного
полно людей, которые хотят говорить о себе и своих проблемах бесконечно, а не решать их)

Strannik написал(а):

Водолазика бы еще на форум заманить!

да уж)) скучаю по Воде))

Абгемахт написал(а):

Они, по-моему, все в одно время ушли: Чайник, Ивета, Иринас, Водолазег..!

не, Водя позже исчезла
с Максом где то в одно время

0

62

Покопался в архиве, нашел ряд интересных, в чем то полезных статей.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

Эмоция ("собственно эмоция" в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Изард выделил 10 качественно различных "фундаментальных" эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Итак, фундаментальные эмоции по К. Изарду :

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. "Введение в клиническую психологию"

Подробная схема релаксации
- расслабление по Х.-К. Лёйнеру (символдрама)

▫Сядьте, пожалуйста, поудобнее.
▫ Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.
▫ Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.
▫ Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол
▫ Руки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).
▫ Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.
▫ Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.
▫ Расслабиться, снять накопившееся напряжение,
▫ Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.
▫ Начните расслабляться с мышц плеч
▫ Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.
▫ Представьте, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.
▫ Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки
▫ Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти
▫ Ваши запястья расслабляются
▫ Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.
▫ Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.
▫ Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.
▫ А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.
▫ Вам хорошо и приятно дышится.
▫ Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.
▫ Представьте, как тепло из живота опускается в ноги
▫ Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени
▫ Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.
▫ Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.
▫ Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.
▫ Почувствуйте, как расслабляется середина спины между лопатками.
▫ Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.
▫ Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.
▫ Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.
▫ Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

▫Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок (луг, ручей, дом ) Примечание: это мотивы основной ступени Символдрамы.

▫ Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует вам ваше воображение.
▫ Или любой другой образ. Все, что вы представите - это хорошо. Мы можем работать с любым образом.

▫ Если вы что-нибудь представите, то расскажите, что вам представляется.
▫ Что сейчас?

После того, как поработали с образом, полезно проговорить клиенту:
▫ "Запомните все ваши чувства, опыт, переживания. Вы всегда сможете вернуться к этому образу, когда будет нужно, а чтобы вернуться в этот кабинет, сожмите руки в кулаки: раз, два, три, потянитесь, почувствуйте своё тело как ото сна и медленно открывайте глаза"

Способы работы с теневыми аспектами личности: практикум.
Автор: Уласевич Тина

Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).

В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)…

"Тень - это то, чем человек не хотел бы быть"...(Юнг)

Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом...

Начнем?

Работа с теневыми аспектами личности. Поэтапный практикум

☑ 1 этап работы - «Выследить Тень»
Цель – идентифицировать Тень.

▪1 вариант работы - Анализ наших противоположностей (сознательный компонент).

Инструкция:

Составьте список черт, свойств, качеств вашей личности. Чем больше в нем пунктов - тем более точным и интересным получится результат. Затем, напротив каждой вашей характеристики напишите противоположную черту, качество или свойство (антоним).

Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.

▪2 вариант работы - Работа с проекциями (бессознательный компонент)

Рассмотрим один из возможных вариантов групповой работы с Тенью (метод «3-2-1» + работа с масками).

Инструкция:

Вспомните 3з человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции.

Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит».

Перечислите те черты или качества, которые вызывают у вас гнев, ярость, обиду или сильное раздражение. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову— конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге список должен превратиться в концентрат из четких формулировок - перечень «негативных» качеств «ужасного» человека. Многие из них, наверняка, подумав, можно сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это. Чем проще и короче определения, тем лучше.

Само по себе составление списков вам, конечно, ничего не даст, ведь это только начало работы, которую лучше выполнять в присутствии и при участии специалиста.

☑ 2 этап работы - Визуализация Тени.
Цель - отделить Тень от личности, дистанцироваться от Тени.

Исследовать Тень - обратную сторону личности принято проективными методами, осторожно и издалека

Поэтому, прочтите внимательно итоговый список качеств.
- Что за личность перед вами?
- Подумайте, что это за образ?
- Что это мог бы быть за человек?
- Каковы его сильные черты и слабости?
- Можно придумать про него рассказ, пофантазировать о том, как он живет, чем интересуется, чего хочет.
- Дайте ему имя, максимально отражающее его характер.

А теперь, создайте маску этого человека.
Маска изготавливается из картонного шаблона, который разукрашивается: дорисовывается мимика, дополняется деталями – головной убор, волосы, определенные атрибуты, детали одежды и т. д.

