Беседка ver. 2.0 (18+)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Православный уголок.


Православный уголок.

Сообщений 281 страница 300 из 768

281

(обвесился всеми оберегами, какие есть)

0

282

Здравствуйте, наши дорогие  радиослушатели. Сегодня мы продолжим изучать представление католиков об аде, на примере проповеди иезуита из романа Джеймса Джойса "Портрет художника в юности".

— Помните, что грех — двойное преступление. С одной стороны, это гнусное поощрение низменных инстинктов нашей греховной природы, склонной ко всему скотскому и подлому, а с другой — это ослушание голоса нашей высшей природы, всего чистого и святого в нас, ослушание Самого Святого Создателя. Поэтому смертный грех карается в преисподней двумя различными видами кары: физической и духовной.

— Так вот, самая страшная из всех духовных мук — мука утраты. Она настолько велика, что превосходит все другие. Святой Фома, величайший учитель церкви, прозванный ангельским доктором, говорит, что самое страшное проклятие состоит в том, что человеческое разумение лишается божественного света и помыслы его упорно отвращаются от благости Божией. Помните, что Бог — бесконечно благое бытие и потому утрата такого бытия — лишение бесконечно мучительное. В этой жизни мы не можем ясно представить себе, что значит такая утрата, но осужденные в преисподней в довершение своих страданий полностью осознают то, чего они навек лишились, и знают, что в этом виноваты лишь они одни. В самое мгновение смерти распадаются узы плоти, и душа тотчас же устремляется к Богу, к средоточию своего бытия. Запомните, дорогие друзья мои, души наши жаждут воссоединиться с Богом. Мы исходим от Бога, живем Богом, мы принадлежим Богу; принадлежим Ему неотъемлемо. Бог любит божественной любовью каждую человеческую душу, и каждая человеческая душа живет в этой любви. И как же может быть иначе? Каждый вздох, каждый помысел, каждое мгновение нашей жизни исходит от неистощимой благости Божьей. И если тяжко матери разлучаться с младенцем, человеку — быть отторгнутым от семьи и дома, другу — оторваться от друга, подумайте только, какая мука, какое страдание для бедной души лишиться присутствия бесконечно благого и любящего Создателя, Который из ничего вызвал эту душу к бытию, поддерживая ее в жизни, любил ее беспредельной любовью. Итак, быть отлученным навеки от высшего блага, от Бога, испытывать муку этого отлучения, сознавая, что так будет всегда, — величайшая утрата, какую способна перенести сотворенная душа, — poena damni — мука утраты.

— Вторая кара, которой подвергаются души осужденных в аду, — муки совести. Как в мертвом теле зарождаются от гниения черви, так в душах грешников от гниения греха возникают нескончаемые угрызения, жало совести[114], или, как называет его папа Иннокентий III, червь с тройным жалом. Первое жало, которым уязвляет этот жестокий червь, — воспоминание о минувших радостях. О, какое ужасное воспоминание! В море всепожирающего пламени гордый король вспомнит пышное величие своего двора; мудрый, но порочный человек — книги и приборы; ценитель искусств — картины, статуи и прочие сокровища; тот, кто наслаждался изысканным столом, — роскошные пиры, искусно приготовленные яства, тонкие вина; скупец вспомнит свои сундуки с золотом; грабитель — несправедливо приобретенное богатство; злобные, мстительные, жестокие убийцы — свои кровавые деяния и злодейства; сластолюбцы и прелюбодеи — постыдные, гнусные наслаждения, которым они предавались. Они вспомнят все это и проклянут себя и свои грехи. Ибо сколь жалкими покажутся все эти наслаждения душе, обреченной на страдания в адском пламени на веки вечные! Какое бешенство и ярость охватит их при мысли, что они променяли небесное блаженство на прах земной, на горсть металла, на суетные почести, на плотские удовольствия, на минутное щекотание нервов! Они раскаются, и в этом раскаянии — второе жало червя совести, запоздалое, тщетное сокрушение о содеянных грехах. Божественное правосудие считает необходимым, чтобы разум этих отверженных был непрестанно сосредоточен на совершенных ими грехах, и, более того, как утверждает святой Августин, Бог даст им Свое собственное понимание греха, и грех предстанет перед ними во всей чудовищной гнусности таким, каким предстает он перед очами Господа Бога. Они увидят свои грехи во всей их мерзости и раскаются, но слишком поздно. И тогда пожалеют о возможностях, которыми пренебрегли. И это последнее, самое язвительное и жестокое жало червя совести. Совесть скажет: у тебя было время и была возможность, но ты не каялся. В благочестии воспитывали тебя родители. Тебе в помощь были даны святые таинства, божья благодать и индульгенции. Служитель Божий был рядом с тобой, дабы наставлять, направлять тебя на путь истинный, отпускать грехи твои, сколько бы их ни было и как бы они ни были мерзостны, лишь бы ты только исповедался и раскаялся. Нет. Ты не хотел этого. Ты пренебрег служителями святой церкви, ты уклонялся от исповеди, ты погрязал все глубже и глубже в мерзости греха. Бог взывал к тебе, предупреждал тебя, призывал вернуться к Нему. О, какой позор, какое горе! Владыка вселенной умолял тебя, творение из глины, любить Его, вдохнувшего в тебя жизнь, повиноваться Его законам. Нет! Ты не хотел этого. А теперь, если бы ты еще мог плакать и затопил бы ад своими слезами, все равно весь этот океан раскаяния не даст того, что дала бы одна-единственная слеза искреннего покаяния, пролитая в твоей земной жизни. Ты молишь теперь об одном-единственном мгновении земной жизни, дабы покаяться. Напрасно. Время прошло и прошло навеки.

— Таково тройное жало совести, этого червя, который гложет сердце грешников в аду. Охваченные адской злобой, они проклинают себя, и свое безумие, и дурных сообщников, увлекавших их к погибели, проклинают дьяволов, искушавших их в жизни, а теперь, в вечности, издевающихся над ними, хулят и проклинают Самого Всевышнего, Чье милосердие и терпение они презрели и осмеяли, но Чьего правосудия и власти им не избежать.

— Следующая духовная пытка, которой подвергаются осужденные в аду, — это мука неизбывности страданий. Человек в своей земной жизни способен творить злые дела, но он не способен творить их все сразу, ибо часто одно зло мешает и противодействует другому, подобно тому как один яд часто служит противоядием другому. В аду же, наоборот, одно мучение не только не противодействует другому, а усугубляет его. И мало этого: так как духовные наши качества более совершенны, нежели наши телесные ощущения, они сильнее подвержены страданиям. Так, каждое свойство души, подобно ощущению, подвергается своей особой муке: воображение терзается чудовищными кошмарами, способность чувствовать — попеременно отчаянием и яростью, сознание и разум — внутренним беспросветным мраком, более ужасным, нежели мрак внешний, царящий в этой страшной темнице. Злоба, пусть бессильная, которой одержимы падшие души, — это злоба, не имеющая границ, длящаяся без конца, никогда не убывающая. Это чудовищное состояние мерзости даже представить себе нельзя, если только не осознать всю гнусность греха и отвращение, которое питает к нему Всевышний.