Вопросы для обсуждения:

- Какие эмоции, мысли появлялись в работе над маской?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на итог своей работы?

☑ 3 этап. Знакомство с тенью

▪3.1. - Разговор с Тенью
Цель – «отреагирование» чувств

На данном этапе необходимо вступить в диалог с Тенью (от второго лица («ты и я»).

Обсудите в парах или письменно особенности контакта с «ужасным» человеком, выскажите ему всё, что вы чувствуете (страх, агрессию, презрение…) и то, что вы думаете о нём (например, «умри, грязная скотина!», «я тебя ненавижу, чертов ублюдок!» и т. п.).

...
В гештальт-терапии вы можете «поговорить» с «ним», «задавая» ему вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил бы он (используя технику «пустого стула»).

▪3.2. - Стать Тенью («Я – Тень»)
Цель – идентифицироваться с Тенью и исследовать (найти, как Тень проявляется).

1. Участники идентифицируются с "ужасным" человеком: надевают свои маски "Тени" и несколько минут взаимодействуют от его лица - двигаются, общаются или просто молча ходят по комнате, отслеживая свои ощущения.
Если есть зеркало, внимательно смотрят на себя в маске.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытали, надев маску и глядя на себя в зеркало?
- На кого вы в маске похожи (отец, мать и т.д.)?

2. Участники возвращаются на свои места. В центр круга ставится стул и каждая «Тень» по очереди садится на него. При этом ей необходимо рассказать о себе от первого лица.
Остальные участники в свободном режиме задают по 4-5 вопросов каждой «Тени»:

Например:
- Какой ты?
- Что ты думаешь об окружающих людях? О себе?
- Чего ты хочешь?
- Что в тебе хорошего?
- Чего ты добиваешься?
- Что ты получаешь и что теряешь в жизни?
И т.д.

После того, как вы «допросили» каждую «Тень», подумайте:
- Бываете ли вы такими, как вы описали…
- Говорили ли вам когда‑нибудь, что перечисленные «негативные» качества есть у вас? Как вы ­реагировали?
- Вспомните ситуации, где вы проявляли эти качества со всей отчетливостью….

- Где и как ваша «Тень» проявляется? Что ее «запускает»? (например, фраза «Ты должна» или «Ты же мужчина»…)

- Чему она вас учит (в чем состоит «вторичная выгода» от ее существования)?

Если вы боитесь отвержения, то, спросите группу, что участники чувствуют и думают, когда смотрят на вас в Маске Тени. Могут ли они принять вас такого? Как правило, ответ – «Да»…

А теперь возвращаемся в сегодняшний день и думаем, какие наши потребности в жизни не удовлетворены?..

☑ 4 этап. Трансформация тени.
Цель - договориться (подружиться) с Тенью.

После того, как вы «заглянули в глаза» своей Тени, осознали свои подавленные потребности и желания, важно понять, что никто из нас не идеален. Нужно научиться дружить со своей Тенью. Заключить с ней договор. Пригласить ее быть частью нашей индивидуальности...

Для начала попробуйте найти для своей Тени место, социально приемлемую форму и время, когда она может приходить (найдите возможность удовлетворять свои потребности без экстрима).

Например, определите по каждому пункту из списка «негативных» качеств те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться… и начните сознательно учиться (как в детстве мы учились читать и писать) отказывать без объяснений, ставить свои интересы на первое место, требовать, проявлять агрессию и т.д.

Работа с теневыми аспектами личности – это всегда удивление. Тень, как правило, не такая, какой она кажется. Под внешней агрессией «прячется» тоска, вина, страх, одиночество и желание удовлетворить свои нормальные человеческие потребности, которые много лет подавлялись в угоду другим…

Отрывок из цикла статей Уласевич Тины "Работа с Теневыми аспектами личности"

Отредактировано Strannik (2017-03-08 14:09:23)

0

63

Strannik написал(а):

Подробная схема релаксации

Эта схема в вариациях везде используется для расслабления. Однако лучше, когда ее негромким монотонным голосом читают. Когда-то пробовал. Получилось только хорошо расслабиться. Иногда и сейчас использую.
А вот с Тенью... Сразу потянуло психологом. Мне вот лично не понятны условия и что в результате получается.