Наряду с этой мукой неизбывности страданий существует, казалось бы, противоположная ей мука напряженности страдания. Ад — это средоточие зла, а как вам известно, чем ближе к центру, тем сильнее напряжение. Никакая посторонняя или противодействующая сила не ослабляет, не утоляет ни на йоту страданий в преисподней. И даже то, что само по себе есть добро, в аду становится злом. Общение, источник утешений для несчастных на земле, там будет нескончаемой пыткой; знание, к коему обычно жадно стремятся как к высшему благу разума, там будет ненавистней, чем невежество; свет, к коему тянутся все твари — от царя природы до ничтожной травинки в лесу, — там вызывает жгучую ненависть. В земной жизни наши страдания не бывают чрезмерно длительны или чрезмерно велики, потому что человек либо преодолевает их силой привычки, либо изнемогает под их тяжестью, и тогда им наступает конец. Но к страданиям в аду нельзя привыкнуть, потому что, при всем их чудовищном напряжении, они в то же время необычайно многообразны: одна мука как бы воспламеняется от другой и, вспыхивая, присоединяет к ее пламени еще более яростное пламя. И как бы ни изнемогали грешники от этих многообразных неизбывных мучений, их изнеможению нет конца, ибо душа грешника сохраняется и пребывает во зле, дабы увеличить страдания. Неизбывность мук, беспредельная напряженность пыток, бесконечная смена страданий — вот чего требует оскорбленное величие Божие, вот чего требует святыня небес, отринутая ради порочного и гнусного потворства развращенной плоти, вот к чему взывает кровь невинного Агнца Божия, пролитая во искупление грешников, попранная мерзейшими из мерзких.

Отредактировано iustus (2019-06-09 23:29:28)

0

283

Мы все поставлены здесь на этой планете в такие условия, что не согрешить невозможно. Какой-нибудь косяк да забуровишь. А это всё ввергает тебя в колесо Сансары и в нескончаемость перерождений. В этом вся печаль нашего здесь существования. Выберутся отсюда только единицы!

0

284

Не будем хвататься за многое

Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются. Они хватаются за многое и тонут во множестве попечений. А я сперва заканчиваю с каким-то одним или двумя делами – и только потом думаю о других. Я никогда не берусь за много дел сразу. Сейчас я думаю о чем-то одном. Закончив первое, начинаю обдумывать второе. Потому что я не имею покоя, если берусь за второе, еще не закончив первое. Хватаясь за много дел, человек теряет голову. Даже просто думать обо всех этих делах одновременно – уже приведет к шизофрении.

Как-то ко мне в каливу пришел один юноша в состоянии психического расстройства. Он уверял меня, что мучается оттого, что имеет какую-то наследственную чувствительность от своих родителей, и подобное этому. “О какой еще там наследственности ты мне говоришь? – сказал ему я. – Перво-наперво тебе требуется отдых. Потом заканчивай учебу. После этого иди отслужи в армии, а затем постарайся устроиться на работу”. Несчастный послушался и обрел свой путь. Таким же образом люди находят и самих себя.

– Геронда (на греческом – почтительное обращение к старцу – “старче”, “отче”), и я тоже быстро устаю от работы. А в чем причина – понять не могу.

– Чего тебе не хватает, так это терпения. А причина твоего нетерпения в том, что ты берешься за многое. Ты разбрасываешься во все стороны и выбиваешься из сил. А это приводит тебя и к нервозности, потому что у тебя есть любочестие и ты болеешь за дело.

Когда я жил в общежительном монастыре, то нес послушание в столярной мастерской. Старшим на послушании был другой столяр – пожилой монах, отец Исидор. У него, бедного, не было ни капли терпения. Брался он делать какое-нибудь окно, потом начинал нервничать, бросал окно – хватался делать двери, потом опять нервничал, бросал двери – лез крыть крышу – и так всё оставлял на середине, ничего не доводя до конца. Одни доски терял, другие распиливал не так, как нужно… Вот так человек убивается-убивается и ничего не добивается.

А есть и такие люди, силы которых ограничены, они могут выполнять не более одного-двух дел. Но при этом они хватаются за многое, ввязываются во множество попечений и после ничего не делают должным образом, впутывая в свои дела и заботы и других. Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца, и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то еще. Ведь если твой ум рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Как ты сможешь помнить о Христе?

Преподобный Паисий Святогорец

+1

285

Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее — отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней — правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости — они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…». Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

***

«Мир сей» — веселится, но он как раз безрадостен, ибо радость (в отличие от того, что американцы называют fun (весельем, развлечением (англ.)) может быть только от Бога, только — свыше. Но потому и христианство вошло в мир как радость. Не только радость о спасении, но спасение как радость. Только подумать — мы каждое воскресенье «трапезуем» со Христом, «за Его трапезой, в Его Царствии», а потом погружаемся в свои «проблемы», в страх и мученье… Бог спас мир радостью, «но печаль ваша в радость будет», «и радости вашей никто не отнимет от вас…».

Протопресвитер Александр Шмеман. Дневники. 1976 г.

+1

286

Любовь — это не какое-то состояние, которое вдруг нашло на человека, как туча на небо, а потом ушло. Нет. Любовь — это внутренняя жизнь, это деятельность, целый внутренний мир, который человек строит по кирпичику, постепенно. Для христиан любовь — это внутренняя Церковь, которую человек создает в себе. А влюбленность можно сравнить с периодом, когда закладывается фундамент и создается некий эскиз будущего здания любви. Потом он переделывается многократно, и это нормально. Переделывается до тех пор, пока мы через свой опыт не откроем, что любовь стоит на пяти китах — знание, внимание, уважение, забота и ответственность.

Протоиерей Андрей Лоргус.

+1

287

iustus написал(а):

Сегодня мы продолжим изучать представление католиков об аде

Тут интересную статейку прочел в местной газете про ад. Мне кажется в точку!

http://sh.uploads.ru/t/YOkQM.jpg

+1

288

Священник переоделся в бомжа и посетил свою будущую церковь.
Случай из жизни.

Одному священнику дали назначение переехать служить в один сельский храм. Приехав в село, священник ПЕРЕОДЕЛСЯ — в БОМЖА и посетил – свою будущую церковь.
Он ходил вокруг церкви, которую вскоре должны были — ПЕРЕДАТЬ ему для служения, в течение 40 минут, в то время, как она заполнялась людьми для служения....Он попросил, чтобы люди — ПОДАЛИ ему мелочь, чтобы купить еду....
Но никто из людей пришедших в храм – НЕ ПОДАЛ ему даже мелочь.
Он по доброму – ПРИВЕТСТВОВАЛ людей, но в ответ получил — пристальные и НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЕ, порой брезгливые — взгляды людей, смотрящих — СВЫСОКА на него – НИЩЕГО и оборванного бомжа и СУДЯЩИХ его.

Когда он сидел в задней части церкви, староста сказал, что рад ПРЕДСТАВИТЬ нового священника церкви пастве...

Паства смотрела вокруг, аплодируя от радости и ожидания...

И тогда бездомный человек вышел к алтарю..., хлопание — ОСТАНОВИЛОСЬ — ВСЕ глаза были устремлены — на него...

Тогда он прочитал: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали — Мне есть; жаждал, и вы напоили — Меня; был странником, и вы приняли — Меня; был наг, и вы одели — Меня; был болен, и вы посетили — Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: ИДИТЕ — от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы — не дали Мне есть; жаждал, и вы — не напоили Меня; был странником, и — не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели — Тебя
алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили — Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали — Мне».

После того, как он прочитал это, он посмотрел — на мирян и рассказал им всем, что он испытал тем утром...

Многие начали — плакать, и много голов были склонены — в СТЫДЕ и молитве, тогда он сказал: "Сегодня я вижу — собрание людей, а не церковь ...
У мира достаточно — людей - обычных обывателей, но недостаточно – учеников Христа...
Когда ВЫ наконец — РЕШИТЕСЬ стать учениками?" Ибо много — званых, МНОГО - крещеных, но МАЛО — ИЗБРАННЫХ, настоящих православных христиан!
Быть христианином — это БОЛЬШЕ, чем то, что вы думаете. Это то, чем — вы живете и ДЕЛИТЕСЬ — с другими!
Если человек – НЕ ЖАЛЕЕТ людей, попавших — в беду, — ПРОХОДИТ мимо — РАВНОДУШНО.
Если он всегда ЭГОИСТИЧНО думает — только о себе,
Если человек — НЕ ПРОЩАЕТ долги своим ближним,
Если человек — наглый, ГРУБЫЙ и злоречивый, ЗАВИДУЕТ — своим ближним.
Если человек – НЕ ДОБР к своим ближним, судит и ОБВИНЯЕТ — людей.
Если человек ВЫСОКОМЕРЕН – попирает и унижает других людей.
Если человек — ОБМАНЫВАЕТ других людей.
Этот человек ДАЛЁК — от Христа и не может называться православным христианином!

+2

289

Слащавая, надеюсь, выдуманная история, священник в ней не показал себя христианином, ведь таковым не становятся переодевшись в бомжа и обличая мирян в жестокосердии, рубя правду-матку. Не припомню, чтобы кто-то из святых или подвижников вел себя аналогичным нелепым образом.

Отредактировано iustus (2019-06-20 22:37:05)

+1

290

КАК Я ПЕРЕСТАЛ ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ.
( Рассказ священника).

Во время моего начального монашеского служения в Донском монастыре Москвы был такой период, когда я перестал читать Евангелие. Работы у меня тогда было очень много, и не хватало времени, чтобы, сосредоточившись, открыть Священное Писание, погрузиться в смысл слов. Я не придавал этому большого значения, а просто продолжал выполнять послушания, работал с четырех утра и до самого позднего вечера.

Никаких внешних изменений не происходило, но я постепенно начал замечать, что меня всё больше и больше тяготит чувство сильной духовной и телесной усталости, которое не мог «скинуть» ни сном, ни едой, ни отдыхом. Я засыпал и просыпался, ходил на братские службы, трудился, но ощущение, что кто-то будто впился в шею и сосет из меня все силы, не покидало. Я хожу — ноги подгибаются, сажусь за руль — руки трясутся. Тело и душа истощались с каждым днем, а я всё не мог понять причину.

Однажды в таком состоянии я пришёл в кабинет наместника, отца Агафодора, чтобы обсудить некоторые трудовые вопросы. Он, как человек проницательный, чуть только я начал разговор, спрашивает меня: «Что с тобой происходит?» Я уже практически обессиленным голосом, тихо отвечаю: «Не знаю… Плохо мне что-то, тяжело». Он остановил на мне пристальный взгляд, словно за пару секунд смог разглядеть мою душу и найти источник болезни, и неожиданно задал вопрос: «А ты Евангелие давно читал?» Я стал вспоминать: действительно, я перестал читать Евангелие. Каким образом это могло произойти? Как давно я живу без главной духовной пищи? Начал вспоминать и с ужасом обнаружил, что не помню, когда последний раз брал в руки книгу.

С сильнейшим внутренним волнением я прибежал в келью, схватил Евангелие и стал читать. Открыл его и, как умирающий от жажды человек, читал и читал, читал и читал…

Удивительное впечатление: чем больше я прочитывал, тем острее чувствовал, что мне становится лучше. Зубы, впившиеся в шею и высасывающие мои силы, постепенно разжимались, дышалось свободнее. С каждой новой главой (а я прочел разом около десяти) становилось всё легче и легче. Я перелистывал страницу за страницей, пока не понял, что полностью освободился от недуга. Чувство угнетенности прошло. Порабощение, в котором я находился всё то время, стало для меня большим уроком, который не нужно повторять дважды. С тех пор я прочитываю 365 глав в году — то есть читаю по главе каждое утро.

Человек состоит из двух частей — души и тела. Плоть мы свою насыщаем, а душа остается голодной. Главная пища для души — Евангелие. Свой сотовый телефон мы не забываем с вечера зарядить, а про душу забываем. При чтении Евангелия мы получаем благодать. С утра прочли главу — благодать на целый день. И день пойдет совсем по-другому — с благодатью. Еще будем размышлять о прочитанном, а что-то будет из этого и сбываться, хотя Евангелие — не гадательная книга. Это книга жизни, по которой должен жить каждый христианин.

Мы порой даже не задумываемся, какая великая сила сокрыта в этой книге. Если бы мы хоть раз увидели, как дьявол шарахается, как от огня, когда мы берем в руки Евангелие, мы бы прижали его к себе и никогда не отпускали. Для моего духовника, отца Кирилла (Павлова), Евангелие всегда было на первом месте: он нашел его в развалинах Сталинграда во время Великой Отечественной и прошел с ним всю войну. Вот и мне, но уже значительно позже, пришлось побывать на поле своего боя, чтобы понять: без Евангелия не победить.

Игумен Алипий (Животиков).

+1

291

Промысел Божий познать нельзя...

Однажды один человек попал в кораблекрушение и был выброшен волной на необитаемый остров. Он единственный остался в живых и беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день всматривался он в горизонт в надежде, что увидит плывущее на помощь судно.

Вымотавшись окончательно, человек решил выстроить себе шалаш из досок, которые выбросило на берег после кораблекрушения. Но однажды, вернувшись на берег после поисков пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем: дым столбом поднимался к небу.

Самое ужасное, что вместе с шалашом сгорели все его оставшиеся вещи. Он остался ни с чем. Человек больше не мог сдерживать своего отчаяния и гнева:

— Боже, как Ты мог так со мной поступить? — рыдал он.

Но на следующее утро его разбудил гудок корабля. Корабль плыл к острову, чтобы спасти его.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов.

— Мы увидели дымовой сигнал, — ответили они.

+4

292

Марат спасибо тебе за эту притчу.