Strannik написал(а):

Составьте список черт, свойств, качеств вашей личности. Чем больше в нем пунктов - тем более точным и интересным получится результат. Затем, напротив каждой вашей характеристики напишите противоположную черту, качество или свойство (антоним).

Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.

И? Никто, ни сам, ни окружающие, не смогут дать точное определение черт человека. Соответственно вывод ложный. И в чем его суть?

Strannik написал(а):

Вспомните 3з человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции.

Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит».

Перечислите те черты или качества, которые вызывают у вас гнев, ярость, обиду или сильное раздражение. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову— конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге список должен превратиться в концентрат из четких формулировок - перечень «негативных» качеств «ужасного» человека. Многие из них, наверняка, подумав, можно сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это. Чем проще и короче определения, тем лучше.

Негатив вызывают не люди, а их поступки, причем по отношению к определенной части, причем в определенных обстоятельствах. Если кто-то у вас вызывает негативное отношение априори, то у вас явно не все в порядке.

И т.д. Ну вот не понимаю я этих психологических тестов пытающихся утянуть все многообразие личностей и человечества в узкие рамки.

P.S. Странник, если сбиваю настрой, то писать не буду. Только читать. Просто было бы интересно услышать твое мнение. Я верю, что есть толковые практикующие психологи, только они ерундой не занимаются. Как и есть целители. Но, что первых, что вторых, очень мало.

0

64

rabel написал(а):

Эта схема в вариациях везде используется для расслабления.

Не ново но систематизировано достаточно.

rabel написал(а):

Негатив вызывают не люди, а их поступки, причем по отношению к определенной части, причем в определенных обстоятельствах. Если кто-то у вас вызывает негативное отношение априори, то у вас явно не все в порядке.

Да это так.

rabel написал(а):

Странник, если сбиваю настрой, то писать не буду. Только читать. Просто было бы интересно услышать твое мнение. Я верю, что есть толковые практикующие психологи, только они ерундой не занимаются. Как и есть целители. Но, что первых, что вторых, очень мало.

Рэбел пиши конечно. Если точки зрения будут не совпадать - подискутируем. Единственное я за конструктивную критику. Деструктивные споры меня уже лет 5 как не привлекают.

0

65

Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно?