0

293

ОЛЕГ
(Рассказ описывает реальные события.)
Олег был наиболее удивительным из всех православных верующих, с которыми мне когда-либо приходилось встречаться. Образованный. В прошлом был инженером конструкторского бюро при крупном московском заводе, но с приходом перестройки попал под сокращение, а вскоре лишился и жилплощади. Хорошо хоть семьи у него не было.
К нему домой пришли бандиты дали триста рублей и сказали: «Бери деньги и иди куда хочешь, а квартиру твою мы на себя и без тебя перепишем». Олег отказался, но был избит. Продажный «закон» покрыл бандитов, и у Олега началась бездомная жизнь, которая и привела его в наш монастырь.
Жизнь жёстко обошлась с ним, но более позитивного человека среди послушников, чем Олег, вряд ли можно было найти.
Позитивностью он прикрывал и некоторые странности свои которые иногда приводили его к конфликтам с экономом монастыря иеродиаконом Викентием.
Для чего-то Олег собирал с помоек и тащил в послушнический корпус вещи, которыми невозможно было пользоваться: вёдра без дна, тарелки с отбитой эмалью, ржавые мотоциклетные колёса, никому не нужную резину, рваные покрышки и куски старого рубероида. Когда гора мусора возле его койки достигала внушительных размеров, эконом требовал, что бы Олег отнёс всё это обратно и начиналось представление, описать комичность которого словами, думаю, было бы невозможно. Это надо было видеть своими глазами.
- Зачем тебе нужен этот хлам? - спрашивал его эконом.
- Какой хлам?! - глаза Олега при этом принимали столь искренне недоуменное выражение, будто отец Викентий сказал только что абсолютно несусветную глупость и он начинал спорить с экономом столь неподражаемо-артистично, что мы не выдерживали и смеялись, когда Олег в очередной (бесчисленный) раз отстаивал перед экономом свою кучу.
Он с силой выпучивал глаза, делал недоуменный вид, подходил к куче, которая порою высотою доходила ему до пояса, и начинал с самым серьёзным видом доказывать, что вот эта вот дырявая мотоциклетная покрышка — очень нужная вещь в хозяйстве, и зачем только её какой-то дурак выкинул? Её же ещё починить можно. Потом хватался за чашки и говорил, что они в отличном состоянии. «Выселение кучи» Олега — это была «притча во языцех» и всегда — «с боем», с тысячами «доказательств» крайней полезности его кучи и с оговорками.
Наконец, причудами своими он так «достал» эконома, что его перевели жить ко мне в механическую мастерскую, которая находилась за монастырём.
Зная страсть Олега к помойкам, я выделил ему угол под его хлам (свободных помещений было достаточно), чему он был несказанно рад. С видимым удовольствием он ежедневно пополнял свою «коллекцию», которую я в его отсутствие раз в неделю сжигал или выбрасывал в овраг. Я ждал его возмущения, но он ни разу даже коротко не спросил меня: «Где моя куча?»
В мастерской нашлось у Олега слабое место, с помощью которого мы могли какое-то время управлять его необузданной натурой. Слабостью стал щенок приблудившийся к монастырскому гаражу. Щенка мы назвали Дружок.
Стоило Олегу сказать, что ему запретят играть с Дружком, как он сразу же переставал спорить с начальствующими и соглашался со всем, что от него требовалось. А спорить с начальством он очень любил...
В механической мастерской для меня открылась таинственная сторона души Олега — прозорливость.
Оказалось что он, по временам, мог читать мысли людей как открытую книгу. Выяснилось это так.
Однажды он играл во дворе с Дружком, но играл так, как нормальные люди с собакой играть не стали бы. Он становился перед щенком в партер, лаял и вёл себя как собака. Дружку это до безумия нравилось. Они вместе носились по грязному двору. Олег бегал за ним, то на четвереньках «как собака», то на двух ногах — визг, лай, гвалт, шум и поднятая высоким столбом пыль во дворе мастерской стояли самые отменные! Олег входил в раж, хватал Дружка, подбрасывал его высоко в воздух, ловил руками, кусал его в спину и в зад своими зубами. Зрелище было не для слабонервных.
Наигравшись досыта, он подошёл ко мне. Вот я и подумал про себя: «Грех так играть с собакой и ртом кусать её. Шерсть грязная, да и достоинство человеческое сохранять Олегу не мешало бы. Ведь он же не собака».
- Ты знаешь, Сергей, я думаю, наверное, это грех — так вот играть с собакой, ведь я же не собака? - внимательно посмотрев на меня, сказал мне Олег.
Я удивлённо взглянул на него и подумал, что произошло случайное совпадение между моими мыслями и его словами, но через пару дней произошёл ещё один озадачивший меня случай.
Олег достал из кармана три круглых пластмассовых коробочки с чёрным сапожным кремом, стал открывать их одну за одной и нюхать. Крем был свежий — я видел как он блестел и чувствовал его запах. Олег сказал мне:
- Смотри, что я на помойке сегодня нашёл.
«За всё время, что его знаю, - подумал я про себя, - он нашёл на помойке единственную вещь, которой можно пользоваться».
И Олег вдруг с силой сразу же выбросил все три коробки с кремом за ограду, возле которой мы стояли, в овраг и сказал:
- Зачем они мне? Никакой пользы от них нет.
Случай заставил меня задуматься о тайне его души. А потом произошёл случай уже совершенно явно показывающий его умение читать чужие мысли.
Как-то раз духовник монастыря схиархимандрит Василий взял удочку, наловил ратанов в монастырском пруду, а после рыбалки пошел на хоз. двор и скормил весь свой улов монастырским курам и Олег это видел.
Он подошёл ко мне, по обыкновению, необузданно шумный и возмущённый.
- Зачем отец Василий рыбу в пруду ловит?! Это же какой великий грех получается... - Олег оживлённо жестикулировал делая испуганное лицо и широко размахивал руками. - Живёт себе рыба в пруду, живёт. Никого не трогает. Никого не обижает. Плывёт она себе, плывёт. Кругом водоросли зелёные. Красота... И вдруг видит — червяк! Вкусный — страсть! - он изо всех сил выпучивает свои и без того на выкате большие глаза и широко открывает свой рот, словно он сам рыба. - Она его быстро — хвать, а там — крючок, да острый! Её раз — и на улицу... Нет, ну ты представляешь?!! Как она в это время Богу молится!!! У неё в пруду: друзья, знакомые, родственники, а её раз — в котелок, а потом — курам... Вот ты представь себя на месте рыбы!
Олег смотрел на меня, желая видеть моё одобрение его возмущёнию, но я, не меняя выражения своего лица, подумал: «Осуждать никого нельзя, тем более схимника. Да и Сам Господь благословлял Апостолов ловить рыбу».
- Ну, да. Я как-то сразу не подумал, - без промедления ответил мне на мои не высказанные вслух мысли Олег, на удивление быстро успокоился, задумчиво опустил голову и сказал. - Апостолы тоже ведь рыбаки были...
А потом случаи прозорливости его стали проявляться столь часто что я к ней привык и перестал удивляться. Описывать всё смысла нет, но запомнились два ярких случая.
Сижу в трапезной, ем после всех, один. В трапезную пытается зайти Олег, но трапезник не пускает его внутрь, потому что нет благословения кормить опоздавших. (Я не в счёт, потому что в механической мастерской колокол не слышно).
- Почему не пришёл по колоколу?! - строго спрашивает Олега брат.
- Не слышал.
- Раз не слышал — приходи завтра.
- А Сергей почему ест?
- У него послушание за территорией монастыря.
- У меня тоже, - не моргнув глазом, врёт Олег.
- Опять по помойкам шатался? - возмущается брат не пуская его к столу.
Но Олег повышает голос на трапезника, силой отталкивает его в сторону, заходит, садится по соседству со мною и начинает есть, потому что не вся еда ещё была убрана.
«Выгонят Олега из монастыря, - грустно подумал я про себя. - Слишком нагло стал себя вести последнее время, опять бомжевать поневоле ему придётся».
И сразу же слышу его ответ на мои не высказанные вслух мысли.
- Ну и пускай выгоняют. Да плевать я на них хотел. Мне будет лучше в миру. Там тепло сейчас. Куда захочу — туда и пойду.
Так и произошло. Из монастыря Олега через несколько дней выгнали. Больше года его не было.
Когда он вернулся в монастырь то был настолько худой и измождённый, что мы не сразу смогли узнать его. Выглядел, в почти полном смысле слова как «кожа и кости». Униженно, со слезами он стал просить, что бы приняли его обратно. Обещал слушаться и исполнять всё, что скажут.
Не знаю, как это могло произойти, но за год он стал другим человеком. Бушующей неуёмной веселости его я более не видел в нём ни единого раза. Она ушла из него бесследно и я ни разу не видел его улыбающимся. Лицо его было неизменно печальным, а спустя пару месяцев по его возвращении эконом сказал мне, что самый смирный и самый послушный человек в нашем монастыре — Олег. Что бы ему ни сказали, он всегда отвечал одно и то же: «Ага, иду», - и молча шёл исполнять всё, что бы ему ни поручили.
Роста он был высокого. Плешивый. Широкоплечий, физически сильный. Возраст около пятидесяти лет.
Второй (особо запомнившийся мне случай) его прозорливости был такой. Мне захотелось испытать его, а не утратил ли он за год своей трудной жизни в бомжах былую свою прозорливость? Но так как сам он всё время молчал и ни во что не вмешивался, то я решил при очередной встрече подойти к нему и попробовать поговорить с ним мысленно ради эксперимента.
Вскоре я встретил его на лестничной площадке между первым и вторым этажом послушнического корпуса. Олег стоял с книгой в руках, благоговейно прижимая её груди, название которой я видеть не мог. Я подошёл ближе и спросил его мысленно:
«Как тебе жилось, когда ты ушёл монастыря?»
Если быть честным, не ожидал я что он ответит мне на мои мысли, но я услышал его тихий голос:
- Ой, не говори, Сергей. Тяжело мне жилось.
«Смирил тебя Господь?» - опять спросил я мысленно.
- Да. Смирил.
Я мысленно продолжал опрашивать.
«Какую книгу читаешь?»
- Да вот. Евангелие.
«Многое в нём понимаешь?»
Олег некоторое время стоял задумчиво. Не сразу ответил, но потом сказал:
- Многого я там не понимаю. Великая книга.
Тут мне вдруг в голову пришла мысль, что, может быть, через Олега Бог ответит мне, нужно ли мне уезжать из монастыря обратно на Алтай или же нет? Ведь если он прозорлив от Бога — то не откроет ли Бог через него как найти правильный ответ!
«Хочу из монастыря уйти, - спросил я мысленно Олега. - Как думаешь, надо уходить или лучше мне остаться здесь навсегда?»
- Я не знаю, Сергей, - с испуганным видом, без промедления ответил мне вслух Олег, - это ты сам решай.
«Ты меня прости, если что» - подумал я.
- Бог простит. Я это... - он посмотрел робко и почему-то спросил у меня разрешения, будто я был для него старший. - Можно я пойду?
- Конечно, иди, Олег, - отвечаю я ему вслух. - Прости меня.
Когда я заговорил с ним вслух, то он не ответил мне ни слова и тихо ушёл, с какой-то необыкновенно особой бережностью прижимая к груди Евангелие.
.
Долго я после этого случая я думал о том, что если даже человек может с лёгкостью знать все наши мысли (как только подаст ему свойство прозорливости Бог), то в мире ином и подавно, нет ведь совсем ничего тайного от Бога.

+3

294

Еле дочитал!http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/327/w128h12813719227078.png

0

295

Интервью. «БОЮСЬ БЫТЬ НЕБЛАГОДАРНЫМ». Интервью с Дюжевым незадолго до выхода кинофильма "Остров".

— Дмитрий, что самое важное Вы осознали для себя за время актерской деятельности?

— Я осознал, как важно благодарить Бога за каждое испытание, за каждую встречу и вообще за каждую прожитую секунду жизни. Нам часто кажется, что все плохое и страшное произойдет не с нами, мы отказываемся верить в то, что смерть может прийти внезапно. Я всегда очень расстраиваюсь, когда ловлю себя на духовной лености.

Мне страшно, когда иногда работа забирает все время, потому что в эти минуты забываешь о главном. И вот вдруг ты останавливаешься и задаешься вопросом: «Ты вчера, сегодня прожил день. А кому‑нибудь от этого было хорошо?» И тогда ты осознаешь, что не растешь духовно, не открываешь для себя какие‑то маленькие чудеса, которые открывал раньше, в детстве. И как не потерять это детское состояние, как не перекрыть в себе детский источник веры? Мы знаем по опыту, что он обязательно откроется, как только мы потрудимся над тем, чтобы снова жить по зову души, а не ума.

Я знаю, что Бог милостив и что, даже если ты будешь прибегать к Нему только в моменты тяжелых испытаний, Он все равно от тебя не отвернется и с отеческой любовью примет тебя. Но я не хочу так потребительски к Нему относиться, я хочу просыпаться утром и благодарить Его за каждый новый день.

— Есть ли что‑то, о чем Вы сейчас хотели бы сказать себе 18–20‑летнему? О чем‑то предупредить, убедить что‑то сделать раньше?

— Нет, за все это время я ни о чем не пожалел, и на все жизненные события у меня только один ответ: значит, так мне было полезно.

Не нужно изобретать машину времени, чтобы от чего‑то себя оградить: от всего того, что мне не нужно, меня ограждает Господь, я это знаю. И даже когда после съемок в фильме «Остров» я принял решение уйти от прежней жизни в монастырь и полностью посвятить себя Господу, я получил от одного монаха благословение служить Богу не в монастыре, а в миру. Я не сомневаюсь, что это было сказано именно от Него. И я продолжаю служить Ему в монастыре, только теперь мой монастырь — моя семья.

УСПЕТЬ УСЛЫШАТЬ

— «Мой монастырь — моя семья» — это просто красивая метафора, или для Вас здесь действительно есть что‑то общее?

— Я не случайно сказал именно так: для меня в семейной и монастырской жизни есть много общего. И там, и тут ты — трудник: ты ежедневно учишься главному — жить не для себя, служить другому, ближнему. В семье ты служишь своей жене, своим детям, своей малой Церкви, и это очень большой труд. Этому нельзя научиться сразу, мы вместе учимся этому всю жизнь.

Мы все сегодня стремимся многое успеть, мы много работаем и кружимся в делах, которые ничто по сравнению с Вечностью. А семья каждый день дает тебе возможность прийти домой и вспомнить о важном — о том, что нужно успевать увидеть друг друга, прислушиваться друг к другу и доказывать друг другу свою любовь.