В последнее время на консультациях все чаще и чаще при работе всплывает тема чувства вины и стыда.
И я, наконец, решила оформить в виде статьи то, что часто говорю на своих семинарах и консультациях.
Вы встречали когда-нибудь в живой природе какое-нибудь животное, испытывающее стыд или вину? Например, кота, который извиняется перед Вами за свой окрас? Или, скажем, лошадь с комплексом неполноценности? Вот мне не доводилось. А человек как-то умудрился обзавестись этими "замечательными" чувствами.
.Впрочем, при длительном контакте с человеком, не исключаю, что закомплексуют и животные.
Как зарождается чувство вины и стыда? Дело в том, что в естественном состоянии все мы имеем безусловную ценность. То есть мы ценны просто потому, что существуем. Просто так. Без всяких уловий. Мы все необходимы для жизни целого: природы, Вселенной, космоса (назовите так, как хотите). Не бывает в природе бессмысленных и бесполезных созданий. Если мы родились - значит нужны целому. Это системный закон существования. Мы можем не понимать своего предназначения, своей роли, но это не делает нас бессмысленными. Не понимать чего-то, не означает, что это что-то не имеет смысла.
Именно поэтому мы так болезненно реагируем, когда нас пытаются подавлять и обесценивать. Внушают нам, что мы не ОК. Что с нами что-то не в порядке, что нас надо переделать (а не раскрыть), изменить (а не дать возможность реализоваться), перестроить под чужие рамки (а не помочь нам научиться взаимодействию), доказать нам, что мы не правы (а не постараться нас понять)
Что происходит на самом деле в такие моменты: Давайте назовем вещи своими именами: Нас как Нас - УБИВАЮТ. Отрицают значимость и ценность нашего существования. К нам проявляют агрессию (она может быть замаскирована под любовь, заботу, наилучшие пожелания и благие намерения, но суть от этого не меняется). Замаскированная агрессия вводит в заблуждение наше сознание и мы пропускаем в бессознательное эти атаки. И совершенно естественная реакция на эту агрессию совсем не вина или стыд.
Естественная реакция - страх и гнев. Проявляется естественная реакция как: БЕЙ (нанеси удар первым, убей первым, ударь первым), БЕГИ (прячься, укрывайся, спасайся), ЗАМРИ (притворись мертвым, чтобы не чувствовать боль). Но - мы же люди. Социализированные по самое неприличное место нашего организма. А потому: агрессировать (гневаться) нельзя, испытывать страх (убегать) нельзя.
Вот только реакция ЗАМРИ (еще одна реакция тела на страх) - вроде как социально одобряется. Кстати, замирательная реакция опасна своими последствиями (во время нее энергия для БЕГСТВА или УДАРА как-бы консервируется в теле, чтобы в удобный момент можно было либо смыться, либо атаковать). Так при выходе из нее мы все равно столкнемся с энергией для атаки или убегания. А ее применять - социальное табу!!! Ай-яй-яй. Нельзя! Женщин при выходе из реакции замирания пробивает на истерику (телу надо сбросить избыток энергии). Мужчин может начать потряхивать. А это уже нельзя. Это неприлично говорит нам социум. Табу!!! И вот тут наш разум услужливо предлагает нам сублимацию. Этакий бесенок, который с лакейской услужливостью говорит нам: "А не изволите ли заменить социально неприличные реакции на вполне так себе тихие и мирные?"
И мы говорим: "Да-да, конечно же. Мы же воспитанные люди. Люди - с большой буквы Лю" Ну тогда давайте переоденем Ваш гнев (агрессия, желание атаковать) и страх (желание убежать) в соответственно: ЧУВСТВО СТЫДА (ведь гневаться и атаковать - это нарушение чужих границ, это неприлично) и ЧУВСТВО ВИНЫ (ведь испытывать страх - это признавать, что противник сильнее тебя оказался, признавать, что ты слабее, что ты не смог отстоять свои границы. Значит виноват именно ты). И мы соглашаемся. Ловушка захлопнулась. Энергия, выработанная на отстаивание своих границ (на атаку) или на выживание (бегство) - консервируется в теле. А интроект этот зовется - чувство вины или чувство стыда. Часто и то, и другое. Оптом, так сказать. Продают нам эти чувства за недорого в кредит на долгие годы и под высокие проценты. Что же делать? Пока мы работаем с чувстовом вины или стыда - мы практически обречены на поражение. Они - маски. Маски, прячущие страх и агрессию. Самое трудное - это взглянуть в глаза своему страху и принять свою агрессию. Страх многолик. Он физический. Он связан с реальной опасностью, которую пережило когда-то в прошлом наше бессознательное (может в детстве, может в родовом прошлом). Страх боится самого себя - он блокирует нашу память, чтобы не всплывали образы, способные напомнить нам о событии. Агрессия - это сила, направленная туда, в прошлое. Где была реальная опасность. Поэтому, пока мы не осознаем истоки нашего страха (импринт), который положил начало нашему страху и агрессии - мы уязвимы для чувства вины и стыда. Осознав же это, можно в психологической работе заново и с ресурсами перепрожить тот самый первый импринт, положивший начало травме. Осознание происходит чаще всего в виде работы с метафорическими образами - здесь неважно, насколько они имеют отношение к реальности.