— А что для Вас значит семейное счастье?

— Совсем недавно я узнал, каким счастьем может быть переживание исповеди и Причастия твоего ребенка. Когда моему старшему сыну Ване исполнилось семь лет и он стал готовиться к исповеди, я вдруг понял, как я в этот момент за него волнуюсь и какие это дорогие семейные моменты, когда твой сын возвращается из храма просветленным и радостным.

А вообще как‑то с годами приходишь к простым банальным фразам наших родителей, бабушек, дедушек о том, какое счастье, что все живы и здоровы, что никто не упал, не поранился, что все дома, все рядом. Какое же это огромное семейное счастье!

ЗАГАДКА ПЕТРА МАМОНОВА

— Вы часто ездите в монастыри и общаетесь с монахами. Наблюдений, впечатлений от поездок хватило, чтобы войти в образ отца Иова в фильме «Остров» Павла Лунгина, или для этого понадобилась дополнительная настройка?

— Я поехал на съемки «Острова» сразу после работы в картине Алексея Балабанова «Мне не больно». И решил, что правильнее будет добраться туда не самолетом, а поездом — чтобы провести побольше времени в тишине и молчании, чтобы успеть вспомнить все свои наблюдения из паломнических поездок, чтобы определить психотип героя, которого мне предстоит играть, и героев, с которыми предстоит столкнуться (кстати, многие мои представления об этих персонажах Павел Лунгин затем решил вставить в сцены).

И вот, проведя двое суток в полном молчании, я приехал на место — и застал съемочную группу в совершенно... ну, собственно, в классическом виде съемочной группы в экспедиции. Шум, гам, музыка, танцы, веселое улюлюканье... А я этого совсем не ожидал, я совсем к другому готовился и, видимо, подумал, что и все остальные будут со мной в одной тональности. Я спросил, где режиссер, и знает ли он вообще, что здесь происходит. Но вскоре пришел Павел Лунгин, собрал нас с Виктором Сухоруковым и Петром Мамоновым и сказал нам, что мы должны понимать, что всю съемочную группу он отбирал по принципу профессионализма, что все ее участники разных вероисповеданий, разного отношения к религии, и просил нас не смущаться. И вместе мы решили, что пока съемочная группа будет готовить объект, мы будем в сопровождении монахов-консультантов работать над ролями где‑то в отдалении — просто чтобы сохранять нужное расположение духа.

— Вспоминаете ли какие‑то особенные закадровые моменты «Острова»?

— Всегда вспоминаю забавную историю наших взаимоотношений с Петром Мамоновым. В первый съемочный день я с такой радостью к нему бросился, я ведь столько про него слышал, бывал на его концертах и спектаклях, и мне было так приятно играть в партнерстве с таким удивительным и талантливым человеком! На что он сразу как‑то закрылся и всем своим видом стал показывать, что не может со мной общаться. Я никак не мог понять, в чем дело, конечно, не стал надоедать Петру.

Так прошел месяц, а в предпоследний съемочный день Петр подсаживается ко мне на обеде, так весело и дружелюбно улыбается и говорит: «Ну что? Давай общаться!» Я ничего не понимаю, говорю: «Петр, а что произошло?» А он отвечает: «Да ты меня прости, я же не настоящий актер, я этому не учился, я не умею, как вы — сейчас я играю, а сейчас не играю, сейчас я дружу, а сейчас на дух не переношу. Я увидел в сценарии, что у нас с отцом Иовом сложные взаимоотношения, и когда ты приехал, я и представил, что ты тот самый отец Иов и есть! Ты уж прости, я все понимаю, но я просто по‑другому не умею, и я бы просто не сыграл! А сейчас мы с тобой все отсняли, теперь давай, что хочешь расскажу, теперь мы с тобой друзья!» Такой вот удивительный человек. И мне это тоже очень помогло: действительно, даже профессиональному актеру бывает трудно играть вражду с человеком, которого за кадром очень любишь. А меня, наверное, подстегивало это странное отношение ко мне Петра, он ведь был для меня так же закрыт, как для моего героя был закрыт отец Анатолий.

А потом, когда фильм, который создавался как фестивальная картина, неожиданно для всех нас вышел в прокат и стал собирать полные зрительные залы, нас стали приглашать на встречи со зрителями в разные города. И когда мы куда‑то летели, Петр постоянно что‑то слушал в наушниках. Было интересно узнать, что же он, музыкант, слушает на досуге, и однажды он сам дал мне наушники — и я услышал знакомый голос: это были проповеди отца Иоанна (Крестьянкина)! Я удивился: «Петр, да Вы уже сколько часов в наушниках!» А он сказал: «Да я его слова часами пью!»

— Ваш герой, отец Иов, находится в постоянной конфронтации с героем Петра Мамонова отцом Анатолием, не может распознать юродивого человека, святого, постоянно к нему придирается. Для Вас такой человек в Церкви, как отец Иов, — герой отрицательный или все-таки положительный?

— Нет, конечно, не отрицательный. Это просто ищущая душа. Столько у него было жизненных устоев — он ведь бывший военный! — больших целей, которых не так просто было достичь! А потом он очутился здесь и сумел открыть для себя иную жизнь, открыть иного себя! Не каждому дано искренне поверить в Бога, а отец Иов действительно верил и ревностно Ему служил. Правда, на этом пути он сам себе был антигероем, потому что не мог и не хотел распознать рядом с собой святого человека — как и фарисеи когда‑то не видели рядом с собой Спасителя.

Но ведь в конечном счете выходит, что отец Анатолий стал для отца Иова учителем! Ведь финальная сцена — мой герой отправляется хоронить отца Анатолия, уплывая вслед за ним в голый, нескончаемый закат. Делая финал таким, мы предполагали, что после этого отец Иов уже не станет прежним и, возможно, больше не вернется назад с этого острова, но понесет крест своего учителя, открыв для себя через отшельничество истинную веру.

«ХОЧУ ГОВОРИТЬ О ВЕРЕ»

— Дмитрий, вскоре у Вас будет большой сольный концерт, посвященный Вашему актерскому юбилею. И я знаю, что многие номера — песни, отрывки из спектаклей и фильмов — Вы решили посвятить вере...

— Да, это будет спектакль-концерт, и я решил назвать его словами любимой песни: «Я люблю тебя, жизнь». В нем будет прослеживаться несколько тематических блоков, связанных с какими‑то этапами моей жизни. Все начнется с темы детства, становления в профессии и плавно перетечет к теме веры. Я был очень рад тому, что главный режиссер не побоялся этой темы, не предлагал как‑то ее сгладить. Наоборот, очень поддержал меня и сказал: «Может, для людей, которые тебя не знают, разговор о вере и станет неожиданностью — но ведь такие разговоры всегда полезны для души. А вот те, кто знает тебя и твое внутреннее мироощущение, они ведь за этим разговором к тебе и придут».