Важно, что тело откликается на эти образы узнаванием своего страха. И тогда можно будет заново пойти туда, но уже вооружившись поддержкой и ресурсами. Таким образом - мы даем себе шанс посмотреть в глаза своим самым глубоким страхам (эзотерики бы назвали это словами: порча, родовое проклятье). Кстати, страх вполне может быть родовым. Наше прошлое таково, что у каждого второго за плечами бабушки-дедушки, пережившие войны, голод, концентрационные лагеря, убийства на почве предательств, зависти, мести. Наши предки выступали в разных ролях: и жертв, и агрессоров. И это все несет отпечаток в нашей ДНК, актуализируясь при первом же удобном случае. Первым удобным случаем, как правило, оказывается агрессия в отношении нас. Даже если она замаскирована под любовь и заботу о нашем благе и проявляется нашими родителями, мужьями-женами, друзьями и коллегами.
Тело мгновенно вспоминает страх и гнев (БЕЙ, БЕГИ и ЗАМРИ часто актуализируются одновременно и мгновенно, создавая замешательство для сознания. Оно не понимает, что происходит и откуда это взялось). Добровольно сознание не пойдет в те импринты, которые хочет забыть, замять, игнорировать. А в ситуации агрессии - не отвертеться от сигналов тела. Но и тут сознание выкручивается: предлагает переназвать страх и гнев - виной и стыдом. И вроде как не надо вспоминать те первые импринты, ситуации испуга, гнева и недоумения. Ведь сейчас-то ничего страшного не происходит. Ты просто не ОК. Тебе надо переделать себя, тогда перестанешь стыдиться. Попросишь прощения и искупишь вину - тебя простят и примут. Докажешь свою окейность - признают. А пока: работай над собой, меняйся, доказывай "что не верблюд", старайся понравиться и угодить - в общем, играй по правилам. Клиент на психотерапии вину и стыд будет "бережно лелеять", так как под ними прячутся "чудища заморские", "звери диковинные", страхи страшные, гнев невиданный, бой идущий не на жизнь, а на смерть.
В этих глубинах живет невиданное одиночество, смерть, предательство, отвержение, беспомощность, отчаяние и безнадежность. В этой темнице томится раненое бессознательное, как правило, в образе маленького и беспомощного ребенка, который столкнулся с ситуацией, оказавшейся для него пугающей и страшной. Когда все защиты отказали. Когда случилось что-то непоправимое.
Так видит эту ситуацию раненая часть бессознательного. Но еще сильнее это пугает сознательный разум, отягощенный социальными стереотипами. Если в жизни Вы часто испытываете вину или стыд, то спросите себя: "Чего я на самом деле боюсь? Что меня пугает в этих отношениях, чем меня пугает этот человек? Что меня возмущает в этих отношениях, что именно вызывает мой гнев? О чем таком напоминают мне эти отношения, чего я не хотел бы допускать в свое сознание? Эти отношения напоминают мне о моей собственной агрессии по отношению к кому-то? Или о моей слабости, уязвимости и беспомощности в чем-то, страхе перед чем-то?"
Вы можете заметить, что отношения, в которых вы испытываете вину или стыд - указывают Вам на какой-то глубокий Ваш страх. Или же на какой-то опыт в прошлом, когда Вы сами вели себя как агрессор, нарушая чужие границы. Закрывая импринт, закрывая травму - мы освобождаемся от избегания страха и агрессии. Нам больше не нужно прятаться за маски чувства вины и стыда. Мы высвобождаем свою энергию, законсервированную когда-то давно в нашем теле.
Мы получаем доступ к управлению своим гневом и страхом. По-сути, мы получаем доступ к внутренней свободе и гибкости. Мы становимся мудрее. Мы принимаем и свою силу, и свою слабость. Мы принимаем свою природу и свой собственный уровень развития.
Да, где-то мы сильнее, а где-то мы слабее. Да, где-то мы хищники, а где-то мы жертвы других хищников. Да, жизнь непредсказуема и все мы бегаем по житейской саванне. Но при этом у нас есть контакт и со своей силой, и со своим страхом. Они - два наших ангела-хранителя. Один помогает сражаться там, где нужно сражаться; второй - подсказывает, где надо уклониться от сражения. И одновременно - мы нечто гораздо большее. Мы можем осознавать себя, расти, развиваться, становиться человечнее.

Автор: Ольга Гусева. Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч.

0

66

Strannik написал(а):

Рэбел пиши конечно. Если точки зрения будут не совпадать - подискутируем. Единственное я за конструктивную критику. Деструктивные споры меня уже лет 5 как не привлекают.

Ну я как бы все пытаюсь обосновать, либо пример привести. Тоже не люблю, когда выдают экспертное мнение типа "Г...о!" и все.

0

67

Strannik написал(а):

Внушают нам, что мы не ОК. Что с нами что-то не в порядке, что нас надо переделать (а не раскрыть), изменить (а не дать возможность реализоваться), перестроить под чужие рамки (а не помочь нам научиться взаимодействию), доказать нам, что мы не правы (а не постараться нас понять)

Наслышан - позволить все, потом пожинать, что выросло разбалованное чмо. Хотя эту же петицию можно переслать ГИБДД.

Strannik написал(а):

К нам проявляют агрессию (она может быть замаскирована под любовь, заботу, наилучшие пожелания и благие намерения, но суть от этого не меняется).

Т.е поставить человека в определенные рамки - это проявить агрессию. Нужно посоветовать клиенту дать ей бубуен, и посмотреть, будет ли она доказывать, что не прав или постарается понять.

Но самое интересное, что в книге А.В. Курпатова описано практически слово в слово про хищников, жертв, замирание и пр. Только по отношении СОВСЕМ к другой проблеме. Кто у кого стырил, и получается, что можно любую психологическую хрень под любую проблему применить. Меняй только названия.

Природа все предусмотрела и все, кажется, устроила замечательно. Однако она созда-вала всю эту сложную систему реакций организма для целей биологического выживания, но не для социальной жизни с ее порядками и регламентацией. Кроме того, природа, видимо, никак не рассчитывала на возникшую у человека способность к абстракции и обобщению, накоплению и передачи информации. Не знала она и о том, что опасность может быть не только во внешней среде (как это происходит в случае любого другого животного), но и «внутри головы», где именно у человека и помещается львиная доля его подлинных стрессоров. Таким образом, весь этот блистательный, столь любовно изготовленный природой механизм «защиты» животного превратился в настоящую «ахиллесову пяту» человека.
   Да, условия «социального общежития» человека внесли существенную путаницу в отлаженную природой схему реагирования на стрессовый фактор. Появление всех вышепе-речисленных симптомов в случае, когда, например, нас ожидает трудный экзамен или вы-ступление перед большой аудиторией, когда мы узнаем о своей болезни или об измене су-пруга, как правило, нельзя считать уместным. В таких ситуациях мы не нуждаемся в вегета-тивных реакциях, обеспечивающих наши потуги к «борьбе» или «бегству». Мы ведь скорее всего просто не воспользуемся этими вариантами поведения в условиях подобных стрессов.
   Да и, согласитесь, глупо было бы драться с экзаменатором, даже если ты его ненави-дишь, стремглав убегать от врача, узнав о своей болезни. Странно бы выглядел, наконец, артист, собравший полный зал поклонников своего таланта и не явившийся на выступление. Можно, конечно, напасть на изменившего тебе супруга, однако же довести в данном случае желаемое до логического конца — тоже не представляется возможным. Но наш организм, к сожалению, реагирует исправно: сердце колотится, руки дрожат и потеют, аппетит никуда не годится, во рту сухость, зато мочеиспускание работает (так некстати) исправно.
   Будучи «людьми приличными», мы не считаем нужным (или возможным) проявлять свои негативные эмоции и вынуждены сдерживать их насильственным образом. Однако телесная реакция в этом случае не только не уменьшается, но напротив, только усиливается! Наше сердце, например, в таких ситуациях будет биться не меньше, а больше, нежели у жи-вотного, если бы оно оказалось (допустим такую немыслимую возможность) на нашем ме-сте.
   Мы же не бросимся в «позорное бегство», не «опустимся на тот уровень, чтобы выяс-нять отношения кулаками», мы сдержимся. А если испытываем эти чувства в кабинете начальника или «в сцене примирения» с набившим оскомину супругом (супругой), то сдер-живаемся мы, исключительно подавляя внешние проявления любой негативной эмоцио-нальной реакции! Животное, конечно, резонно бы ретировалось из-под бомбежки столь сильными стрессорами, но мы останемся на месте, попытаемся до последнего «сохранить лицо», испытывая при этом настоящую вегетативную катастрофу.

Там еще многое до этого и после написано. Но суть у двух психологов одна и та же. Кто-то стырил, причем говорят о разных вещах.

0

68

ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВ
Бизнес-тренер, психолог-консультант, автор и ведущий открытых и корпоративных тренингов.

ПОЧЕМУ МУЖЧИНА МОЖЕТ НЕСКОЛЬКО РАЗ ВЛЮБЛЯТЬСЯ В ОДНУ И ТУ ЖЕ ЖЕНЩИНУ ПОСЛЕ РАЗРЫВА ?

Даже жениться несколько раз. Один мой коллега, замечательный семейный психолог, женился на своей жене раза три или четыре; подозреваю, что этот изумительный процесс и привёл его в конце концов к тому, что он стал блестящим семейным психологом.

Ну и мы с женой после пары лет в разводе уже шестнадцатый год снова вместе, и родили ещё троих.