А без разговора о вере я свой концерт и не представлял! Я знаю, что люди в минуты испытаний всегда ищут ответ на вопрос, как их пережить. И для меня очень важно показать, что человек, столкнувшийся с потерей близких, может с этим справиться — не впадая в отчаяние, а заполняя свою душу радостью, рассказать о том, что вера — это неиссякаемый источник силы. Этому будут посвящены рассказы из книги епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», отрывок из повести Максима Горького «Исповедь», монолог Лаврецкого из романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» (сцена в церкви), которые я прочту. И еще вместе с актером Виктором Сухоруковым мы сыграем одну сцену из фильма «Остров».

Я знаю, что и вы в октябре празднуете день своего небесного покровителя — святого апостола Фомы. Я вас поздравляю и хочу сказать, что всегда радуюсь, когда вижу, как люди читают журнал не только в храмах или библиотеках, но и в кафе, на улице, в транспорте, в разных городах. Мне очень нравится, что редакция идет навстречу своему читателю и в каждом номере публикует большое интервью с каким‑нибудь известным человеком. И хотя я понимаю, что возможно, от него и нет такой большой смысловой пользы, которая была бы от интервью со священнослужителем, но все же очень важно вести разговор о Православии с людьми, которые хорошо известны и любимы читателями. И возможно, такое общение приведет в Церковь того, кто пока от нее очень далек. Слава Богу, что существует издание о вере, которое так талантливо делается! И слава Богу, что мы сегодня можем свободно читать! Я рад ежемесячно получать журнал. За месяц я прочитываю его практически целиком.

0

296

Если Бог с тобой- какая разница кто против тебя!?

В январе 1995 года группа разведки нашего спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских боевиков, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой площади "Минутка".
Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты-это были пацаны "срочники" с капитаном во главе. Объединившись и заняв круговую оборону,наши ребята вступили в бой. Была надежда,что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал всё,что могло зависеть от отличного снайпера. И хотя эту работу он делал весьма успешно,ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск "духов" нарастали,а наши возможности таяли...

"Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас всё сильнее стало охватывать чувство обречённости, предчуствия неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к Богу: "Господи,сделай так,чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь живым-построю Тебе Храм!"

Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв, и как можно скорее. Мы,офицеры,хорошо понимали,что эта отчаянная попытка вырваться безнадёжна и по сути безумна, тем более с такими "вояками-срочниками", совсем еще детьми. Максимум,на что мы надеялись, так это на то, что может хоть кому то удастся вырваться и остаться в живых. Может потом,хоть расскажут о нас...

Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непристанно голосил свои заклинания:"Аллах акбар!", давя на психику и пытаясь парализовать волю.
И тут мы как то разом решили, что будем кричать наше русское:"Христос Воскресе!" Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом.А тут вдруг совсем противоположное-святое: "Христос Воскресе!" И эти удивительные слова,едва мы их произнесли,неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу,такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны заколотых и задушенных "духов".

В результате мы все прорвались. Все до единого!!! Да, мы были все ранены, многие серьёзно ,кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю,что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком-не прорвались бы, все бы там полегли.

Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противников поляжет, чем от пули снайперской. И ещё, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу..."

Из воспоминаний священника Николая Кравченко

+3

297

Выборы по-печерски

Произошло это в конце шестидесятых годов. Как известно, тогда все граждане Советского Союза должны были принимать участие в выборах. Ящик для голосования приносили в монастырскую трапезную, где после обеда братия под надзором наместника, недовольно ворча, отдавала кесарю кесарево.
Но вот как-то первый секретарь Псковского обкома КПСС узнал, что для каких-то там невежественных монахов попущена нелепая льгота: они голосуют за нерушимый блок коммунистов и беспартийных в своем отжившем исторический век монастыре, а не на избирательном участке. Первый секретарь возмутился духом и устроил своим подчиненным беспощадный разгон за попустительство нетрудовому элементу. И немедля распорядился, чтобы отныне и до века чернецы приходили на выборы в Верховный Совет СССР как все советские люди – на избирательные участки по месту жительства!
Вот тогда-то, как говорят, отец Нафанаил и пошептал наместнику отцу Алипию на ухо тот самый до чрезвычайности тонкий совет.
В день выборов (а это было воскресенье) после праздничной монастырской литургии из ворот обители вышел торжественный крестный ход. Выстроившись по двое, длинной чередой, под дружное пение тропарей монахи шествовали через весь город на избирательный участок. Над их головами реяли тяжелые хоругви, впереди, по обычаю, несли кресты и древние иконы. Но и это было еще не все. Как и полагается перед всяким важным делом, в зале выборов духовенство начало совершать молебен. До смерти перепуганные чиновники пытались протестовать, но отец Алипий строго оборвал их, указав, чтобы они не мешали гражданам исполнять конституционный долг так, как это у них положено. Проголосовав, братия тем же чинным крестным ходом вернулась в святую обитель.
Нет нужды объяснять, что к следующим выборам избирательная урна с раннего утра снова дожидалась монахов в монастырской трапезной.

+2

298

Как на храм пожертвовали хлам — и как отреагировал священник

Один мой друг-священник, у которого уже внуки в храме деду-настоятелю в алтаре помогают, рассказал мне историю. В прошлом профессиональный строитель, в своей епархии он возвел больше пятнадцати храмов. И вот как-то раз достраивал он очередную церковь. Там уже шла внутренняя отделка и нужно было купить три новых уличных двери, и вдруг, как это нередко бывает, все деньги у батюшки закончились.

Он помолился Богородице и поехал к одному знакомому бизнесмену, у которого была фирма, торгующая дверями. Тот сказал, что строить храм – это дело Божье, и он обязательно поможет. На всякий случай опытный в таких делах батюшка уточнил, что двери нужны не какие-нибудь, а уличные, потому как зимой у них морозы не шуточные.

Через какое-то время двери действительно привезли прямо на стройплощадку возле храма. Но когда коробки распечатали, оказалось, что они были самого отвратительного качества, как сказал батюшка, «буквально из бумаги, пальцем проткнуть можно!» Когда одна случайно упала на землю, то от удара помялась. Естественно, никуда их ставить не стали, купили другие.

Я слушал, качал головой, негодовал, спрашиваю: «Надеюсь, вы вернули их этому человеку, который живет по принципу «бери Боже, что мне негоже»?

Священник рассмеялся. «Я, — говорит, — так и хотел поначалу поступить. А потом вспомнил историю из патерика про скупого богача, который шел по рынку, нагруженный покупками. За ним увязался нищий и стал громко просить, чтобы тот что-нибудь ему дал, но богач делал вид, что не слышит. А когда ему стало невмоготу слушать попрошайку, богач развернулся и кинул в него хлебом. Он не собирался его кормить, у него просто были заняты руки, и вместо камня богач кинул в нищего хлеб. Спустя какое-то время богач заболел и в беспамятстве увидел, как демон и ангел судились за его душу. Брошенный в нищего хлеб оказался единственным добрым делом, которое он совершил. Но когда ангел положил этот хлеб на весы, он перевесил все злые дела богача. Когда тот пришел в себя, увиденное так его поразило, что после этого он переменился, стал помогать бедным и умер в мире с Богом и людьми.

И я подумал: «Кто я такой, чтобы этого человека судить? Может, эти худые двери, пожертвованные на храм, для него – самое доброе, что он в своей жизни сделал? Бог ему судья! Я ему позвонил и поблагодарил, хотя он прекрасно понимал, что подсунул нам хлам. А спустя какое-то время он пришел к нам в храм, чтобы крестить своего внука. Сейчас их семья ходят к нам на все праздники, молятся, случается, и людям помогают». Такая вот история.