Всё же «влюбляться» — чувство проективное, оно когда человека реального ещё не знаешь, а проецируешь на него все самые лучшие фантазии о замечательной девушке. Влюбленность, хоть мужская, хоть женская, поэтому в общем-то — в образ, в себя, не в настоящего человека рядом.

Любовь — начинается с разочарования. Буквально: она не идеальна, поди ж ты!! И там стока неидеального-то! — Причём это взаимно. Вот тут, с окончанием влюблённости, или расставание, или уже реальные чувства двух совсем неидеальных людей друг к другу.

Поэтому в случае продолжения истории отношений после разрыва я бы говорил уже не о влюблённости. Человека-то — знаешь. Тут, чтобы до сих пор не видеть, не понимать его/её реальную, опять «впасть» в ту же иллюзию, надо быть ну совсем упёртым дитём, тогда это будут только грабли и ничего больше.

Чаще всего это уже — любовь. А у чувства любви есть определённая цикличность. Яркая любовь — тёплое чувство — безразличие (равнодушие) — раздражение (до ненависти). Если люди в этой точке не расстаются… ага: яркая любовь — тёплое чувство — безразличие… и т.д.

Длительность циклов может быть разная, могут быть циклы внутри циклов.

Но это такое совсем базовое знание, которое позволяет не паниковать и не делать резких глупых движений, когда настроение в паре меняется. Всё же любовь — это — если оба так хотят, конечно, — решение о достаточно долгих отношениях, а они если сами беспроблемно и складываются, то такая сама-собой-беспроблемность — недолго. Ну, несколько лет. Раньше или позже любовь — это всё равно совместная работа над отношениями.

Так что возвращение чувства после разрыва может означать:

1) мужчина пока по-прежнему реальной женщины не видит, опять упёрто нарисовал себе тот же умильный образ и занимается самопричинением граблей по лбу.

2) Мужчина видит реальную женщину, со всеми её несовершенствами для себя, любит её, похоже, что не случайно именно её уже один раз выбрал, есть там серьёзная основа, — и его чувство любви пошло на новую стадию своего цикла.

В личном опыте это совершенно, скажу вам, круто. Когда — всё в порядке, ты действительно свободен, нет проблем с выбором девушек для отношений (да и у неё — свобода и нет проблем). А оба снова из всего разнообразия — реального, не теоретического! — людей и отношений — снова друг друга выбираете. Уже совсем всерьёз.

0

69

rabel написал(а):

Наслышан - позволить все, потом пожинать, что выросло разбалованное чмо. Хотя эту же петицию можно переслать ГИБДД.

Это если мне не изменяет память гуманистический подход в психологии. Его смысл в том, чтобы не менять человека а развивать его позитивные качества. Но критики подхода верно замечают, что не менять человека невозможно так как действительно раскрывая свой потенциал человек может раскрыть не только позитивные качества но и негативные. Критиком этого подхода кстати является известный и так нелюбимый многими форумчанами психолог Николай Козлов.

rabel написал(а):

Но самое интересное, что в книге А.В. Курпатова описано практически слово в слово про хищников, жертв, замирание и пр. Только по отношении СОВСЕМ к другой проблеме. Кто у кого стырил, и получается, что можно любую психологическую хрень под любую проблему применить. Меняй только названия.

Это не хрень, - я бы сказал что это подход над которым можно поразмышлять, для чего я собственно статью и выложил) Кстати Кураптова никогда не читал. Уже давно не читаю популярную психологию в книгах, только если в статьях попадается что-то интересное. Когда читал он еще кажется не писал или я о нем просто не слышал.

0

70

Strannik написал(а):

Это не хрень, - я бы сказал что это подход над которым можно поразмышлять, для чего я собственно статью и выложил) Кстати Кураптова никогда не читал. Уже давно не читаю популярную психологию в книгах, только если в статьях попадается что-то интересное. Когда читал он еще кажется не писал или я о нем просто не слышал.

Я к тому, что красивый аллегоричный прием со сравнением с животными, бей-беги, и т.д., выдвинут у двоих психологов, как своя наработка, причем по абсолютно разным вопросам. Как так?
Курпатов издает книги, статьи, есть его клиника, много инфы в инете. Т.ч. звездит. Думаю, что если бы он спер, то, т.к. он это писал в книге, привлекли бы за плагиат.

Strannik написал(а):

Это если мне не изменяет память гуманистический подход в психологии. Его смысл в том, чтобы не менять человека а развивать его позитивные качества. Но критики подхода верно замечают, что не менять человека невозможно так как действительно раскрывая свой потенциал человек может раскрыть не только позитивные качества но и негативные. Критиком этого подхода кстати является известный и так нелюбимый многими форумчанами психолог Николай Козлов.

Есть такое. Как по мне, так это тупиковая и пагубная ветвь. Как видишь избалованного ребенка, а это сейчас бывает не столь редко, так стопудово воспитанный в данном каноне: он личность, наказывать нельзя, принуждать нельзя, это не лень, а незаинтересованность и т.д., и т.п. Жаль детей.

0

71

rabel написал(а):

т.к. он это писал в книге, привлекли бы за плагиат.

Ну это концепция общая. Не Курпатовым изобретена, насколько я понимаю, откуда она пошла честно не знаю. Поэтому тут речи о плагиате все же нет.

0

72

Рэбел, а как ты относишься к дистанции Козлова, если слышал?

0

73

rabel написал(а):

Есть такое. Как по мне, так это тупиковая и пагубная ветвь.

В ней есть здравое зерно в плане открытия и развития позитивных способностей человека.

0

74

Strannik написал(а):

Ну это концепция общая. Не Курпатовым изобретена, насколько я понимаю, откуда она пошла честно не знаю. Поэтому тут речи о плагиате все же нет.

Суть, что одну и ту же ситуацию вертят, как удобно. Главное прослыть умным и хомячки довольны. Когда я это у него прочел, подумал, что правильно пишет мужик. Башковитый. А оказывается они друг у друга тискают, переименовывают, и вставляют в свою молитву.

0

75

Strannik написал(а):

Рэбел, а как ты относишься к дистанции Козлова, если слышал?

Не. Не слышал. Если опишешь, постараюсь высказаться.

0

76

Strannik написал(а):

В ней есть здравое зерно в плане открытия и развития позитивных способностей человека.

Позитивное и так открывается в процессе познания и воспитания. Народ многие века не приемлел такого и больше порядка было. Сейчас часто из-за такого подхода, молодежь становится потребителем. Ей ничего не нужно. Наоборот, все ей должны априори.
Тут одно дарование говорило, что молодым при устройстве на работу государство должно обеспечить нормальное материальное существование. В это оказалось входят: новый айфон, кафешки и кабаки по вечерам, шмотки не с рынка. Просто так и сразу. Чтобы показало, что оно относится к молодым не как к мусору. Т.е. по нынешним временам сразу под полтос зарплата. А он еще подумает, как работать. Больше, чем уверен, что это говорил не сын медсестры или учительницы.
Сколько я сам, да начальство молодых увольняло за разгильдяйство. Один приезжал стабильно не к 9, как положено, а к 10, 10.30, на работе в первые дни во время пока нет работы, вместо того, чтобы изучать матчасть, сидел в соцсетях, не обращая даже внимания на проходящее мимо начальство, ну то, что его два раза отправляли домой переодеться, т.к. он приходил в спортивном костюме, я даже не заострю внимание. Через две недели, ему сказали паковать вещи. Он искренне удивился почему? Ну хотя бы потому, что работа начинается в 9, а ты пришел в половину 11. А мне далеко ехать, и вы не предупреждали, что нужно приходить ровно в 9. Занавес! Так его мама с неделю ездила упрашивала его оставить. Вот и результат такой методики.

Отредактировано rabel (2017-03-09 17:15:42)

0

77

rabel написал(а):

Не. Не слышал. Если опишешь, постараюсь высказаться.

Первый курс общедоступен, хотя со временем упражнения менялись. На мой взгляд очень толковая штука. Выложу либо сегодня, либо на днях.

0

78

rabel написал(а):

Вот и результат такой методики.

Нет, в методике речь о другом.

0

79

Для тех кто не в теме, кратко о Козлове и Дистанции.

http://www.psychologos.ru/articles/view … _ivanovich - о Козлове.

http://www.psychologos.ru/articles/view … _lichnosti - о Дистанции.

0

80

Хотя когда дистанция появилась никто ее громким словом коуч-система не называл.)

0


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Психология.