+3

299

11 лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Кирилл стал патриархом Кириллом. В истории русского православия началась новая глава. Да, дата не круглая, да и до финала эпохи, пожалуй, еще далеко. Но один ее итог уже налицо, и вряд ли оставшиеся годы понтификата что-то здесь принципиально изменят. Мало кому из предшественников Кирилла удалось настолько разобщить церковную среду.

Причем по ту сторону баррикад, разделивших русский православный мир, оказались и многие из прежних единомышленников Кирилла. Те, кто тогда, в 2009 году, входил в его «команду мечты». В том числе, а вернее сказать, прежде всего, — богослов, миссионер и, пожалуй, самый известный на сегодня церковный публицист протодиакон Андрей Кураев.

Кураев, кстати, сыграл не последнюю роль и в избрании нынешнего предстоятеля РПЦ. Нельзя, наверное, утверждать, что именно его «информационная поддержка» склонила чашу весов на Поместном соборе в пользу Кирилла (по данным «МК», на его избрании, как человека абсолютно лояльного и управляемого, настаивала Администрация Президента), но можно смело сказать, что помощь Кураева была для будущего патриарха совсем не лишней. Никакой предопределенности в тех выборах не было: все висело на волоске.

«По моим данным, чуть более половины епископов России голосовали против него, — вспоминает Кураев. — Он победил голосами зарубежных делегатов собора (прежде всего — Украины; неслучайно вечером накануне выборов митрополит Кирилл приехал поговорить с Киевским митрополитом Владимиром в гостиницу «Националь»). Было вполне очевидно, что это крайне властный человек с жестким стилем управления».

Довольно скоро эту жесткую хватку почувствовал на себе и сам Кураев. Его нарастающие расхождения с «генеральной линией» вылились в конце концов в полноценную опалу: в декабре 2013-го протодиакон был изгнан из Московской духовной академии, где он профессорствовал на протяжении многих лет. А вскоре лишился и статуса члена Межсоборного присутствия РПЦ.

Кураев признает, что ошибся в своих расчетах и надеждах: «Я полагал, что митрополит Кирилл, обретя пожизненную полноту церковной власти, изменится. Отчасти это произошло. Отчасти — не в ту сторону, о которой мне мечталось. Но добрая надежда все же не есть грех».

Тем не менее о своем тогдашнем выборе он сегодня ничуть не жалеет. «Патриарх Кирилл — безусловно, самый талантливый из наших архиереев, — заявил Андрей Кураев обозревателю «МК». — Если бы он не стал патриархом 11 лет назад, то наша церковная интеллигенция сегодня занималась бы, простите, онанизмом на своих кухнях: предавалась бы за чашечкой коньяка сетованиями на тему, какой шанс мы упустили. Говорили бы, что все могло быть по-другому, если бы в 2009-м избрали Кирилла — либерального, передового, свободного человека».

Дело, подчеркивает Кураев, не в личных качествах предстоятеля РПЦ: «В советские времена тоже пытались все свести к личности. Дескать, Сталин во всем виноват. Хотя это был совсем не марксистский подход. Так же и здесь: нельзя сводить проблемы церковной жизни к личности патриарха. Дело в самой системе. Там, где есть бесконтрольные наличные деньги, там, где есть безграничная власть, культура безграничной лести, самоуничижения, прислужничества, стукачества, там не может быть иначе. Поэтому не надо виноватить патриарха Кирилла за те или иные несимпатичные черты нашей церковной жизни, вешать на него всех собак. Это твоя родина, сынок».

По мнению Кураева, православие — не только русское, но русское прежде всего — серьезно больно: «Этот отрезок понтификата патриарха Кирилла показал: нет ни одной болячки, встречавшейся за двадцативековую историю православия, которая бы не возродилась сегодня. К сожалению, церковный истеблишмент, оказавшись «на воле», ничему не учится. Он может учиться под жестким давлением извне. Но если у него все хорошо, сытно, то все, за что попов когда-то бросали с колоколен, мгновенно возвращается.

Мой тезис очень прост: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Надо оставить в прошлом мем перестроечных лет: «В церкви плохому не научат». Научат. Когда-то Александр Твардовский в поэме «Теркин на том свете» писал о советской номенклатуре: «Это вроде как машина скорой помощи идет. Сама режет, сама давит, сама помощь подает». То же я скажу про церковную жизнь».

Одно из проявлений кризиса — судьба новопреставленного протоиерея Всеволода Чаплина. «Это человек, раздавленный церковной системой, — категоричен Кураев. — Есть люди, в том числе и я, которые помнят, каким он был юношей. А то, что в итоге выросло... Не думаю, что то, что говорил Чаплин, было его позицией. Некоторые говорят, что он стебался, доводил все до абсурда. Но он доводил до абсурда то, что реально есть в библиотеке православной культуры. Кто сделал его таким циником? Его церковных начальников можно привлекать к суду по статье «Доведение до самоубийства».

По мнению Кураева, то, как предстоятель РПЦ откликнулся на смерть протоиерея, много говорит и о нравах, царящих на вершине церковной пирамиды, и о характере самого Кирилла: «Это, конечно, крайне печальная история — каким позорно кратким было соболезнование патриарха по поводу кончины отца Всеволода Чаплина, который многие годы писал для него все его тексты, был его ближайшим сотрудником. У патриарха даже дежурных слов для него не нашлось...»

Главной зоной беспокойства для Кирилла, полагает Кураев, являются сегодня отношения с президентом: «Для него очень важно оправдать, что называется, оказанное доверие. Потеря этого доверия была бы для патриарха очень болезненной». Прочие же мнения, уверен протодиакон, патриарха мало волнуют: «Он не видит необходимости в серьезном обсуждении своих решений. Межсоборное присутствие, которое когда-то для этого и создавалось, «сдохло» — превратилось в ничего не решающие канцелярские посиделки... Обычная осень патриарха».

Осень, которая, впрочем, может продлиться еще очень долго. «И дай бог, чтобы продлилась, — заключает мятежный протодиакон. — Я совершенно искренне возглашаю ему многая лета. В том числе и из своих соображений — чтобы, так сказать, распустились все «цветы». Чтобы поменьше осталось иллюзий...»

+ обсуждение

0

300

Абгемахт написал(а):

Главной зоной беспокойства для Кирилла, полагает Кураев, являются сегодня отношения с президентом: «Для него очень важно оправдать, что называется, оказанное доверие. Потеря этого доверия была бы для патриарха очень болезненной».

- У них, как представляется, отношения исключительно "начальник-подчинённый": нынче смотрел, как ВВП Кирилла поздравляет с годовщиной интронизации - подошёл, букет вручил и руку пожал, вместо того, чтоб приложиться... Не, оно конечно - Президент и всё такое... Но он же себя позиционирует как православный (богослужения посещает, крестится во время их проведения), а не иноверец или атеист.

+1


Вы здесь » Беседка ver. 2.0 (18+) » Серьёзные темы » Православный уголок.